Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Уровень значимости влияния факторов на креативные способности детей (критерий оригинальности по КТТМ)

Source of variation Sum of Squares d.f. Mean square F-ratio Sig. level

MAIN EFFECTS    2587.6000 2  1293.8000 24.282   .0000

TIHOM.ba    1802.6667 1  1802.6667 33.833   .0000

TIHOM.sad     33.4697  1   33.4697 .628   .4467

RESIDUAL     959.06667  18   53.281481

TOTAL (CORR.)   3546.6667 20

В ходе исследования 1 была отмечена отрицательная корреляция между  интеллектом и креативностью  испытуемых. Данный факт мы объясняет  спецификой возраста испытуемых. По В.С. Юркевич, для 6-7-летних детей характерна так называемая «наивная» креативность, при которой дети рисуют, например, синие листья, еще не осознавая, что на самом деле листья бывают только зеленые и т.п. Когда же «наивная» креативность проходит, дети рисуют «правильные» листья, и за счет этого показатель креативности падает [7].

Исследование 2 Цель

Далее возникает вопрос:  не относится ли установленный факт к специфике выборки исследования 1 (частная школа), не относится ли это к возрасту испытуемых 7 лет (по В.С.

107

Юркевич, в описываемом  возрасте нередко бывает так называемая «наивная» креативность, а не реальная [7])?

Для подтверждения результатов  исследования 1 мы проводим исследование 2, в котором принимают участие 28 испытуемых - учащихся Климовской средней  школы-гимназии №4 Московской области  в возрасте 9 лет. Испытуемые проживают  в Московской области, в семьях со средним достатком, в класс записаны случайным образом (не по результатам  тестирования).

Методика

Для диагностики уровня креативности нами был использован КТТМ П. Торренса (со снятой регламентацией), при исследовании интеллектуальных способностей мы использовали СПМ Д. Равена (в отличие от исследования 1, где был использован тест Векслера). На основании анкет, заполненных  родителями испытуемых, дети были разделены  на 2 группы: (1) «бабушки» и (2) «родители».

Результаты и  их обсуждение

Статистический анализ данных предварительного исследования подтверждает тот факт, что в семьях, где  роль воспитателя берет на себя бабушка, дети показывают более высокий уровень  креативности (см. табл.2).

Таблица 2. Уровень значимости влияния фактора воспитания бабушек (BAB28) на креативные способности испытуемых.

Variable

SS Effect

df Effect

MS Error

F

P

ВАВ28

62,25641*

6*

1,444444*

7,183432*

,015066*


Исследование 3 Цель

Закономерный вопрос: что  именно, какие аспекты воспитания представителей второго предшествующего  поколения детерминируют развитие креативности у детей? А что характерно для стиля воспитания большинства  родителей? В исследовании 3 мы расширяем  выборку до 180 человек. Испытуемые - учащиеся 3-их классов школы-гимназии №4 г. Климовска Московской области. В выборку исследования 3 мы не включили гимназический класс, где учащиеся отобраны по результатам тестирования, чтобы выборка была более гомогенной.

Методика

Для подробного изучения механизмов развития креативности и ответов  на поставленные выше вопросы мы разработали  опросник для родителей и бабушек. При создании опросника мы руководствовались  целью выявить влияние отдельных  факторов воспитания родителей и  бабушек на поведение детей, а  не изучить поведение взрослых. Изначально опросник содержал 140 вопросов, но, опробовав  его на родителях и бабушках испытуемых исследования 2, мы сократили его  до 84 вопросов, оставив лишь те, которые  наиболее коррелируют с суммой по соответствующей шкале.  Основу опросника  составляют  14 шкал (по  6 вопросов каждая),

108

которые, на наш взгляд, могут  дать значимые различия в плане воспитательного  воздействия родителей и бабушек  на детей:

1.                 Наличие/отсутствие требований к  ребенку

2.                 Наличие/отсутствие запретов поведения,  действий ребенка.

3.                 Наличие/отсутствие наказаний за  проступки ребенка.

4.                 Поощрение/отрицательное отношение  к поступлению информации к  ребенку.

5.                 Положительное/отрицательное отношение  к исследовательской деятельности.

6.                 Степень участия ребенка в  семейных делах..

7.                 Степень влияния взрослых на  самооценку ребенка.

8.                 Удовлетворение/неудовлетворение потребностей  и желаний ребенка.

9.                 Поощрение/отрицательное отношение  к общению ребенка с ровесниками.

10.               Степень участия взрослого в  занятиях и играх ребенка.

11.               Наличие/отсутствие выбора у ребенка.

12.                Степень самостоятельности ребенка.

13.               Степень эмоционального самовыражения  ребенка.

14.               Шкала лжи.

В ходе исследования 3 испытуемые были разделены на 2 группы по степени  участия в их воспитании    соответственно    бабушек    и    родителей.     Проведена    диагностика    уровня интеллектуальных способностей (по СПМ Равена) и уровня развития креативных способностей (по КТТМ Торренса). Родители и бабушки (соответственно по группам) заполнили  опросник. Результаты и их обсуждение

В приложенных таблицах 3-10 представлены результаты t-test for independent samples, где на статистически значимой уровне выделены различия по некоторым факторам воспитания родителей и бабушек.

Таблица 3. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Наличие/отсутствие требований к ребенку».

 

Mean Group 1

Mean Group 2

P

Std.Dev. Group 1

Std.Dev. Group 2

P

variancs

TREB

R       vs TREB В

2,200000*

-,363636*

,000000*

2,289329*

,929320*

,000001*


Таблица  4.   Сравнение   групп  «бабушек»  и  «родителей»   по  шкале   «Наличие/отсутствие запретов поведения, действий ребенка».

 

Mean

Mean

P

Std.Dev.

Std.Dev.

P

 

Group 1

Group 2

 

Group 1

Group 2

variancs

ZAPR

1,375000*

-1,24242*

,000003*

2,317022*

2,046801*

,474563*

R

           

vs

           

ZAPR

           

109

В

           

Таблица  5.   Сравнение   групп  «бабушек»  и  «родителей»   по  шкале   «Наличие/отсутствие наказаний за проступки ребенка».

 

Mean Group 1

Mean Group 2

P

Std.Dev. Group 1

Std.Dev. Group 2

P

variancs

NAKAZ R

vs

NAKAZ В

1,275000 *

-2,72727*

,000000*

2,952509*

1,754863*

,003279*


Таблица 6. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Степень влияния взрослых на самооценку ребенка».

 

Mean Group 1

Mean Group 2

P

Std.Dev. Group 1

Std.Dev. Group 2

P

variancs

SAMOOTS R

vs

SAMOOTS В

,575000*

3,939394*

,000000*

2,205907*

1,412874*

,011234*


Таблица        7.        Сравнение       групп       «бабушек»       и       «родителей»       по       шкале «Удовлетворение/неудовлетворение потребностей и желаний ребенка».

 

Mean Group 1

Mean Group 2

P

Std.Dev. Group 1

Std.Dev. Group 2

P

variancs

POTR R

vs

POTR В

1,250000*

3,090909*

,000113*

2,372384*

1,128152*

,.000042*


Таблица 8. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Наличие/отсутствие выбора у ребенка».

 

Mean Group 1

Mean Group 2

P

Std.Dev. Group 1

Std.Dev. Group 2

P

variancs

VIBOR R

vs

VIBOR В

,200000*

3,848485*

,000000*

2,02562*

1,25736*

,018584*


Таблица 9. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Степень самостоятельности ребенка».

 

Mean Group 1

Mean Group 2

P

Std.Dev. Group 1

Std.Dev. Group 2

P

variancs

SAMOS R

vs

SAMOS В

,325000*

2,121212*

,000530*

2,234778*

1,932576*

,401617*


Таблица 10. Сравнение групп «бабушек» и «родителей» по шкале «Степень эмоционального самовыражения ребенка».

по

 

Mean

Mean

P

Std.Dev.

Std.Dev.

P

 

Group 1

Group 2

 

Group 1

Group 2

variancs

EMOTS

,425000*

4,090909*

,000000*

2,194252*

1,208399

,000822*

R

           

vs

           

EMOTS

           

В

           

Подводя некоторые итоги  исследования, можем сказать, что  бабушки позволяют детям более  открытое эмоциональное самовыражение, оказывают положительное влияние  на самооценку ребенка, позволяют выбор практически во всем. Бабушки наиболее полно и безусловно удовлетворяют потребности и желания своих внуков, бабушки менее требовательны и менее склонны к наказаниям. Действительно, в российской культуре бабушка обычно является тем человеком, который в наибольшей степени балует ребенка, восхищается им вплоть до потворствования его желаниям и прихотям; средняя российская бабушка оказывает ребенку большую и более безусловную поддержку, чем мама. Как известно, один из механизмов развития креативности состоит в том, что среда поддерживает у субъекта склонность к смелым, неожиданным, нестандартным решениям, и поэтому дети, которые получают большую эмоциональную поддержку, могут обладать более высокими творческими способностями.

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия