Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
95
Табл. №1
Значения компонентов психосоматического модуса состояний (ПСМС) учащихся начальной школы при разной успеваемости в четверти и на уроке.
Уровень школьной успеваемости |
Значение показателей ПСМС | ||||
| отдельные показатели |
интегральный показатель | |||
| УБ |
Н |
М |
ОУ |
Иису |
«Отличники» (успеваемость в четверти). Отличная успеваемость на уроке. |
4,2 4,3 |
5,3 5,7 |
5,1 5,1 |
5,1 4,8 |
48 (48,4) 50(49,3) |
«Хорошисты» (успеваемость в четверти). Хорошая успеваемость на уроке. |
4,1 4,0 |
4,1 4,8 |
4,4 4,6 |
4,7 4,6 |
37 (37,2) 40(40,4) |
«Троечники» (успеваемость в четверти). Удовлетворительная успеваемость на уроке. |
3,7 3,6 |
3,6 3,1 |
4,0 3,9 |
4,2 4,1 |
30 (29,9) 27(26,8) |
Среднее значение показателей: -при разной успеваемости в четверти, -при разной успеваемости на уроке. |
4,0 4,0 |
4,3 4,5 |
4,5 4,5 |
4,7 4,5 |
39(38,5) 39 (38,9) |
Обозначения в табл.: УБ - уровень бодрствования, Н - настроение, М - мотивация, ОУ - оценка успеха, Иису - индекс интенсивности состояний ученика.
96
ня успешности учебной
деятельности. Разница в значениях
анализируемого показателя при изменении
уровня учебной успеваемости составляет:
при переходе из группы «отличники»
в группу « хорошисты»- 23%, при
переходе из группы «хорошисты» в
группу «троечники»-19%, при переходе
из группы « отлично и хорошо успевающие»
(т.е., благополучные с точки зрения
успеваемости ученики) в группу «троечники»
(т.е., слабо успевающие ученики)-30%.Полученный
результат позволяет
Результат № 2.
Общий фон психических состояний учеников при разной успеваемости в четверти от максимально благоприятного для формирования учебной деятельности (77абсолютных единиц) составляет: в группе учеников «отличники»-62%, в группе учеников «хорошисты»-48%, в целом в группе « отлично и хорошо успевающие
ученики»-55%, в группе «
троечники»-39%. У типичного младшего
школьника интегрированность
Полученные данные дают основание считать, что нереализованность максимально возможного потенциала психического состояния младшего ученика в учебной деятельности является типичным для начального обучения и представляет собой сдерживающий фактор в процессе формирования ученика как субъекта учебной деятельности.
Результат № 3.
В структуре психосоматического модуса ученика при разной успеваемости в четверти отдельные компоненты представлены по разному и у «отличников» и у» хорошистов» и у «троечников» (табл. №1). Анализ среднегрупповых значений компонентов психосоматического
97
модуса у» отличников», «хорошистов» и» троечников» позволил вывить общую тенденцию в изменении значений этих четырех компонентов при переходе от одного уровня успеваемости на другой - снижение значений. Однако, величина снижения в группах разноуспевающих учеников разная.
По показателю «уровень бодрствования»
практически нет различий между
«отличниками» и» хорошистами». Отлично
и хорошо успевающие школьники по
этому показателю имеют максимально
благоприятное значение: «отличники»
- 4,2, «хорошисты» -4,1.У «троечников»
уровень бодрствования
По показателю «настроение»
различия между группами разноуспевающих
школьников более существенны. Снижение
настроения при переходе из группы
«отличники» в группу»
По показателю «мотивация»
различия между группами разноуспевающих
школьников также достаточно существенны.
Величина снижения при переходе из
группы «отличники» в группу «
хорошисты» составляет 14%, из группы «хорошисты»
в группу « троечники» - 9%, из группы
«отлично и хорошо успевающие ученики
«в группу «слабоуспевающие» - 17%. (У
отличников среднее значение на шкале
«мотивация» фиксируется
При переходе из группы «отличники» в группу «хорошисты» настроение и мотивация снижаются более существенно, чем при переходе из «хорошистов» в «троечники». Анализ мотивационно-эмоционального фона формирования учебной деятельности в младшем
98
школьном возрасте косвенно подтверждает большое значение эмоционально-мотивирующей функции школьной отметки в процессе обучения, выделенной Б.Г. Ананьевым (1988).
Значение показателя « оценка успеха» при разной успеваемости меняется следующим образом. У «отличников» среднее значение рассматриваемого показателя равно 5,1, у «хорошистов» - 4,7, у «троечников» - 4,2, у типичного младшего школьника - 4,7. При переходе из группы «отличники» в группу «хорошисты» величина снижения данного показателя составляет 8%, при переходе из группы « хорошисты» в группу «троечники» - 10%, из группы «отлично и хорошо успевающие ученики» в группу «слабоуспевающие» - 10%. При оценке своего успеха чувство удовлетворенности результатами учебы у типичного младшего школьника выражено на 67%, «у отличников» - на 72%, у «хорошистов» - на 67%, у «троечников» - на 60%. Следует отметить также, что свои успехи дети оценивают более высокими показателями, чем свое настроение, самочувствие и желание учиться. Видимо, сказывается своего рода «закрепленность» состояний ученика отметкой в четверти.
В целом в психосоматическом модусе состояний наибольшее снижение значений при снижении уровня учебной успеваемости зафиксировано по показателям «настроение» и «мотивация», наименьшее - по показателям « оценка успеха» и «уровень бодрствования».
Результат № 4.
Значения показателей психосоматического модуса состояний ученика -и отдельных и интегрального- при разной успеваемости в четверти и при разной успеваемости на уроке практически совпадают (табл.№ 1). Отметка учителя закрепляет типичные для разноуспевающих школьников состояния ученика в процессе обучения. Однако, на уроке с отметкой интенсивность состояний у учащихся по показателю Иису по сравнению с типичной для данной по успеваемости группой незначительно выше: у отличников - на 4 %, у хорошистов - на 8%, у троечников- на 10%.
Результат № 5.
Получена общая картина соотношения выраженности характеристик психосоматического модуса состояний учащихся при разной успеваемости на уроке на разных ступенях обучения (таб. № 2). (В группы отлично, хорошо и удовлетворительно успевающих детей на уроке могли попасть и попали дети с разной успеваемостью в четверти).
99
Табл. № 2.
Динамика значений отдельных показателей психосоматического модуса состояний (ПСМС) младших школьников при разной успеваемости на уроке на разных этапах обучения.
Уровень успеваемости на уроке |
Компоненты ПСМС |
Этапы обучения | ||
| 1 класс |
2 класс |
3 класс | |
Отличная |
УБ |
4,2 |
4,4 |
4,3 |
успеваемость на уроке |
Н |
5,9 |
5,8 |
5,5 |
М |
4,9 |
5,7 |
4,8 | |
ОУ |
5 |
4,9 |
4,6 | |
Иису |
50 (49,4) |
54(53,9) |
46(46,1) | |
Хорошая |
УБ |
3,5 |
4,3 |
4,2 |
успеваемость на уроке |
Н |
4,5 |
5,2 |
4,6 |
М |
4,6 |
4,8 |
4,5 | |
ОУ |
4,9 |
4,5 |
4,3 | |
Иису |
38(38,9) |
44(44,2) |
39(38,8) | |
Удовлетворительная |
УБ |
3,8 |
3,6 |
4,4 |
успеваемость на уроке |
Н |
2,7 |
3,3 |
3,4 |
М |
3,0 |
4,1 |
4,7 | |
ОУ |
4,0 |
4,3 |
4,1 | |
Иису |
23(22,7) |
24(23,8) |
35(34,9) |
Обозначения в табл.: УБ - уровень бодрствования, Н - настроение, М - мотивация, ОУ - оценка успеха, Иису - индекс интенсивности состояний ученика.
100
При отличной успеваемости
на уроке в очень хорошем
При отличной успеваемости
на уроке высокий уровень
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия