Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа (2).docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)
 
 

    Интернет -  аддикция как  социально – психологическая  проблема современного общества 

    Выпускная квалификационная работа 
     

    Специальность: 050146

    «Преподавание  в начальных классах

    с дополнительной подготовкой в области психологии» 
     
     
     
     

                                                                                
 
 
 

                                                            

Оглавление

    Введение……………………………………………………………..

    Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и

    отечественных психологов

    1.Сущностные  характеристики понятия «аддикция» . Классификация         .       нехимических аддикций. ……………………………………….

    1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической

          аддикции.. ……………………………………………………….

     1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..

    2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –

         зависимости. …………………………………………………….                                              

    3. Психологические особенности детей младшего

         школьного возраста. Дети «группы  риска»……………………                   

     4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….

    5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….

    Выводы………………………………………………………………

   Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей  

     младшего школьного  возраста.

    2.1. Анализ  методик психологического исследования  Интернет-

          зависимости. …………………………………………………….

    2.2.Изучения  отношения детей младшего школьного  возраста к   

           Интернету. ……………………………………………………….

     2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего                  

            школьного возраста. ……………………………………………

      Выводы………………………………………………………………..

      Заключение…………………………………………………………… 

     Список использованной литературы…………………………………

       Приложение

                                                       Введение 

      Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.

   В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры стали необходимой принадлежностью школ, офисов медицинских учреждений, прочно вошли в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий стало одним из атрибутов современности. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, одна из которых Интернет, различного рода программ – факторы, влияющие на каждого человека. Всё больше пользователей ежедневно подключаются к «Всемирной паутине». Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии и не удивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят  в Интернете. Социальные сети уже стали чрезвычайно популярными у подростков. И всё большую популярность приобретают среди детей младшего возраста. В этом пространстве они общаются, играют, размещают свои фотографии и видеоролики и смотрят чужие, ведут блоги, публикуют данные о себе. Со временем дети перестают замечать разницу между жизнью в реальном мире и в Интернете, эти границы размываются...

    Британские психиатры считают, что у детей, активно пользующихся «онлайновыми» социальными сетями, может развиться «потенциально опасный» взгляд на реальный мир. По мнению психиатров, дети, рождённые после 1990 года, не знают мира без Интернета.  Нейробиолог Оксфордского университета баронесса Сьюзан Гринфилд сделала предупреждение миллионам пользователей, чья социальная жизнь зависит от посещения любимых веб-сайтов каждый день. Она утверждает, что компьютерные игры, чаты и социальные сети могут превратить наших детей в поколение с рассеянным вниманием. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества, в связи с тем, что Интернет даёт человеку многое, заменяет реальность, стало актуальной и проблема патологического использования Интернета, обозначенная в зарубежной литературе Айвеном Голдбергом, Кимберли Янг, ещё в конце 1980 – х. годов, речь идёт о так называемой «Интернет-зависимости». Однако при определении исследователями данного феномена вонзикает ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета»[5,с.14-15],«Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «проблематичное использование Интернета». Но такое положение вещей обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления – Интернет-зависимости. Зависимость от Интернета до сих пор остаётся феноменом, а не самостоятельным заболеванием в классификацию психических расстройств (DSM-V), оно так и не вошло. В результате «интернетизации» человечество столкнулось с проблемой последствия этой связи «Интернет-психика». Предполагается, что Интернет - аддикция войдёт в международную классификацию болезней (DSM-V) наравне с другими психическими аддикциями - гэмблингом, любовными аддикциями избегания отношений и работоголизмом. Также о её актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в американской официальной классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной   реальности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Сегодня термин «Интернет» знаком детям и взрослым. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие, назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо? Интернет затягивает всё больше и больше детей в свою сеть. Многие дети проводят в сети днями, не осознают, какой вред наносят себе. Выбор этой темы обосновывается её актуальностью. Знакомясь с информацией по этой проблеме, я узнавала всё больше интересного и полезного для себя и роли, влияния, значения Интернета на его пользователей, в частности на детей.                                                    Теоретическая значимость исследования  определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы.                                                                                                                              Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости в младшем и среднем школьном возрасте.             Объект исследования: процесс формирования аддитивного поведения в младшем школьном возрасте.                                                                             Предмет исследования: аддикция от Интернета в младшем школьном возрасте.                                                                                                                     Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у младших школьников.

 Задачи:

  -выявить причины зависимости от Интернета;

 - изучить психические и физические симптомы Интернет-зависимости;

 - изучить последствия Интернет- зависимости;

 - изучить способы предотвращения зависимости от Интернета;

 - выявить отношение младших школьников к Интернету;

 -выявить количество пользователей зависимых от Интернета;

     Гипотеза: у детей младшего школьного возраста существуют предпосылки к Интернет-зависимости. 

                                                      Этапы:

1.Знакомство  со статьями отечественных и  зарубежных авторов по     

    данной проблеме;

2.Изучение теоретической проблематики;

3.Определение задач и рабочей гипотезы исследования, подбор методик;

4.Сбор фактических данных, проведение исследования в период преддипломной практики;

5.Количественная обработка данных исследования;

6.Интерпретация данных и формулирование выводов, рекомендаций родителям, разработка родительских собраний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Интернет- аддикция  в исследованиях зарубежных и

отечественных психологов

  1. Сущностные характеристики понятия «аддикция». Классификация нехимических аддикций

    В переводе с английского addiction означает пагубная привычка, но в настоящее время сам термин понимается, как зависимость. Согласно определению аддитивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния, посредствам приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активностях, сопровождается развитием интенсивных эмоций [7, с.15-17].

   Аддикция (addict- от англ. наркоман) - это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся  вследствие личных или социальных проблем и создающие почву для развития психических заболеваний . [8, с.100 – 133]

   В переводе с латинского addictus- приговорённый за долги к рабству. Человек зависимый [11, с. 370-377]

  Аддитивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силу, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт « оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, отдыхать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствия, эмоциональную, поддержку, даже наиболее близким людям [ 9, с.20-27].

   Важно отметить, что аддитивная реализация включает в себя не только аддитивное действие, но и мысли о состояния ухода от реальности, о возможности и способе его достижении [3, с.268-275].

    Аддиктивный процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. « Создаётся субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации»[13, с.370-377]

  Аддиктивному процессу могут способствовать биологические                     ( например, индивидуальный способ реагирования на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние), психологические       ( личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и не семейные взаимодействия) факторы.

  Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими, а с неодушевлёнными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращают в цель [15, с. 320]

    Все аддиктивные личности обладают схожими частями: трудно переносят трудности и стрессовые ситуации, в общении с окружающими поверхностны, часто не сдерживают своих обещаний, обманывают, необязательны, при решении проблем ответственность перекладывают на других, нет самостоятельности, обладают неустойчивой самооценкой и повышенной тревожностью. Одной из возможных причин развития аддиктивного поведения, как правило, является нарушение семейных взаимоотношений.

Существует три  вида аддикций, а именно:

  • Химические аддикции (наркомания, токсикомания, алкоголизм)
  • Биохимические (анорексия)
  • Нехимические (подсознательные) – к ним относится аддикция отношений, мобильная зависимость, Интернет-зависимость.

   Нехимическая форма аддиктивного поведения связана с психологическими защитными механизмами человека. Защита, которую строит человек, всегда является «ответом» на   неприятности, проблемы, дискомфортные ситуации; защита приобретает ритуализированный характер, а также чётко отрабатываются модели поведения личности.        Вообще, все виды нехимических аддикций связаны с тем, что если оторвать человека от «игрушки» (компьютера, телефона, работы, магазина), то у него быстро развивается эмоциональный, а потом и физический дискомфорт. Человек просто не находит себе место. Многие люди путают понятия зависимость и привычка.

  Привычка -  способность сохранять и легко воспроизводить ранее приобретённые навыки. У сознательных существ, привычка имеет активный характер: непрерывность или повторяемость какого - нибудь изменения создает стремление самостоятельно воспроизводить его; причём физическая привычка обуславливается часто повторяющимися мускульными сокращениями; умственная – повторяющимися ассоциациями; нравственная – повторяющимися действиями. Привычные действия становятся бессознательными и совершаются тем легче, чем меньше мы о них думаем.

  Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что разница между привычкой и зависимостью заключается в неспособности человека противостоять зависимости, он всецело поглощен ею, в то время как привычка просто делает обращение с предметом (выполнение каких либо действий…) более простым, легким и запоминающимся меньше времени и внимания выполняющего. Также нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий потерн. В западной литературе для обозначения этих видов аддитивного поведения чаще всего используется термин «поведенческие аддикции». Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц.П. Короленко(2001).Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры, аддикции отношений, любовная аддикция, работоголизм, аддикция к трате денег, аддикция к еде, компьютерные аддикции, Интернет аддикции и многие другие.

   И.Маркс (1990) предложил следующие критерии для диагностики     нехимических аддикций:

   1.Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности.

   2.Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена.

   3. Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение.

   4.Повторная тяга и напряжение через часы, дни, недели.

Информация о работе Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества