Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа
Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение
К сожалению теневая сторона появления в нашей жизни компьютера не исчерпывается одной только проблемой формирования Интернет- зависимости. Айвен Голдберг предложил вместо internet addiction disorder использовать термин «патологическое использование компьютера», диагностическим критерием для которого является появление при избыточном использовании компьютера следующих явлений вместе или по отдельности( А или В):
А: Дистресс (истощение от сильного напряжения);
В: Ухудшение
профессионального, социального семейного,
межличностного, экономического, психологического
или физического
В заключении
надо подчеркнуть, что акцент на возможных
опасностях связанных с использованием
компьютера и Интернета не означает призыв
воспринимать их как несомненное зло,
от которого необходимо избавиться. Но
о неисчерпаемых возможностях и удобствах,
подаренных этими благами цивилизации,
знают все, минусы же не всегда на виду.
Интернет-зависимость-это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключиться к Интернету и неспособностью вовремя выйти из него… Интернет – зависимыми становятся, как взрослые, так и дети. Детей Интернет поглощает наиболее быстро, чем взрослых т.к. возрастной особенностью детей 7-11 лет является общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Поэтому самыми уязвимыми и незащищенными оказываются дети, они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть.
Мы считаем, что использование Интернета младшими школьниками не имеет необходимости, так как это отрицательно влияет на состояние ребёнка. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Это сайты, посвящённые порнографии, пиротехники, суицидам, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Серьёзная опасность начинается тогда, когда дети приходят на реальную встречу со своими онлайновыми друзьями. Чрезмерное увлечение Интернетом, наносит вред психическому и физическому состоянию детей.
У детей сужается круг интересов, снижается успеваемость в школе, меняется поведение, ребёнок становится агрессивным, возбудимым, жалуется на частые головные боли, бессонницу.
Родители
должны контролировать своих детей, ограничивать
время пользования ребёнка Интернетом,
совместно проводить время, интересоваться,
как прошел день у ребёнка. Если же родители
замечают, что ребёнок проводит много
времени в Интернете, необходимо ему предложить
более интересное увлечение, например,
вместе сходить в библиотеку, в музей,
на выставку.
Глава II.Исследование Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста.
2.1 Анализ методик психологического исследования Интернет-зависимости
Предположение о наличии или отсутствии зависимости можно сделать при помощи специальных тестов. Тестов и опросников выявляющих Интернет- зависимость мало. Они представляют собой список вопросов или утверждений, связанных с проявлением IAD. Они предназначены для заполнения самим предполагаемым Интернет- зависимым, либо его родными и друзьями. Как и любой измерительный инструмент опросники бывают более или менее точными и достойными доверия. Для серьёзного профессионального исследования используют только валидизированные методики, часто со множеством шкал, со специальным ключом и более сложной схемой интерпритации, так что не обязательно очень серьёзно относится к результатам проведённого теста. К тому же заключение о состоянии человека никогда не делается по результатам единственного опросника.
Диагностика на отношение к Интернету, на выявления Интернет-зависимости, и о влиянии Интернета на человека может осуществляться с помощью следующих методик:
Методика | Диагностируемый компонент |
1.Анкетирование | Уровень, сетевая
принадлежность Интернет-пользователя.
Мотивация использования |
2.Стандартизированное интервью | Склонность к Интернет-зависимости. Мотивация использования Интернета. |
3.Тест Интернет-зависимость К. Янг | Инернет-зависимость |
4.Опросник УСК (модификация В. Буровой) | Локус контроля |
5.Шкала
Интернет-зависимости А. |
Описывает поведение в Интернете. |
6.Тест
на детскую Интернет- Кулаков,2004 год |
Выявляет, насколько сильно ребёнок увлечён Интернетом. |
7.Проективные методики «Дом», «Человек –Интернет» | Выявляет отношения к Интернету. |
Каждый
разработанный тест, анкета имеют свои
достоинства и недостатки. Полностью мы
не можем полагаться на эти методики и
нельзя по результатам исследования ставить
диагноз об Интернет-зависимости. Шкала
Интернет-зависимости из опросника «Поведение
в Интернете», была разработана, учёными
кафедры социальной психологии факультета
психологии МГУ в 1999 году. Шкала Интернет-зависимости
включает в себя 7 утверждений, испытуемый
должен выбрать тот вариант ответа, который
лучше всего подходит для описания поведения
испытуемого в Интернете.[11, c.35] Тест
для диагностики Интернет- зависимости,
разработанный ведущим исследователем
проблемы Кимберли Янг, а также 20 дополнительных
вопросов и 14 вопросов, касающихся личности
респондента. Опросних был выполнен в
виде программы, автоматически подсчитывающей
количество набранных балов и отображающий
респонденту в окне обозревателя комментарий
автора исследования. Техническим консультантом
выступил Кисленко Н. П, доцент кафедры
прикладной математики Новосибирской
государственной, архитектурно-строительной
академии. Также есть проективная методика
«Дом», «Человек- Интернет» О.Т. Мельникова,
Е. А. Фетисова с помощью которой можно
определить насколько детей привлекает
Интернет, что их в нём привлекает, их отношения
к Интернету.
Изучение Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста Констатирующий эксперимент
Для исследования Интернет-зависимости использовались следующие методы: беседа, тестирование, проективная методика «Дом».
Методика
«Дом».
Класс | Количество учащихся, которые положительно относятся к Интернету | Количество учащихся, которые безразлично относятся к Интернету |
2 класс | 12 % | 9% |
3 класс | 15 % | 7% |
4 класс | 20% | 6% |
Из этой
таблице мы можем сделать вывод, что большинство
учащихся начальных классов, положительно
относятся к Интернету, причём с возрастом,
количество учащихся с положительным
отношением к Интернету возрастает, а
безразлично относящихся к Интернету
уменьшается.
Вторая методика
А. Жичкиной « Шкала
Интернет-зависимости» [см.приложение],
была нами видоизменена и представлена
учащимся, учитывая их возрастные особенности.
класс | Количество учащихся склонных к Интернет-зависимости | Количество учащихся не склонных к Интернет-зависимости |
2 класс | 4 % | 16% |
3 класс | 7% | 15% |
4 класс | 10% | 18% |
Из этой
таблице можно сделать вывод: с увеличением
возраста растёт и количество детей
склонных к Интернет-зависимости. 21 % учащихся
склонны к Интернет-зависимости, 49% не
склонны к Интернет-зависимости. Учащиеся
предпочитают в интернете общаться и находить
нужную информацию. Дети, которые склонны
к Интернет-зависимости сейчас, в дальнейшем,
если будут продолжать активно пользоваться
Интернетом могут стать Интернет-зависимыми.
Для
исследования проблемы Интернет-зависимости
ещё не разработано таких методик по результатам
которых мы могли бы поставить диагноз.
Но исследования продолжаются и возможно
скоро Интернет-зависимосчть наряду с
другими зависимостями, такими как алкогольной
зависимостью будет считаться заболеванием.
По результатам исследования, мы видим,
что каждый ребёнок в начальной школе
знает что такое Интернет, и все опрошенные
хотя бы один раз, но пользовались Интернетом.
У нескольких человек наблюдается склонность
к Интернет-зависимости, причём, чем старше
становятся дети, тем увеличивается количество
склонных к Интернет-зависимости. Мы считаем,
что пользование Интернетом ребёнка младших
классов нежелательно, намного лучше и
полезней если бы дети проводили время
в библиотеках в поисках нужной информации.
Стоит раз попробовать использовать
Интернет, и уже может появиться желание
и необходимость часто пользоваться им.Чаще
всего дети, которые становятся Интернет-зависимыми,
испытывают чувство одиночества, безразличия
к себе со стороны родителей, им не хватает
реального общения и они заполняют его
виртуальным общением. Родители должны
уделять время своим детям, ограничивать
время детей при проведении в Интернете,
или вовсе не разрешать использовать его.