Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

35. Современная психология. // Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.

36. Социально-психологические  проблемы бригадной формы организации  труда. // Отв. Ред. Шорохова Е.В., Журавлев А.Л. М., 1987.

37. Уманский Л.И. Психология  организаторской деятельности школьников. М., 1980.

38. Холодная М.А. Когнитивные  стили как проявление своеобразия  индивидуального интеллекта. Киев, 1990.

39. Холодная М.А. Психология  интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

40. Юркевич В.С. О работе  межинститутского семинара по  проблеме способностей. // Вопросы  психологии, 1986, N 1, с. 184.

90

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС  СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ  НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.

Г.А.Суворова

Введение в  проблему.

Современный этап внедрения  психологии в систему образования  характеризуется интеграцией и  дифференциацией различного психологического знания в структуре единого образовательного процесса и сопровождается существованием многообразия подходов к пониманию  сущности, закономерностей и механизмов обучения. В изучении различных аспектов психологии обучения как предмета научного исследования можно выделить некоторые  тенденции:

-первая-разведение понятий  « обучение», «учение», « научение»  и рассмотрение психологических  реальностей, стоящих за ними  как самостоятельных феноменов  (выделено И.В. Равич-Щербо, 1987),

-вторая-рассмотрение обучаемости  как общей способности человека  наряду с интеллектом и креативностью-творческостью  (выделено В.Н. Дружининым, 1995),

третья- рассмотрение обучения как процесса формирования психологической  системы деятельности, результативной стороной которого является научение (выделено В. Д. Щадриковым, 1993,1996).

В контексте понимания  учения как деятельности -линия, идущая от С.Л. Рубинштейна (1946) и развиваемая  в работах Д.Б. Эльконина (1989), В.В. Давыдова (1980, 1996) и обучения как процесса формирования психологической системы  деятельности -линия, развиваемая в  работах В.Д. Шадрикова (1993,1996) появляется возможность ставить вопрос о  состояниях ученика как субъекта учебной деятельности. Более конкретно: исследовать влияние разного  рода переживаний (состояний) ученика  на успешность его обучения, т.е., на успешность формирования у ученика  психологической системы деятельности и превращения в этом процессе ученика в субъекта учебной деятельности.

Вопрос о влиянии состояний  ученика на успешность его обучения, видимо, может быть поставлен как  самостоятельный без соотнесения  с деятельностным подходом к учению. Однако, в этом случае оценка успешности обучения предполагает использование  только результативных показателей - овладение  необходимой суммой знаний, сформированность учебных умений и навыков у  ученика. Процессуальные же характеристики обучения в зависимости от состояний  ученика и психологические механизмы  формирования ученика как субъекта деятельности на разном фоне его психических  состояний при таком подходе  остаются не раскрытыми. Вопрос о формировании ученика как субъекта деятельности практически снимается. По видимому, более перспективным является деятельностный подход к исследованию состояний  ученика в процессе обучения. Факт близости структур учебной и

91

трудовой профессиональной деятельности (показано в исследованиях  В.Д. Шадрикова, 1993,1996) позволяет рассматривать  общие функции психических состояний  в деятельности применительно к  учебной деятельности ученика. В  обозначенном контексте интересными  представляются исследования, раскрывающие специфику психических состояний  субъекта деятельности в зависимости  от характера выполняемой деятельности и особенностей взаимоотношений  субъекта и предмета деятельности. (Дикая Л.Г.,1980; Ильин Е.П.,1978, 1981; Леонова  А.Б., Медведев В.И., 1981; Симонов П.В.,1982; Сосновикова Ю.Е.,1972; Хеккаузен Х.,1988;ЧебыкинА.Я., 1987,; В.И.Чирков, 1989; др.).

Анализируя выделенные разными  исследователями функции психических  состояний в деятельности - побуждающую, оценочную, энергетизирующую и интегрирующую, В.И. Чирков обосновывает единство эмоциональных, мотивационных и активационных  процессов в морфо-функциональной системе регуляции деятельности в целом и учения как деятельности в частности. Для обозначения  управляющего воздействия данной системы  в структуре деятельности он использует понятие психосоматического модуса. (По-другому, модус или профиль= вид  психосоматического состояния.). Формирование целостного психосоматического модуса ученика сопровождается качественным своеобразием, интенсивностью и длительностью  состояний, влияющих на характеристики продуктивности и отдельных психических  процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления) и интегративных психических  процессов, являющихся собственно психологическими механизмами учебной деятельности, а также на продуктивность учебной  деятельности в целом.

Изучение системных характеристик  состояний ученика в процессе учения фактически открывает путь к  анализу эмоционально-мотивационных  механизмов учебной деятельности. В  настоящее время вопрос о психологических  механизмах учебной деятельности, являясь  одним из наиболее актуальных, по-прежнему остается наиболее сложным и однозначно не решаемым.

Предметом настоящего исследования являются эмоционально-мотивационные  механизмы учения, рассмотренные  через их системную интегральную характеристику в виде модуса психосоматического состояния ученика.

В литературе имеются данные об эталонных профилях функциональных психических состояний учеников - студентов вузов во время экзамена и во время академических занятий (без дифференциации успешности обучения, отражающих качественную специфику  изменений в спектре психических  состояний в зависимости от степени  напряженности учебного процесса. (В.И. Чирков, 1989) Данные о специфике взаимоотношений  разного рода психических состояний (активационных, мотивационных и  эмоциональных) учеников в учебной  деятельности, в зависимости от успешности обучения отсутствуют. Однако сведения такого рода представляют определенный интерес для учета и управления психическими состояниями учеников в процессе обучения, а также для  разработки методических подходов к  диагностике и коррекции разного  рода переживаний учащихся в зависимости  от уровня их учебной успеваемости.

92

Целью данного исследования являлся сопоставительный анализ соотношения  мотивационных, эмоциональных и  активационных состояний учеников (младших школьников) на разном фоне учебной успеваемости.

В основу исследования были положены следующие предварительные  гипотезы:

1.      Количественные      (уровень     учебной     успеваемости)      и     качественные (сформированность   планирующих,   когнитивных,   информационных,   моторных компонентов   психологической   системы   деятельности)   показатели   успешности обучения     взаимосвязаны     через     мотивационно-целевые     и     процессуально-результативные  характеристики деятельности, отраженные  в переживаниях ученика в   форме   некоторых   константных   по   насыщаемости   профилей   психических состояний.

2.   Профили психических  состояний ученика при разной  учебной успеваемости имеет разную  конфигурацию, определяемую разным  соотношением (сочетанием) отдельных  компонентов психосоматики.

3.    Повышение   уровня   школьной   успеваемости   сопровождается   повышением значений  взаимосвязанных компонентов психосоматического  модуса, отражающих качественное     своеобразие     и     интенсивность     состояний     ученика:     индекс интенсивности   состояний   ученика   (Иису)   возрастает   с   повышением   уровня школьной успеваемости.

4.  Определенный уровень  успешности учебной деятельности  формирует тот или иной   тип   состояний   ученика,   который   в   свою   очередь   определяет   степень успешности его учебной деятельности.

Организация и  методика исследования.

В исследовании принимали  участие дети младшего школьного  возраста, ученики первого, второго  и третьего классов, обучающиеся  по программе 1-3.Взято три параллели, по три класса в каждой параллели. Объем общей экспериментальной  выборки составил 189 человек.*) Из общей  выборки испытуемых по результатам  успеваемости в четверти и текущей  успеваемости на уроке было сформировано шесть частных выборок, каждая по 21 человеку:

-«отличники» в четверти  из числа учеников первого,  второго и третьего классов,

-«хорошисты» в четверти  из числа учеников первого,  второго и третьего классов;

-«троечники» в четверти  из числа учеников первого,  второго и третьего классов;

-«отлично успевающие  на уроке» из числа учеников  первого, второго и третьего  классов;

-«хорошо успевающие на  уроке» из числа учеников первого,  второго и третьего классов;

«удовлетворительно успевающие на уроке» из числа учеников первого, второго и третьего классов.

93

Структура и динамика психических  состояний младших школьников при  разных уровнях школьной успеваемости изучалась с использованием шкальной диагностической методики ФПС-2Т (шкала  функционального психического состояния, второй вариант, по типу Терстона), адаптированный В.И. Чирковым (1989) и предложенной им для массовых обследований. Младшие  школьники письменно опрашивались по данной методике в течение учебной  недели (пять дней с понедельника по пятницу включительно). . Опрос проводился после второго урока, т.е. в середине учебных занятий. Исследование проводилось  в третьей учебной четверти. Детям  предлагались утверждения, характеризующие  особенности их состояния в данный момент. Они должны были оценить  свое состояние по семи бальной шкале, подчеркнув цифру, стоящую рядом  с тем или иным утверждением. *)Сбор и первичная обработка данных выполнена Акимовой Н.А.

Предлагаемые для оценки состояния утверждения были детям  понятны. Отметка, полученная на уроке, сообщалась детям в конце всех занятий, т.о. создавалась ситуация для самостоятельного оценивания результатов  своего учебного труда. Учитель на уроке  использовал только парциальные  оценки.

Согласно методике предлагаемые высказывания служили индикаторами следующих четырех компонентов (факторов) психосоматического модуса состояний  ученика: первый-«уровень бодрствования» (УБ)- сонливость-возбуждение; второй- «настроение» (Н)-настроенность на учебу; третий- « мотивация» (М)-желание работать, вовлеченность в работу;

четвертый-«оценка успеха» (ОУ) - переживание спеха-неуспеха в  учебе (оценка достигнутого успеха).

Мотивационный компонент (М) психосоматического модуса характеризует  побуждающие переживания детей - собственно мотивационные состояния. Компоненты психосоматического модуса «оценка успеха» (ОУ) и «настроение» (Н) характеризуют собственно эмоциональные состояния и оценочные переживания детей. Переживания «успеха-неуспеха» в учебной деятельности формируются как следствие оценки результата уже совершенной деятельности и отражают степень приближения к цели деятельности; фактор «настроение» характеризует фон, отражающий обобщенный успех в учебной деятельности. Компонент « уровень бодрствования» (УБ) характеризует собственно эмоционально-энергетические процессы и переживания интенсивности состояния.

По результатам обследования рассчитывались и анализировались  следующие показатели:

-среднегрупповые значения  компонентов психосоматического  модуса состояний ученика при  разном уровне учебной успеваемости; (средние значения по группе  рассчитывались по результатам  индивидуальных средних значений);

-индекс интенсивности  состояний учеников Иису на  разном фоне учебной успеваемости, вычисляемый по формуле:

Иису= (МхН)/2+ (МхОУ)/2 + (УБхН)/2 + (ОУхУБ)/2,

94

где М, Н, ОУ, УБ - средне групповые  значения компонентов модуса психосоматического состояния ученика, соответственно-мотивация, настроение, оценка своего успеха и  уровень бодрствования.

Графический профиль психического состояния ученика на плоскости  может быть описан через площадь четырехугольника со сторонами, образованными взаимосвязанными компонентами психосоматического модуса. В этом случае индекс интенсивности состояний ученика можно рассчитать через площадь четырехугольника, составленного из прямоугольных треугольников со сторонами, соответствующими среднегрупповым значениям компонентов психосоматического модуса с использованием основных математических формул. Площадь четырехугольника может быть вычислена в данном случае как сумма площадей четырех прямоугольных треугольников.

Максимально благоприятным  фоном психических состояний  ученика для успешности формирования всех компонентов психологической  системы деятельности можно считать  значение интегрального показателя интенсивности состояний ученика, равное 77. Данная величина получена теоретически со значения метрических шкал, характеризующих  степень выраженности настроения, мотивации  и оценки успеха своих учебных  занятий располагаются в диапазоне 1-7. При этом максимально возможное  значение, характеризующее хорошее  настроение, жизнерадостность, удовлетворение и наслаждение от своих школьных занятий, а также сильное желание  работать и учиться, составляет 7. Значения по шкале, характеризующей уровень  бодрствования, также располагается  в диапазоне 1-7. Однако, нормальное бодрое состояние, отсутствие утомления и  чувство свободы фиксируется  значением, равным 4. Значение, большее 4, характеризует возрастание напряжения, возбуждения, беспокойства; значение, меньшее 4, характеризует пассивность, сонливость, вялость. Исходя из этих качественных характеристик количественного  выражения отдельных показателей  компонентов психосоматики, общий  благоприятный фон мотивационных, эмоциональных и активационных  процессов ученика и фиксируется  величиной 77.

Иису= (7х7/2) +(7х7/2) +(7х4/2)+ (7х4/2)=77

Результаты исследования и их обсуждение.

Результат № 1.

Интенсивность психических  состояний «у отличников», «хорошистов» и « троечников» (слабо успевающих учеников) разная. Интегральная характеристика психосоматического модуса состояний  учащихся начальной школы при  разной успеваемости в четверти по показателю «индекс интенсивности  состояний учеников» Иису составляет 48-«у отличников», 37-у «хорошистов», 30-у «троечников»(табл.№1).Отчетливо  наблюдается снижение интенсивности  психических состояний учащихся при изменении уров-

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия