Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

95

Табл. №1

Значения компонентов  психосоматического модуса состояний (ПСМС) учащихся начальной школы  при разной успеваемости в четверти и на уроке.

Уровень школьной успеваемости

Значение показателей  ПСМС

 

отдельные показатели

интегральный показатель

 

УБ

Н

М

ОУ

Иису

«Отличники» (успеваемость в четверти).

Отличная успеваемость на уроке.

4,2

4,3

5,3 5,7

5,1

5,1

5,1

4,8

48 (48,4)

50(49,3)

«Хорошисты» (успеваемость в четверти). Хорошая успеваемость на уроке.

4,1

4,0

4,1

4,8

4,4

4,6

4,7

4,6

37 (37,2) 40(40,4)

«Троечники» (успеваемость в четверти).

Удовлетворительная  успеваемость на уроке.

3,7 3,6

3,6

3,1

4,0

3,9

4,2

4,1

30 (29,9)

27(26,8)

Среднее                   значение показателей: -при разной успеваемости в четверти,

-при разной  успеваемости на уроке.

4,0

4,0

4,3

4,5

4,5

4,5

4,7

4,5

39(38,5) 39 (38,9)


Обозначения в табл.: УБ - уровень бодрствования, Н - настроение, М - мотивация, ОУ - оценка успеха, Иису - индекс интенсивности состояний  ученика.

96

ня успешности учебной  деятельности. Разница в значениях  анализируемого показателя при изменении  уровня учебной успеваемости составляет: при переходе из группы «отличники»  в группу « хорошисты»- 23%, при  переходе из группы «хорошисты» в  группу «троечники»-19%, при переходе из группы « отлично и хорошо успевающие» (т.е., благополучные с точки зрения успеваемости ученики) в группу «троечники» (т.е., слабо успевающие ученики)-30%.Полученный результат позволяет констатировать существование константных по насыщаемости профилей психических состояний  у учеников с разной успеваемостью. Видимо, «отличники», « хорошисты» и  «троечники» находятся в качественно  разных психических состояниях.

Результат № 2.

Общий фон психических  состояний учеников при разной успеваемости в четверти от максимально благоприятного для формирования учебной деятельности (77абсолютных единиц) составляет: в  группе учеников «отличники»-62%, в группе учеников «хорошисты»-48%, в целом  в группе « отлично и хорошо успевающие

ученики»-55%, в группе «  троечники»-39%. У типичного младшего школьника интегрированность психических  состояний в учебной деятельности составляет от максимально благоприятной  величины-50%. Сравнение полученных данных показывает, что актуализация эмоционально-мотивационно-энергетических ресурсов ученика осуществляется в  процессе обучения не в полном объеме. Видимо, недостаточная сформированность психологической системы учебной  деятельности в целом и ее отдельных  компонентов формирует,с одной  стороны, недостаточную удовлетворенность  ученика от результатов своего учебного труда, которая отражаясь в его  психических состояниях, оказывает  регулирующее воздействие на формирование самого ученика как субъекта учебной  деятельности,с другой стороны. По мнению многих исследователей (Леонтьев А.Н.,1981; Давыдов В.В.,1991; Эльконин Д.Б.,1961,1979) учебная деятельность, являясь ведущей  в младшем школьном возрасте, именно в этом возрасте только начинает формироваться. Научные дискуссии в психологии по проблеме ведущей деятельности (А.В. Петровский, 1987и др.), однако, не снимают  саму проблему обучения в форме учебной  деятельности (В.В. Давыдов, 1978,1986,1996; Д.Б. Эльконин, 1961,1974).

Полученные данные дают основание  считать, что нереализованность  максимально возможного потенциала психического состояния младшего ученика  в учебной деятельности является типичным для начального обучения и  представляет собой сдерживающий фактор в процессе формирования ученика  как субъекта учебной деятельности.

Результат № 3.

В структуре психосоматического модуса ученика при разной успеваемости в четверти отдельные компоненты представлены по разному и у «отличников» и у» хорошистов» и у «троечников» (табл. №1). Анализ среднегрупповых значений компонентов психосоматического

97

модуса у» отличников», «хорошистов» и» троечников» позволил вывить общую  тенденцию в изменении значений этих четырех компонентов при  переходе от одного уровня успеваемости на другой - снижение значений. Однако, величина снижения в группах разноуспевающих  учеников разная.

По показателю «уровень бодрствования» практически нет различий между  «отличниками» и» хорошистами». Отлично  и хорошо успевающие школьники по этому показателю имеют максимально  благоприятное значение: «отличники» - 4,2, «хорошисты» -4,1.У «троечников» уровень бодрствования незначительно  снижен и составляет- 3,7 (величина снижения по сравнению с отличниками и  хорошистами-10%). В целом, для младших  школьников характерно достаточно бодрое, максимально благоприятное для  учения состояние. (Среднее значение рассматриваемого показателя для типичного  младшего школьника равно 4,0).

По показателю «настроение» различия между группами разноуспевающих  школьников более существенны. Снижение настроения при переходе из группы «отличники» в группу»хорошисты»  составляет 23%, при переходе их группы»  хорошисты» в группу «троечники»-12%, из группы «отлично и хорошо успевающие ученики» в группу «слабоуспевающие»-23%. (У «отличников»среднее значение рассматриваемого показателя равно 5,3, у «хорошистов»-4,1, у « троечников»-3,6). Средняя величина по показателю «настроение  «у типичного младшего школьника» равна 4,3 и составляет от максимально благоприятной (равной 7) 61%. У «отличников» величина по показателю «настроение» от максимально  благоприятной составляет 75%, у «хорошистов» - 59%, «у троечников» - 51%. Т.о., включенность в учебную деятельность и степень  овладения ею влияет на настроение ученика. Уровень жизнерадостности и удовлетворенности от школьных занятий выше у отлично и хорошо успевающих школьников, чем у слабоуспевающих.

По показателю «мотивация»  различия между группами разноуспевающих  школьников также достаточно существенны. Величина снижения при переходе из группы «отличники» в группу «  хорошисты» составляет 14%, из группы «хорошисты»  в группу « троечники» - 9%, из группы «отлично и хорошо успевающие ученики  «в группу «слабоуспевающие» - 17%. (У  отличников среднее значение на шкале  «мотивация» фиксируется величиной 5,1, у «хорошистов» - 4,4,у «троечников» - 4.0). Средняя величина по показателю «мотивация» у типичного младшего школьника равна 4,5 и составляет от максимально благоприятной для  учебной деятельности (равной 7) - 64%.В  структуре учебной деятельности типичного младшего школьника мотивационный  компонент сформирован не в полной мере. В большей степени он сформирован  у отлично и хорошо успевающих школьников, у них присутствует большее  желание учиться, чем у слабоуспевающих  учеников.

При переходе из группы «отличники»  в группу «хорошисты» настроение и мотивация снижаются более  существенно, чем при переходе из «хорошистов» в «троечники». Анализ мотивационно-эмоционального    фона   формирования   учебной   деятельности    в    младшем

98

школьном возрасте косвенно подтверждает большое значение эмоционально-мотивирующей функции школьной отметки в процессе обучения, выделенной Б.Г. Ананьевым (1988).

Значение показателя «  оценка успеха» при разной успеваемости меняется следующим образом. У «отличников» среднее значение рассматриваемого показателя равно 5,1, у «хорошистов» - 4,7, у «троечников» - 4,2, у типичного  младшего школьника - 4,7. При переходе из группы «отличники» в группу «хорошисты»  величина снижения данного показателя составляет 8%, при переходе из группы « хорошисты» в группу «троечники» - 10%, из группы «отлично и хорошо успевающие ученики» в группу «слабоуспевающие» - 10%. При оценке своего успеха чувство  удовлетворенности результатами учебы  у типичного младшего школьника  выражено на 67%, «у отличников» - на 72%, у  «хорошистов» - на 67%, у «троечников» - на 60%. Следует отметить также, что  свои успехи дети оценивают более  высокими показателями, чем свое настроение, самочувствие и желание учиться. Видимо, сказывается своего рода «закрепленность» состояний ученика отметкой в  четверти.

В целом в психосоматическом  модусе состояний наибольшее снижение значений при снижении уровня учебной  успеваемости зафиксировано по показателям  «настроение» и «мотивация», наименьшее - по показателям « оценка успеха»  и «уровень бодрствования».

Результат № 4.

Значения показателей  психосоматического модуса состояний  ученика -и отдельных и интегрального- при разной успеваемости в четверти и при разной успеваемости на уроке  практически совпадают (табл.№ 1). Отметка  учителя закрепляет типичные для  разноуспевающих школьников состояния  ученика в процессе обучения. Однако, на уроке с отметкой интенсивность  состояний у учащихся по показателю Иису по сравнению с типичной для  данной по успеваемости группой незначительно  выше: у отличников - на 4 %, у хорошистов - на 8%, у троечников- на 10%.

Результат № 5.

Получена общая картина  соотношения выраженности характеристик  психосоматического модуса состояний  учащихся при разной успеваемости на уроке на разных ступенях обучения (таб. № 2). (В группы отлично, хорошо и удовлетворительно успевающих детей на уроке могли попасть  и попали дети с разной успеваемостью  в четверти).

99

Табл. № 2.

Динамика значений отдельных  показателей психосоматического модуса состояний (ПСМС) младших школьников при разной успеваемости на уроке  на разных этапах обучения.

Уровень   успеваемости   на уроке

Компоненты ПСМС

Этапы обучения

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

Отличная

УБ

4,2

4,4

4,3

успеваемость на уроке

Н

5,9

5,8

5,5

 

М

4,9

5,7

4,8

 

ОУ

5

4,9

4,6

 

Иису

50 (49,4)

54(53,9)

46(46,1)

Хорошая

УБ

3,5

4,3

4,2

успеваемость на уроке

Н

4,5

5,2

4,6

 

М

4,6

4,8

4,5

 

ОУ

4,9

4,5

4,3

 

Иису

38(38,9)

44(44,2)

39(38,8)

Удовлетворительная

УБ

3,8

3,6

4,4

успеваемость на уроке

Н

2,7

3,3

3,4

 

М

3,0

4,1

4,7

 

ОУ

4,0

4,3

4,1

 

Иису

23(22,7)

24(23,8)

35(34,9)


Обозначения в табл.: УБ - уровень бодрствования, Н - настроение, М - мотивация, ОУ - оценка успеха, Иису - индекс интенсивности состояний  ученика.

100

При отличной успеваемости на уроке в очень хорошем настроении (максимально благоприятное значение - 7 баллов) пребывают 50% учеников 1 класса, 52% учеников 2 класса и 34% учеников 3 класса. Приподнятое настроение (6 баллов) отмечается у 13% первоклассников, 17% второклассников  и 12 % третьеклассников. Довольно хорошее  настроение (5 баллов) присуще 18% учащихся 1и 2 классов и 16% учащимся 3 класса. В  целом среднее значение показателя «настроение» в общем психосоматическом  модусе составляет у первоклассников-5,9, у второклассников-5,8 и у третьеклассников-5,5; у типичного (среднего) младшего школьника при отличной успеваемости на уроке-5,7 . Достаточно большее количество детей чувствует себя бодрыми и отдохнувшими: в 1 классе количество таких детей составляет 27%,во 2 классе-55%,в 3 классе-35%. Величина значения показателя «уровень бодрствования» у этих детей составляет 4балла и входит в зону максимально благоприятного. Слабое напряжение (значение шкалы «уровень бодрствования» составляет 5 баллов) испытывают 16% первоклассников, 24% второклассников и 18% третьеклассников. Сильное напряжение и возбуждение (значение шкалы « уровень бодрствования» составляет 6 баллов) испытывают 12% первоклассников и второклассников, 7% второклассников, при этом нервничают 10% первоклассников и 15% третьеклассников (максимальное значение рассматриваемого показателя составляет 7 баллов и отражает высокую степень неблагоприятности психофизиологического состояния для деятельности). Значения рассматриваемой шкалы у младших школьников на разных ступенях обучения практически совпадают: 4,2 - у первоклассников, 4,4 -у второклассников,4,3 - у третьеклассников; у типичного младшего школьника при отличной успеваемости на уроке - 4,3.

При отличной успеваемости на уроке высокий уровень мотивационных  состояний (максимально благоприятный  балл равен 7), характеризующийся очень  большим желанием работать, зафиксирован у 13% первоклассников и у 29% второклассников. Около 32% детей из каждого класса хотят работать на уроке (это состояние  на шкале « мотивация» фиксируется 6 баллами). Не могут разобраться  в своих желаниях относительно выполнения учебных заданий на уроке 23% учащихся первого класса, 10% учащихся второго  класса, 12% учащихся третьего класса. В  целом у учащихся второго класса мотивационные состояния выражены несколько сильнее, чем у учащихся первого и третьего классов: 5,7 - у  второклассников, 4,9 и 4,6 - у первоклассников  и второклассников соответственно. Типичный мотивационный фон младших  школьников при отличной успеваемости на уроке составляет 5,1 (при максимально  благоприятном - 7).

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия