Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
35. Современная психология. // Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.
36. Социально-психологические
проблемы бригадной формы
37. Уманский Л.И. Психология
организаторской деятельности
38. Холодная М.А. Когнитивные
стили как проявление
39. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.
40. Юркевич В.С. О работе межинститутского семинара по проблеме способностей. // Вопросы психологии, 1986, N 1, с. 184.
90
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС
СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО
Г.А.Суворова
Введение в проблему.
Современный этап внедрения
психологии в систему образования
характеризуется интеграцией и
дифференциацией различного психологического
знания в структуре единого
-первая-разведение понятий
« обучение», «учение», « научение»
и рассмотрение
-вторая-рассмотрение
третья- рассмотрение обучения как процесса формирования психологической системы деятельности, результативной стороной которого является научение (выделено В. Д. Щадриковым, 1993,1996).
В контексте понимания
учения как деятельности -линия, идущая
от С.Л. Рубинштейна (1946) и развиваемая
в работах Д.Б. Эльконина (1989), В.В.
Давыдова (1980, 1996) и обучения как процесса
формирования психологической системы
деятельности -линия, развиваемая в
работах В.Д. Шадрикова (1993,1996) появляется
возможность ставить вопрос о
состояниях ученика как субъекта
учебной деятельности. Более конкретно:
исследовать влияние разного
рода переживаний (состояний) ученика
на успешность его обучения, т.е., на
успешность формирования у ученика
психологической системы
Вопрос о влиянии состояний
ученика на успешность его обучения,
видимо, может быть поставлен как
самостоятельный без
91
трудовой профессиональной
деятельности (показано в исследованиях
В.Д. Шадрикова, 1993,1996) позволяет рассматривать
общие функции психических
Анализируя выделенные разными
исследователями функции
Изучение системных
Предметом настоящего исследования являются эмоционально-мотивационные механизмы учения, рассмотренные через их системную интегральную характеристику в виде модуса психосоматического состояния ученика.
В литературе имеются данные
об эталонных профилях функциональных
психических состояний учеников
- студентов вузов во время экзамена
и во время академических занятий
(без дифференциации успешности обучения,
отражающих качественную специфику
изменений в спектре
92
Целью данного исследования
являлся сопоставительный анализ соотношения
мотивационных, эмоциональных и
активационных состояний
В основу исследования были положены следующие предварительные гипотезы:
1. Количественные (уровень учебной успеваемости) и качественные (сформированность планирующих, когнитивных, информационных, моторных компонентов психологической системы деятельности) показатели успешности обучения взаимосвязаны через мотивационно-целевые и процессуально-результативные характеристики деятельности, отраженные в переживаниях ученика в форме некоторых константных по насыщаемости профилей психических состояний.
2. Профили психических
состояний ученика при разной
учебной успеваемости имеет
3. Повышение
уровня школьной успеваемости
сопровождается повышением значений
взаимосвязанных компонентов
4. Определенный уровень
успешности учебной
Организация и методика исследования.
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, ученики первого, второго и третьего классов, обучающиеся по программе 1-3.Взято три параллели, по три класса в каждой параллели. Объем общей экспериментальной выборки составил 189 человек.*) Из общей выборки испытуемых по результатам успеваемости в четверти и текущей успеваемости на уроке было сформировано шесть частных выборок, каждая по 21 человеку:
-«отличники» в четверти из числа учеников первого, второго и третьего классов,
-«хорошисты» в четверти из числа учеников первого, второго и третьего классов;
-«троечники» в четверти из числа учеников первого, второго и третьего классов;
-«отлично успевающие на уроке» из числа учеников первого, второго и третьего классов;
-«хорошо успевающие на
уроке» из числа учеников
«удовлетворительно успевающие на уроке» из числа учеников первого, второго и третьего классов.
93
Структура и динамика психических
состояний младших школьников при
разных уровнях школьной успеваемости
изучалась с использованием шкальной
диагностической методики ФПС-2Т (шкала
функционального психического состояния,
второй вариант, по типу Терстона), адаптированный
В.И. Чирковым (1989) и предложенной им
для массовых обследований. Младшие
школьники письменно
Предлагаемые для оценки состояния утверждения были детям понятны. Отметка, полученная на уроке, сообщалась детям в конце всех занятий, т.о. создавалась ситуация для самостоятельного оценивания результатов своего учебного труда. Учитель на уроке использовал только парциальные оценки.
Согласно методике предлагаемые высказывания служили индикаторами следующих четырех компонентов (факторов) психосоматического модуса состояний ученика: первый-«уровень бодрствования» (УБ)- сонливость-возбуждение; второй- «настроение» (Н)-настроенность на учебу; третий- « мотивация» (М)-желание работать, вовлеченность в работу;
четвертый-«оценка успеха» (ОУ) - переживание спеха-неуспеха в учебе (оценка достигнутого успеха).
Мотивационный компонент (М) психосоматического модуса характеризует побуждающие переживания детей - собственно мотивационные состояния. Компоненты психосоматического модуса «оценка успеха» (ОУ) и «настроение» (Н) характеризуют собственно эмоциональные состояния и оценочные переживания детей. Переживания «успеха-неуспеха» в учебной деятельности формируются как следствие оценки результата уже совершенной деятельности и отражают степень приближения к цели деятельности; фактор «настроение» характеризует фон, отражающий обобщенный успех в учебной деятельности. Компонент « уровень бодрствования» (УБ) характеризует собственно эмоционально-энергетические процессы и переживания интенсивности состояния.
По результатам обследования рассчитывались и анализировались следующие показатели:
-среднегрупповые значения
компонентов
-индекс интенсивности
состояний учеников Иису на
разном фоне учебной
Иису= (МхН)/2+ (МхОУ)/2 + (УБхН)/2 + (ОУхУБ)/2,
94
где М, Н, ОУ, УБ - средне групповые значения компонентов модуса психосоматического состояния ученика, соответственно-мотивация, настроение, оценка своего успеха и уровень бодрствования.
Графический профиль психического состояния ученика на плоскости может быть описан через площадь четырехугольника со сторонами, образованными взаимосвязанными компонентами психосоматического модуса. В этом случае индекс интенсивности состояний ученика можно рассчитать через площадь четырехугольника, составленного из прямоугольных треугольников со сторонами, соответствующими среднегрупповым значениям компонентов психосоматического модуса с использованием основных математических формул. Площадь четырехугольника может быть вычислена в данном случае как сумма площадей четырех прямоугольных треугольников.
Максимально благоприятным
фоном психических состояний
ученика для успешности формирования
всех компонентов психологической
системы деятельности можно считать
значение интегрального показателя
интенсивности состояний
Иису= (7х7/2) +(7х7/2) +(7х4/2)+ (7х4/2)=77
Результаты исследования и их обсуждение.
Результат № 1.
Интенсивность психических
состояний «у отличников», «хорошистов»
и « троечников» (слабо успевающих
учеников) разная. Интегральная характеристика
психосоматического модуса состояний
учащихся начальной школы при
разной успеваемости в четверти по
показателю «индекс интенсивности
состояний учеников» Иису составляет
48-«у отличников», 37-у «хорошистов»,
30-у «троечников»(табл.№1).
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия