Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Заключение

Результаты нашего исследования имеют некоторое практическое значение как для психологии, так и для  педагогической науки. Обработка данных методами множественной регрессионного анализа дает возможность по результатам  опросника, разработанного в ходе нашего исследования, прогнозировать уровень  развития креативности ребенка. Зная аспекты  воспитания, оказывающие существенное влияние на развитие креативности детей, можно определенным образом организовывать педагогическое воздействие, направленное на развитие способностей. В связи  с вопросом развития способностей хотелось бы обратиться к проблеме проявления креативности и интеллекта и социальной значимостью личности. В.Н. Дружинин обсуждает вопросы целесообразности повышения креативности и приводит следующие факты, выявленные в результате проведения формирующего эксперимента:

1)    Повышение     креативности     сопровождается     некоторой     невротизацией     детей, затрудняется действие  защитных механизмов психики.

2)  Для одних испытуемых  креативность связана с выражением  позитивных эмоций, для других - с  выраженным эмоциональным дискомфортом.

Д.В. Ушаков говорит об уровне «социально оптимального интеллекта», обеспечивающего его обладателю наилучшее видение ситуаций, и, как  следствие, благополучное общение  со сверстниками. При меньшем и  при более высоком уровне интеллекта общение может резко нарушаться [5]. Ж.-Ш. Террасье ввел понятие «диссинхронии  развития», заключающееся в опережающем  развитии одних функций и значительном отставании других (см. [5]). Остается открытым вопрос о разработке психолого-педагогического  подхода к работе с родителями детей с высоким уровнем развития интеллекта и креативности.

111

Литература.

1.   Дружинин В.Н.  Психология общих способностей. М., 1995.

2.   Дружинин В.Н.  Экспериментальная психология: Учебное  пособие - М.:ИНФРА-М, 1997. - 256

с.

3.   Пиаже Ж. Развитие  мышления в детском возрасте. М., 1994.

4.   Пломин Р. Среда  и гены. Что определяет поведение? // Детство: идеальное и настоящее, 1994,

с.71-90.

5.   Психология одаренности:  от теории к практике / Под ред.  Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. -

с. 5-12.

6.   Тадж Д. Влияние  коммуникации между сверстниками  на их развитие // Вопросы психологии.

1991. №1.

7.   Юркевич В.С. Одаренный ребенок

112

СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ НОВЫХ НАУЧНЫХ  ИДЕЙ.

Новиков Н.Б.

На протяжении большого отрезка  существования человеческого общества творчество являлось уделом единиц. Эта  ситуация удовлетворяла общественные структуры прошлого. Современное  же общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного. Вопрос только в том, как скоро задача овладения навыками творческого мышления станет такой  же обыденной, как задача овладения  навыками арифметического счета.

Однако, несмотря на существование  устойчивой общественной потребности  в творческих личностях, общепризнанно  отсутствие единого научно обоснованного  понятия творческого мышления. Ведущие  специалисты в области психологии указывают, что мы еще весьма далеки от более или менее хорошо разработанной теории творчества. Существующий дисбаланс между теорией и широко развивающейся практикой постепенно становится тормозом последней.

Одной из причин такого положения  вещей является, по мнению исследователей, спонтанный, непредсказуемый характер творчества, что делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Эта  спонтанность связана не только с  невозможностью прогнозирования момента  озарения и решения исходной проблемы, но также со сменой самого предмета исследования и неопределенностью  пути достижения успеха, в силу чего рожденная идея может быть напрямую не связана с решаемой проблемой. Уже древние греки пришли к  осознанию того факта, что новая  идея часто оказывается непредвиденным следствием, возникшим вне связи  с целью данной познавательной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, известный  психолог Б.Скиннер даже определял  научное творчество как искусство  находить одну вещь, когда ищешь  совсем другую.

Спонтанность рождения идеи означает, что процесс творческого  мышления нельзя заключать в жесткое  и ограниченное русло условий  и требований данной задачи, данной проблемной ситуации. Истинное научное  творчество предполагает выход за пределы  этой ситуации, способность к продолжению  познания за рамками ограниченных условий, то есть ситуативно не стимулированную  продуктивную деятельность (Богоявленская  Д.Б., 1983 г.).

В научной литературе широко распространено определение творчества как по процессуальной стороне - механизму  осуществления мыслительного процесса, так и по

113

результату - продукту создания чего-то нового.

На наш взгляд, наиболее ценным и продуктивным является определение  творчества по процессуальному критерию, то есть исследование процессуальной стороны творчества. Именно этот путь позволит выяснить, в каких формах предстает и преобразуется в  мышлении ученого объективная ситуация, как происходит управление научным  поиском, под действием каких  факторов рождается новое решение  и в каких случаях оно оказывается  оптимальным, как восприятие нового результата и его оценка научной  средой влияют на дальнейший ход деятельности отдельных ученых.

2.

Современные сведения о характере  протекания творческого процесса достаточно противоречивы. Вместе с тем в  этих сведениях можно выделить представление  о логико-интуитивной природе  творческой деятельности, связанной  с порождением обьективно нового научного знания. Согласно этому представлению, научные открытия, расширяющие горизонт научной мысли, возникают благодаря  совместному участию логических и интуитивных компонентов человеческого  интеллекта. Но суть этих компонентов, механизм их действия и условия их проявления до конца не выяснены. В  различных психологических исследованиях  они трактуются по-разному, поэтому  необходимо попытаться более подробно рассмотреть данный вопрос.

Современные ученые определяют логику как метод познания и доказательства, основанный на применении таких операций, как индукция, дедукция и аналогия. Эти логические операции хорошо всем нам известны, так как мы ежедневно  пользуемся ими в своей повседневной деятельности. Индукция - это переход  от частных фактов к общим выводам, дедукция предполагает переход от общих  выводов к частным фактам, а  аналогия характеризует переход  от фактов к фактам или от заключений к заключениям. Если в индукции и  дедукции степень абстрактности  идей при переходе от одной мысли  к другой изменяется, то в аналогии, то есть традукции, она остается одной  и той же. Логическое заключение становится возможным тогда, когда  имеются исходные посылки, так или  иначе наводящие на вывод. Один и  тот же индуктивный или дедуктивный  вывод может опираться на разное количество исходных посылок. Чем больше этих посылок и чем лучше они  соответствуют действительности, тем  выше вероятность справедливости возникших  заключений. И наоборот, чем меньше посылок и чем хуже они согласуются  с реальностью, тем меньше вероятность  прийти к правильному выводу.

Поскольку разные идеи вытекают из своих исходных посылок с разной степенью вероятности, нашу логику традиционно  делят на строгую и нестрогую. В строгой логике исходные посылки  однозначно определяют конечный вывод, а также существует гарантия истинности заключений в случае истинности исходных посылок. В нестрогой же, то есть вероятностной логике конечный вывод  не вытекает однозначно из исходных посылок  и нет гарантии достоверности  заключений в случае достоверности  исходной

114

информации. Для нестрогой  логики, то есть для индукции и аналогии, характерно стремление путем обобщения  уже имеющихся знаний выйти за его пределы, сформулировать новые  положения, истинность которых еще  не доказана. Поскольку вывод по неполной индукции и аналогии есть скачок, переход от известного к  неизвестному и поскольку данные процедуры сознательно руководствуются  принципом рассмотрения не всего  количества предметов, а лишь части  из них, поскольку выводы по неполной индукции и аналогии всегда носят  вероятностный характер.

В неполной индукции переход  от менее общего к более общему осуществляется в форме скачка, в  котором и скрыта возможность  ошибки, ибо достаточно одного противоречащего  случая, чтобы все здание индуктивного заключения рухнуло. Если строгая логика, такая, как дедуктивное мышление, легко поддается аксиоматизации и формализации, то нестрогая логика не может служить надежным алгоритмом, введение которого в компьютер позволило  бы автоматизировать процесс творческого  мышления.

В противоположность логическим способам переработки информации интуиция определяется как прямое, непосредственное усмотрение истины без обоснования  логическими доказательствами и  аргументами. В интуитивной теории процесс возникновения идей описывается  как процесс, не обусловленный исходными  посылками, не имеющий той базовой  информации, которая привела к  рождению оригинального творческого  продукта. Интуитивное озарение не расчленяется на промежуточные стадии интеллектуального поиска, в котором  каждый последующий шаг рассуждения  однозначно предопределен предыдущим и столь же отчетливо провоцирует  последующие шаги. Интуиция действует  так, как будто не нуждается в  предварительном научении, не выражается через анализ и синтез, недоступна наблюдению с помощью интроспекции, характеризуется внезапностью, неосознаваемостью, способностью детерминировать разрывы  и пробелы в поэтапном процессе переработки наличных данных, порождать  свертывание и кристаллизацию ментального  опыта, не поддается формализации и  аксиоматизации.

3.

Анализ интеллектуальной деятельности выдающихся ученых и решения  творческих задач обычными людьми показывает, что новые идеи и решения возникают  в результате совместного участия  логического и интуитивного мышления человека, благодаря взаимному функционированию логики и интуиции в конкретных проблемных ситуациях. На наш взгляд, ключевыми  факторами возникновения новых  научных идей являются вероятностная  логика как частное проявление логических аспектов и интенциональный опыт как частное проявление интуитивных  аспектов творческой деятельности. Интенциональный  опыт позволяет понять, что для  интуиции характерно не отсутствие посылок, а их наличие в виде личностных убеждений, предпочтений и верований, в том числе    философских,    религиозных,    этических    и   эстетических    умонастроений    и

115

склонностей. Данные предпочтения и склонности отличаются от собственно научного знания меньшей степенью экспериментальной  проверяемости и воспроизводимости, меньшей степенью зависимости от эмпирического опыта.

В реальном творческом процессе основная роль принадлежит не строго детерминированной логике, где действуют  полная индукция и полная аналогия и каждое заключение однозначно определяется исходными данными, а вероятностной  неалгоритмической логике, включающей в себя неполную аналогию и неполную индукцию и такие заключения, которые  вытекают из своих исходных посылок  лишь с определенной степенью вероятности. Этот факт находит признание все  большего и большего числа психологов, философов и теоретиков искусственного интеллекта.

«Можно утверждать, - пишет  А.В.С лавин, - что помимо формально-логических законов, выражающих детерминистские  связи между элементами высказываний и их совокупностей, научное творчество опирается на некоторые принципы вероятностного регулирования, которые  хотя и не гарантируют безошибочного  решения любых задач, но обеспечивают продвижение поиска в нужном направлении. На наш взгляд, действие интуиции, не вступая в противоречие с логикой, опирается именно на эти статистические принципы мышления». (А.В. Славин, 1976 г.). По мнению Д.А. Поспелова, « логиков  традиционно интересует лишь чрезвычайно  узкий класс рассуждений, которые  можно было бы назвать строгими, а остальные многочисленные формы  человеческих рассуждений они не включают в свою компетенцию». Поспелов констатирует, что « строгие достоверные  рассуждения, отвечающие самым полным ограничениям формальных логических систем, моделируют далеко не все виды рассуждений, которыми оперирует в своей деятельности человек. Многие виды научного знания базируются на рассуждениях нестрогих, носящих правдоподобный характер, или на выводах, использующих неполную исходную информацию» (Д.А. Поспелов, 1987 г.).

Отсюда видно, что решение  проблемы в творческой ситуации осуществляется, как правило, на основе статистических принципов мышления и неполной исходной информации.

Интуиция может быть понята как фактор, дополняющий и сопровождающий многие нестрогие рассуждения человека, если связать ее с индивидуальным ментальным опытом субьекта, а именно с той его частью, которая представлена интенциональным опытом. С нашей  точки зрения, одним из источников интуиции или, другими словами, одним  из элементов интуиции является совокупность интенциональных представлений  человека. Интенциональный опыт субъекта не исчерпывает все содержание понятия  интуиции, но является одним из важных составляющих интуитивных механизмов творческой деятельности. Такой взгляд на интуицию возникает в том случае, если придерживаться теории ментального  опыта как психологической основы интеллекта. Основные принципы данной теории разработаны М.А. Холодной (1997 г.). Согласно этой теории, человек воспринимает, интерпретирует и оценивает действительность на основе определенным

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия