Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Таблица 1. Уровень значимости влияния факторов на креативные способности детей (критерий оригинальности по КТТМ)
Source of variation Sum of Squares d.f. Mean square F-ratio Sig. level
MAIN EFFECTS 2587.6000 2 1293.8000 24.282 .0000
TIHOM.ba 1802.6667 1 1802.6667 33.833 .0000
TIHOM.sad 33.4697 1 33.4697 .628 .4467
RESIDUAL 959.06667 18 53.281481
TOTAL (CORR.) 3546.6667 20
В ходе исследования 1 была отмечена отрицательная корреляция между интеллектом и креативностью испытуемых. Данный факт мы объясняет спецификой возраста испытуемых. По В.С. Юркевич, для 6-7-летних детей характерна так называемая «наивная» креативность, при которой дети рисуют, например, синие листья, еще не осознавая, что на самом деле листья бывают только зеленые и т.п. Когда же «наивная» креативность проходит, дети рисуют «правильные» листья, и за счет этого показатель креативности падает [7].
Исследование 2 Цель
Далее возникает вопрос:
не относится ли установленный факт
к специфике выборки
107
Юркевич, в описываемом возрасте нередко бывает так называемая «наивная» креативность, а не реальная [7])?
Для подтверждения результатов исследования 1 мы проводим исследование 2, в котором принимают участие 28 испытуемых - учащихся Климовской средней школы-гимназии №4 Московской области в возрасте 9 лет. Испытуемые проживают в Московской области, в семьях со средним достатком, в класс записаны случайным образом (не по результатам тестирования).
Методика
Для диагностики уровня креативности нами был использован КТТМ П. Торренса (со снятой регламентацией), при исследовании интеллектуальных способностей мы использовали СПМ Д. Равена (в отличие от исследования 1, где был использован тест Векслера). На основании анкет, заполненных родителями испытуемых, дети были разделены на 2 группы: (1) «бабушки» и (2) «родители».
Результаты и их обсуждение
Статистический анализ данных предварительного исследования подтверждает тот факт, что в семьях, где роль воспитателя берет на себя бабушка, дети показывают более высокий уровень креативности (см. табл.2).
Таблица 2. Уровень значимости влияния фактора воспитания бабушек (BAB28) на креативные способности испытуемых.
Variable |
SS Effect |
df Effect |
MS Error |
F |
P |
ВАВ28 |
62,25641* |
6* |
1,444444* |
7,183432* |
,015066* |
Исследование 3 Цель
Закономерный вопрос: что
именно, какие аспекты воспитания
представителей второго предшествующего
поколения детерминируют
Методика
Для подробного изучения механизмов
развития креативности и ответов
на поставленные выше вопросы мы разработали
опросник для родителей и бабушек.
При создании опросника мы руководствовались
целью выявить влияние
108
которые, на наш взгляд, могут
дать значимые различия в плане воспитательного
воздействия родителей и
1.
Наличие/отсутствие требований
2.
Наличие/отсутствие запретов
3.
Наличие/отсутствие наказаний
4.
Поощрение/отрицательное
5.
Положительное/отрицательное
6. Степень участия ребенка в семейных делах..
7. Степень влияния взрослых на самооценку ребенка.
8.
Удовлетворение/
9.
Поощрение/отрицательное
10. Степень участия взрослого в занятиях и играх ребенка.
11.
Наличие/отсутствие выбора у
12.
Степень самостоятельности
13.
Степень эмоционального
14. Шкала лжи.
В ходе исследования 3 испытуемые были разделены на 2 группы по степени участия в их воспитании соответственно бабушек и родителей. Проведена диагностика уровня интеллектуальных способностей (по СПМ Равена) и уровня развития креативных способностей (по КТТМ Торренса). Родители и бабушки (соответственно по группам) заполнили опросник. Результаты и их обсуждение
В приложенных таблицах 3-10 представлены результаты t-test for independent samples, где на статистически значимой уровне выделены различия по некоторым факторам воспитания родителей и бабушек.
Таблица 3. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Наличие/отсутствие требований к ребенку».
Mean Group 1 |
Mean Group 2 |
P |
Std.Dev. Group 1 |
Std.Dev. Group 2 |
P variancs | |
TREB R vs TREB В |
2,200000* |
-,363636* |
,000000* |
2,289329* |
,929320* |
,000001* |
Таблица 4. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Наличие/отсутствие запретов поведения, действий ребенка».
Mean |
Mean |
P |
Std.Dev. |
Std.Dev. |
P | |
Group 1 |
Group 2 |
Group 1 |
Group 2 |
variancs | ||
ZAPR |
1,375000* |
-1,24242* |
,000003* |
2,317022* |
2,046801* |
,474563* |
R |
||||||
vs |
||||||
ZAPR |
109
В |
Таблица 5. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Наличие/отсутствие наказаний за проступки ребенка».
Mean Group 1 |
Mean Group 2 |
P |
Std.Dev. Group 1 |
Std.Dev. Group 2 |
P variancs | |
NAKAZ R vs NAKAZ В |
1,275000 * |
-2,72727* |
,000000* |
2,952509* |
1,754863* |
,003279* |
Таблица 6. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Степень влияния взрослых на самооценку ребенка».
Mean Group 1 |
Mean Group 2 |
P |
Std.Dev. Group 1 |
Std.Dev. Group 2 |
P variancs | |
SAMOOTS R vs SAMOOTS В |
,575000* |
3,939394* |
,000000* |
2,205907* |
1,412874* |
,011234* |
Таблица
7. Сравнение
групп «бабушек»
и «родителей»
по шкале «Удовлетворение/
Mean Group 1 |
Mean Group 2 |
P |
Std.Dev. Group 1 |
Std.Dev. Group 2 |
P variancs | |
POTR R vs POTR В |
1,250000* |
3,090909* |
,000113* |
2,372384* |
1,128152* |
,.000042* |
Таблица 8. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Наличие/отсутствие выбора у ребенка».
Mean Group 1 |
Mean Group 2 |
P |
Std.Dev. Group 1 |
Std.Dev. Group 2 |
P variancs | |
VIBOR R vs VIBOR В |
,200000* |
3,848485* |
,000000* |
2,02562* |
1,25736* |
,018584* |
Таблица 9. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Степень самостоятельности ребенка».
Mean Group 1 |
Mean Group 2 |
P |
Std.Dev. Group 1 |
Std.Dev. Group 2 |
P variancs | |
SAMOS R vs SAMOS В |
,325000* |
2,121212* |
,000530* |
2,234778* |
1,932576* |
,401617* |
Таблица 10. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Степень эмоционального самовыражения ребенка».
по
Mean |
Mean |
P |
Std.Dev. |
Std.Dev. |
P | |
Group 1 |
Group 2 |
Group 1 |
Group 2 |
variancs | ||
EMOTS |
,425000* |
4,090909* |
,000000* |
2,194252* |
1,208399 |
,000822* |
R |
||||||
vs |
||||||
EMOTS |
||||||
В |
Подводя некоторые итоги
исследования, можем сказать, что
бабушки позволяют детям более
открытое эмоциональное самовыражение,
оказывают положительное
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия