Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
77
Станд. |
2. |
1.9 |
1. |
0.6 |
1.2 |
1. |
2.2 |
2.1 | |
Откл. |
2 |
2 |
8 |
4 |
0 |
7 |
9 |
2 | |
9 |
8 |
2 |
|||||||
Группа |
Средн. |
2. |
2.8 |
1. |
0.7 |
2.2 |
2. |
4.1 |
2.6 |
№2. |
Знач. |
8 |
7 |
2 |
3 |
0 |
4 |
3 |
0 |
7 |
7 |
7 |
|||||||
Станд. |
1. |
2.6 |
1. |
1.0 |
1.9 |
2. |
2.6 |
2. 5 | |
Откл. |
6 |
1 |
0 |
3 |
7 |
7 |
0 | ||
8 |
3 |
7 |
|||||||
Группа |
Средн. |
5. |
3.5 |
2. |
0.8 |
2.0 |
1. |
4.2 |
2.2 |
№3 |
Знач. |
0 |
3 |
4 |
7 |
0 |
2 |
7 |
0 |
0 |
7 |
7 |
|||||||
Станд. |
1. |
1.7 |
1. |
0.9 |
1.3 |
1. |
2.6 |
2.1 | |
Откл |
8 |
3 |
9 |
7 |
9 |
7 | |||
1 |
7 |
9 |
2. По результатам теста
Торренса для каждого
Таблица 2. Средние значения индексов оригинальности и уникальности для трех исследуемых групп.
ИНДЕКСЫ |
Оригинальност и |
Уникальности | |
Группа №1. |
Средн. Знач. |
0.66 |
1.40 |
Станд. Откл |
0.12 |
0.91 | |
Группа №2. |
Средн. Знач. |
0.67 |
1.20 |
Станд. Откл. |
0.10 |
0.68 | |
Группа №3 |
Средн. Знач. |
0.69 |
1.33 |
Станд. Откл. |
0.19 |
0.9 |
78
3. По результатам выполнения
теста КОТ для каждого
На основании индивидуальных данных рассчитывались средние значения общего интеллекта и различных факторов интеллекта для трех групп испытуемых (Таблица 3). Таблица 3. Средние значения интегрального показателя (IQ) и отдельных факторов интеллекта для трех изучаемых групп.
Факторы |
IQ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Интеллекта |
||||||||
Гру |
Сред |
26. |
3.8 |
6.2 |
1.4 |
6.3 |
2.2 |
6.9 |
ппа |
н. |
20 |
7 |
7 |
0 |
3 |
0 |
3 |
№1. |
Знач. |
|||||||
Ста |
5.9 |
1.8 |
1.4 |
1.1 |
0.9 |
0.8 |
3.0 | |
нд. |
8 |
8 |
4 |
8 |
6 |
6 | ||
Отк |
||||||||
л. |
||||||||
Гру |
Сред |
24. |
3.4 |
6.2 |
1.0 |
5.4 |
11. |
6.1 |
ппа |
н. |
07 |
7 |
7 |
7 |
0 |
80 |
3 |
№2. |
Знач. |
|||||||
Ста |
4.2 |
1.9 |
1.3 |
0.8 |
1.7 |
0.7 |
2.9 | |
нд. |
3 |
2 |
3 |
8 |
6 |
7 |
7 | |
Отк |
||||||||
л. |
||||||||
Гру |
Сред |
27. |
4.2 |
6.7 |
1.7 |
6.0 |
1.6 |
7.7 |
ппа |
н. |
27 |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
№3 |
Знач. |
|||||||
Ста |
4.4 |
1.8 |
1.0 |
0.8 |
1.2 |
0.7 |
3.2 | |
нд. |
6 |
6 |
3 |
8 |
0 |
4 |
4 | |
Отк |
||||||||
л. |
79
Для выявления значимых различий между исследуемыми группами по типу межличностных отношений, показателям невербальной креативности и различным компонентам интеллекта была проведена статистическая обработка полученных данных с использованием программы, разработанной в лаборатории психологии способностей ИП РАН. Программа позволила оценить сдвиг между показателями типа межличностных отношений (шкалы методики Т. Лири), IQ, различных факторов интеллекта и креативности в трех исследуемых группах по параметрическому коэффициенту Стьюдента и непараметрическому Уилкоксона. Значимые различия при сравнении групп были установлены по следующим параметрам: шкалы I,II,III,VI - методики Т. Лири и показатели пространственного, вербального интеллекта, а также интегрального показателя КОТ и компонента эмоциональной устойчивости (Приложения 4, 5, 6, Таблица 4).
Таблица 4. Параметры, по которым были зафиксированы различия между группами (стрелками обозначены значимые превышения показателей при попарном сравнении групп).
Параметры, по которым зафиксир. значимые отличия
Группа
Группа
Группа
Шкала I (методика Лири) Властный-лидирующий
3.60
2.87
5.00
Шкала II (методика Лири) Независимый-доминирующий
4.40
2.87
3.53
Шкала III (методика Лири) Прямолинейный-агрессивный
2.47
1.27
2.47
Шкала VI (методика Лири)
Зависимый-послушный
1.60
2.47
1.27
Общий фактор интеллекта (КОТ)
26.20
24.07
27.27
Пространственный интеллект
2.20
1.80
1.60
Вербальный интеллект
6.33
5.40
6.00
80
Эмоц. компонеты мышления |
1.40 |
1.07 |
__L73 |
|
Анализ полученных результатов.
Особенности взаимоотношений в исследуемых группах.
Согласно инструкции, предшествовавшей опроснику Т. Лири, испытуемые выделяли те качества и характеристики человека, которые позволили бы ему наилучшим образом вписаться в их трудовой коллектив. Иными словами, выбранные ими свойства должны составить психологический портрет коллектива, причем не «идеального» трудового коллектива в представлении данных испытуемых, а «реального», в котором они работают в настоящее время. Таким образом, те из восьми шкал опросника, по которым зафиксировано значимое различие между группами, можно считать отличительными чертами данных коллективов в рамках использованной методики.
Анализ результатов сравнения групп по шкалам методики Т. Лири.
По результатам попарного сравнения исследуемых групп по среднегрупповым значениям по шкалам методики Т.Лири значимые различия были зафиксированы по шкалам I, II, III, VI. (Таблица 4)
Исходя из полученных данных, различия по шкале I («властный-лидирующий» тип) зафиксированы как между первой и третьей, так и между второй и третьей группами. Максимальные проявления черт личности данного типа обнаружены в ответах испытуемых третьей группы, что свидетельствует об успешности в данном коллективе людей с выраженной мотивацией достижений, уверенных в себе, упорных в отстаивании собственной точки зрения, с тенденцией к лидерству и доминированию. В наименьшей степени выражены вышеуказанные черты в выборах испытуемых второй группы, что позволяет предположить гораздо более конформную атмосферу в данном коллективе. И действительно, такое личностное свойство как «потребность в помощи, доверии и признании со стороны окружающих» выбирается как желаемое для возможного коллеги испытуемыми второй группы чаще, чем остальными (шкала VI «зависимый-
81
послушный»). Различие на уровне значимости зафиксировано по этой шкале между испытуемыми 2-ой и 3-ей групп.
Примечательно, что для 2-ой группы наибольшие значения по шкале «зависимости» соотносятся с наименьшими по шкале II («независимо-доминирующий» тип), являющейся как бы антиподом шкалы VI. Хотя, в данном случае значимые различия зафиксированы между 2-ой и 1-ой группами. Причем, именно первая группа лидирует по таким качествам как «независимость» и «соперничество».
По шкале III («прямолинейно-агрессивный» тип) первая и третья группы имеют одинаковые значения, которые значимо превосходят данный показатель во второй группе. Таким образом, «непосредственность, искренность, прямолинейность» в высказываниях и поступках приветствуется в коллективах 1-ой и 3-ей групп, но вряд ли смогла бы стать ключом к успеху среди не очень уверенных в себе и ориентированных на мнение окружающих представителей 2-ой группы.
Различия в структуре общих познавательных способностей испытуемых в группах.
Попарное сравнение трех групп испытуемых по интегральному показателю КОТ и отдельным факторам интеллекта, позволило выделить следующие значимые превышения значений:
в третьей группе по сравнению со второй по показателю общего интеллекта;
в первой группе по сравнению со второй по вербальному фактору интеллекта;
в первой группе по сравнению с третьей по пространственному фактору интеллекта;
в третьей группе по сравнению со второй по показателю устойчивости к эмоциональной деструкции мыслительных процессов.
Таким образом, испытуемые первой группы занимают лидирующее положение по показателям пространственного и вербального интеллекта.
82
Вторая группа имеет минимальные
значения показателя общего интеллекта
и вербального фактора
В третьей группе зафиксировано максимальное значение интегрального показателя КОТ, но минимальное значение пространственного интеллекта. Испытуемые этой группы в наименьшей степени подвержены эмоциональной деструкции мыслительных процессов.
Как уже отмечалось, исследуемые группы были выбраны таким образом, чтобы быть максимально близкими по характеру своей деятельности. В связи с этим, вполне закономерным выглядит тот факт, что значимых различий между группами не было обнаружено по факторам интеллекта, релевантным профессиональной деятельности сотрудников, т.е. в наибольшей степени используемым при создании «банковского продукта». Такими факторами являются: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, математические способности.
По показателям невербальной креативности значимых различий между группами испытуемых зафиксировано не было. В 1-ой, 2-ой и 3-ей группах среднее значение индекса оригинальности составило 0.66, 0.67 и 0.69, а индекса уникальности соответственно 1.4, 1.2 и 1.33 (таблица 3). Эти данные свидетельствуют о том, что примерно у 40% людей в выборке «молодых менеджеров» (на которых был адаптирован использованный вариант теста Торренса) невербальная креативность оказалась выше, чем у исследованных испытуемых. С учетом специфики довольно жестко регламентированной и разносторонне контролируемой трудовой активности банковского клерка, которая минимально ориентирована на порождение чего-то «оригинального» и нового, данный показатель можно считать достаточно высоким. С другой стороны, тот факт, что вышеуказанные показатели креативности не проявляются в качестве дифференцирующих факторов при сравнении изучаемых групп, может свидетельствовать об их большей взаимосвязанности с профессиональной деятельностью испытуемых, чем с особенностями межличностных отношений в группах.
Сопоставление характера
внутригрупповых
83
Как отмечалось выше, скорее всего процедура ассесмента в подразделениях банков, к которым относятся изучаемые группы включала не только оценку профессиональной успешности испытуемых, но и то, насколько они разделяют декларируемый в группе тип межличностных отношений. Учитывая, что испытуемые были оставлены в составе подразделений при проведении сокращений числа сотрудников, их выборы по методике Т. Лири могут рассматриваться как совокупность наиболее поощряемых в коллективе черт и особенностей личности, а значит и межличностных взаимоотношений. Предполагая, что декларируемые в коллективе взаимоотношения выступают в качестве некоторого устойчивого образования, можно проследить их взаимосвязь со структурой общих способностей испытуемых в каждой группе.
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия