Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа (2).docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)

         Физиологические и психологические симптомы зависимости

    В том что касается симптоматики, то отмечается как ряд физиологических, так и психологических симптомов Интернет-зависимости. К первым относят синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов правой руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли; расстройства сна. Психологические симптомы более многочисленны. Они классифицируются следующим образом:

  1. Изменение когнетивной сферы (навязчивые мысли об Интернет-реальности; фантазии и мечты с ней связанные);
  2. Изменение потребностно-мотивационной сферы (снижение способности к самоконтролю,  в частности невозможность самоконтроля за временем пребывания в Сети; сужение круга интересов);
  3. Изменение аффективной сферы (эйфория при начале Интернет-коммуникации, беспокойство или раздражительность при выходе; повышенная возбудимость вплоть до агрессивности при невозможности Интернет-пользования; чувство вины);
  4. Изменения поведения (ложь близким о времени нахождения в Сети; снижение работоспособности и успеваемости; социально- опасное и эксцентричное поведение в кругу ближайшего социального окружения).[24, с. 24-29]

При этом общая  логика эмпирического освоения проблематики Интернет-зависимости идёт по линии  поиска её личностных и социально-психологических  предикторов, но естественным образом  в большинстве случаев сводится к определению тех или иных корреляционных зависимостей, причём, как уже отмечалось, однозначной  картины не только до сих пор не получено, но более того – некоторые  данные противоречат друг другу. 

4.Психологические особенности детей младшего школьного возраста

   Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.               Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.                                                                                                                 Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

    Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.                                                            Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.[1,c.58]                                                                                                       Особое внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории:                                                                                                                         Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Чаще именно эти дети, могут быть подвержены "Интернет-зависимости". Они интровертированы, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам.  
     В результате дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        3.Последствия Интернет-зависимости 

   Надо отметить что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг и казалось бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность реальных проблем. Хотя, как показывают исследования Московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчёт в том, что не получат реальной поддержки в Сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.

   В медицине известны способы лечения синдрома отмены («ломок»в простонародье),который развивается в течении нескольких дней после отказа от наркотиков, скажем от героина, с помощью перевода пациента на более лёгкие наркотики, например метадон. В этом смысле, для многих алкоголиков, наркоманов, курильщиков и других людей, склонных к созданию сильных зависимостей, интернет стал более лёгким наркотиком и шансом избавиться от более серьёзных зависимостей. Известны алкоголики и наркоманы, которые сократили употребление алкоголя и наркотиков, взамен этому увлеклись Интернетом. По такому же принципу работают многие методы психотерапевтического лечения зависимостей: заместить вредную привычку на более «экологичную», безопасную.

Также, Интернет-зависимость  является более «экологичной» по сравнению с зависимостями от религиозных сект, где людьми манипулируют с целью установления власти и материальной наживы.

    Итак, благодаря своим качествам: анонимности, безопасности, доступности, невидимости, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, но в то же время наносит вред детям. 

                   4.Профилактика Интернет-зависимости. 

    Если химическая зависимость приводит к понижению физических возможностей человека и постепенному снижению социального статуса, к межличностным конфликтам, то Интернет-зависимость, как радиация, действует не менее пагубно, но гораздо более скрыто. Член семьи с Интернет-зависимостью не дебоширит, не тратит деньги из семейного бюджета, он просто незаметно всё больше исчезает из отношений.

Поскольку люди, склонны к такого рода зависимости обладают, часто специально личностно характерологией, например, интровертированностью, шизоидностью, то их изчезновение из «социальной ячейки» иногда даже не замечаются близкими, а иногда даже приветствуются. Социальная опасность Интернет- зависимости явно пока менее очевидная, чем алкоголизм и наркомания … «большое общество» гораздо менее озабочено данного рода зависимостью, по сравнению с химическими зависимостями. Да и не любая семья бъёт в набат по поводу тихих зависимых, которые спокойно сидя в своей комнате перед монитором уходят в виртуальный мир.

   «Всемирная паутина» всё большее количество людей затягивает в свои сети - многие пользователи уже буквально жить не могут без виртуального общения. Психологи находят эту зависимость патологической. Экспертам в области взаимоотношений человека и компьютера по праву признан американский врач- психиатр Марисса Орзак. Она ещё в 1996 году открыла клинику лечения от компьютерной зависимости. По словам доктора на своих сеансах она старается выявить причины зависимости пациента от Интернета. Они могут быть разными- депрессии ,одиночество, семейные, сексуальные проблемы и ещё множество фактов. Специфика такой патологии требует специального лечения. Врач констатирует, что не может обращаться со своими клиентами, как с алкоголиками- «в современном мире, в мире компьютеров полная воздержание невозможно. Мы пытаемся лечить эту болезнь,  как например расстройство аппетита».

   В другой подобной клиники, основанной доктором Кимберли Янг, психологическая помощь попавшим в зависимость от Интернета оказывается по телефону, электронной почте, по средством специально организованного форума.

Подходы к профилактики:

   Очень трудно определить, сколько времени вовлекаться  в сетевую игру является здоровым процессом, а сколько является уже нарушением жизнедеятельности. Что является формой обучения интернет – деятельности, а что является разрушением для развития детей …

Поэтому основным направлением психотерапевтической работы с Интернет- зависимыми является восстановление базовых потребностей человека, которые подвергаются деформации или разрушению при данным роде зависимости. Одним из центральных моментов часто является исследования вместе с клиентом механизмов замещения реальных отношений , взаимодействие с живыми людьми «виртуальными отношениями».

   Зависимость от сетевого пространства является психологической проблемой, поэтому в качестве лечения используют различные формы психотерапии, в частности, когнитивно- бихевиоральную-постепенное изменение мысленных установок и поведенческих стереотипов зависимого. Это довольно длительный процесс (до нескольких месяцев), так как для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время.

    Также популярностью пользуются многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, используемой для лечения алкогольной зависимости. Парадоксально, но факт- существуют Интернет- центры по освобождению от Интернет- зависимости. Этакие виртуальные клубы, где общаются люди, желающие избавиться от чрезмерного увлечения к компьютерам.

    Ещё один психотерапевтический подход основан на понимании Интернет- зависимости не как самостоятельного явления, а как следствие более глубоких внутриличностных и межличностных проблем. В этом случаи воздействуют на причину, а не на следствие. Это, возможно более долгий и трудный путь, но дающий результат в виде не только избавления от компьютерной зависимости, но и общего повышения качества жизни. Улучшение самопонимания и развития способности к самопостроению удовлетворяющих отношений. Конечно, психологическая зависимость- это не простуда, которую можно вылечить не зависимо от желания больного. Настрой больного на преодоление вредной привычки и усилие с его стороны необходимы- иначе толку не будет. Прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка. 
Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет-зависимости.  
Дело в том, что в сети можно не бояться быть осужденным, даже оступившись, можно начать все сначала. Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

   Симптомы Интернет-зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет-независимых, стираются границы реального и виртуального миров, при чем последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет-зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора. 
    Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть. При появлении подозрений, обратитесь к специалистам, например, можно проконсультироваться с педагогом или психологом. Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз. Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать
кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.  
Попробуйте и такой вариант, как альтернатива. Например, если ваших детей интересуют онлайновые игры на определенную тематику, предложите им их аналог. Таким аналогом может стать чтение книг на ту же тему. Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками во взрослой жизни.

Информация о работе Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества