Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа (2).docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)

                                             

                                             Заключение  

    У каждого из нас есть определённая склонность впадать в зависимость от каких либо вещей, определённых действий или деятельности. Называется всё это простым словом «интерес». Сила такой зависимости может быть разной- от простого влечения до аддикции. Сила интереса может повлиять на всю жизнь. Вывод из всего один: увлечение не может вредить человеку, если он относится к нему здраво, если оно помогает ему в работе и отдыхе ещё лучше приносит денежный доход. Но в нашей работе речь идёт именно о зависимости к увлечению Интернетом. Мы попытались более подробно изучить проблему Интернет-зависимости в начальной школе.                   Проводя исследование с детьми младшего школьного возраста, выявилось что 47% учащихся относятся к Интернету положительно, считая, что Интернет это хороший источник добычи информации, 21% учащихся  склонны к Интернет-зависимости. Причём эта склонность в дальнейшем может обернуться Интернет-зависимостью. Значит , мы можем сделать вывод, что проблема Интернет-зависимости существует и требует серьёзного изучения. Основной причиной зависимости от Интернета, является удовлетворения многих сознательных и подсознательных потребностей. Интернетом нужно пользоваться только при необходимости, чтобы не войти в стадию зависимости.  А детям младшего школьного возраста лучше посещать библиотеки, а не пользоваться сетью! Ведь не все знают, что очень частое и долгое использование  Интернета разрушает психику, портит зрение, нарушает сон и мн.др. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Воспитание компьютерной  культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет-зависимости . Говоря, что Интернет- благо «нового поколения». Мы согласны с этим и надеемся, что новое поколение воспользуется Интернетом  во благо.

     Специально для нас психологи описали признаки Интернет-зависимости у ребёнка, и дали несколько полезных советов: 
1.Самый очевидный признак - ребёнок массу времени проводит за компьютером. Более 3-4 часов в день. Его «не выгонишь» гулять, не заставишь спать или делать что-либо по дому. Он перестал общаться с друзьями, ему редко звонят, реже приходят в гости, да и сам он редко ходит к кому-либо. 
2. Не забывайте про «ночные бдения», которые могут быть, если компьютер стоит в комнате ребёнка. Косвенными признаками являются недосып, повышенная утомляемость, апатия, физическая слабость, дневной сон после школы. 
3. Собираясь вместе куда-либо, замечаете, что выход из дома всё время откладывается. Не торопясь выключать компьютер, ребёнок объясняет: «мне сейчас должны ответить» или «я не могу не отправить сообщение, это важно». 
4. Если мобильный телефон вашего ребёнка позволяет выходить в Интернет, пользоваться ICQ или другими сервисами, обратите внимание на то, сколько денег расходуется на счёту ребёнка. Часто ли он кладёт телефон в сумку или карман либо постоянно держит его в руках? 
5. Пребывание в Интернете быстро разряжает телефон. Если вы знаете, что заряда аккумулятора должно хватать на 2-3 дня, а ребёнок заряжает телефон каждый вечер, задумайтесь.  
6. Вспомните реакцию ребёнка, когда Вы собираетесь выезжать на пикник, на дачу или в деревню, где не будет ни компьютера, ни Интернета? Возможно, ему действительно не интересно и это ещё не повод для тревоги. А возможно, он и сам вам скажет: «Что мне там делать без «аськи» и почты?..» 
7. Если у ребёнка есть аккаунт в социальной сети, где более 100 человек в друзьях, поинтересуйтесь, всех ли он знает лично? 
8. Обратите внимание, какую реакцию вызывают ваши просьбы выключить компьютер, отвлечься от экрана монитора: крик, раздражение, слёзы, истерику. Однако будьте осторожны в интерпретации реакции ребёнка. Возможно, форма вашей просьбы спровоцировала такую реакцию и ребёнок просто защищает свои границы и права. 
9. Если все или большая часть этих пунктов подходят и Вам - это повод сменить свою собственную тактику поведения в Интернете! Ведь дети гораздо больше подражают своим родителям, чем может показаться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Список литературы

 1.  Абрамова Г. С. Психология школьников/ Г.С. Абрамова- М. 2000.с.58      2. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личност./А.Ю Акопов.- Спб.: Речь, 2008.-224с.                                                                                             3. Балонов И.М. «Компьютер и подросток»/И.М. Балонов-М.,2002.с.32-58.         4.Белинская Е. Интернет-зависимость: аддитивные формы поведения/Е.Белинская // Народное образование.-№7.-2009-с.268-275.  5.Боровиков А.М. Модус контроля как фактор  стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности./А.М Боровиков//-№1.-2000.с.68-75.                                                                                                                   6.Боровикова Н., Виртуальное зависание/Н. Боровикова//Человек и наука.-№8.-2002.с.14-15.                                                                                                         7.Бирюков В. «Сеть и наркомания»./В.Бирюков//Компьютерра №16.-1998-.с.13-15.                                                                                                                     8.Бурова В.А. Зависимость от компьютера и интернет/В.А Бурова:2009  9.Войскунский А.Е, Феномен зависимости от интернета// гуманитарные исследования в интернете/ под ред. А.Е. Войскунского. М,2000. С.100-133.     10.Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 240с.           11.Гончарова, Ю. Маленькие дети, не ходите в «сети» : [фрагмент] / Ю. Гончарова // Эхо планеты. – 2009. – № 7. – С. 12–13 : ил.                      12.Егоров А.Ю. Особенности личности с Интернет-зависимостью/ А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А.Петрова// Вопросы психического здоровья детей и подростков -2005.-№2.с. 20-27                                                                             13.Егоров  А.Ю. Нехимические зависимости/ А.Ю.Егоров- Спб.:Речь,2007.-с.96-109.                                                                                                                        14. Иванов М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С.Иванов//Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово, 2004.с.370-377.                                             15. Короленко И.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерова 1991.№1.с.8-15                                                16. Котяров А.В.Другие наркотики, или homo addictus:Человек зависимый./А.В. Котяров.-М.:Психотерапия, 2006.-с.480                                    17. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ// Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.     18. Малых Т. Наши дети во всемирной паутине Интернета./Т.Малых.//Воспитание школьников №2.-2008-с.60-62.                            19. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости/Э.В.Мельник.- Одесса,1998г. С.320.                                                                                                  20. Наумова, Ю.И. Внимание : компьютерная зависимость! / Ю.И. Наумова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 7. – С. 11–12. – (Давайте обсудим).                                                                                                                      21. Панов, С. Детская компьютерная, игровая и Интернет-зависимость [Текст] / С. Панов // Педагог. - 2006. - № 7. - С . 14.                                           22. Реброва, Е. Дети в социальных сетях : [фрагмент] / Е. Реброва // Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». – 2010. – № 7. – С. 9.                                                                                                     23.Старшенбаум Г.В.Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей/Г.В.Стпршенбаум.- М.:Кошто-Центр,2006.-367с.            24.Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета"/И.В.Чудова // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.                                                                             25.  Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников/В.В.Шавамиш-. СПб., 2001.                                                                                                                                           26. Янг К.С. Диагноз-Интернет-зависимость//Мир Интернет 2000.№2.с.24-29.   27. www. netaddiction.com/parents.htm.                                                                        28. www. psychology.ru                                                                                                          29. www. narkom.ru

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила безопасного пользования  Интернетом

    Пользование Интернетом можно сравнить с прогулкой по интереснейшему в мире парку, во время которой приходится огибать свалку мусора, полную токсичных отходов. Любознательному ребенку достаточно сделать несколько щелчков мышкой, чтобы найти порнографическую информацию, причем часто она размещена по адресам, которые на первый взгляд кажутся невинными и даже полезными. Исходным пунктом в безопасном пользовании Интернетом является определение правил совместной жизни, которые будут распространяться также и на Интернет.                                                                                • Если детям запрещено разговаривать с незнакомыми людьми, то это же правило должно распространяться и на Интернет. Если вы спрашиваете детей, куда они идут, необходимо также интересоваться, где они бывают в Интернете и с кем там общаются.                                                                                          • Если вы выслушиваете рассказы детей об их знакомых, то прислушивайтесь и к тому, что они говорят о своих находках в Интернете.                                                      • Выберите программное обеспечение, которое содержит функции, дающие родителям возможность контроля.                                                                                          • Некоторые из поставщиков Интернет-услуг предлагают возможность запоминания адресов, которые посещают дети. Воспользуйтесь этим.                         • Установите специальные фильтры (например, «CyberPatrol», «Ciber-Sitter», «Net Nanny», «Surfwatch», «X-Stop» или «Rated-PG»).                                                        • Компьютер с доступом в Интернет поместите на видном и общедоступном месте в вашем доме (не стоит помещать его в спальне или детской)                                                       • Побуждайте своих детей обсуждать с вами информацию, которую они находят в Интернете .                                                                                                                       • Научите детей ответственно относиться к использованию электронной почты (e-mail).                                                                                                                                      • Побуждайте детей обращаться к вам со всеми возникающими у них сомнениями и хвалите их, если они приходят к вам со своими проблемами.

• Предостерегайте детей от размещения в Интернете своих персональных данных, например, фамилии, адреса, номера телефона, а также от высылки фотографий или заполнения анкет без вашего разрешения.                                             • Посоветуйте своим детям не отвечать ни на какие агрессивные или двусмысленные предложения, а также на то, что заставляет их чувствовать себя неловко.                                                                                                                           • Не разрешайте детям идти на встречу с людьми, с которыми они познакомились через Интернет, в одиночку.                                                                  • Если дети придут к вам с какой-то негативной информацией, следите за своей реакцией, так как они могут испугаться и в следующий раз к вам не обратятся.                                                                                                                              • Игнорируйте скрытые ссылки (графические знаки на веб-сайтах, банерная реклама), кажущиеся безобидными, так как они могут быть страницами с порно- и другой вредной информацией.                                                                           • Напоминайте детям о том, что эти правила имеют силу также в случаях пользования компьютером вне дома, например, у друзей или в интернет-кафе.                                                                                                                                 • Но самое главное – разговаривайте со своими детьми. Наилучшей гарантией являются хорошие отношения, когда члены семьи разговаривают друг с другом. 
 
 
 
 
 

Родительское  собрание№1

Цель: просвещение родителей по теме “Интернет и здоровье ребёнка”.

Вопросы для обсуждения:                                                                                       Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса? Как сделать общение ребёнка с Интернетом безопасным и полезным? Интернет игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?                                                                                   Ход родительского собрания:

I. Мотивация к деятельности. Тренинг.                                                                Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

Вопросы.                                                                                                                     Чем является Интернет в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования Интернета.                                                                              Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а)  в Интернете?»                                                                                                     Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?

II. Анализ, обсуждение  ситуаций и разработка  рекомендаций.                                                      Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.

Результаты анкетирования  детей класса: 100% детей, у которых  есть дома компьютер, играют на нём  ежедневно, 50% - могут начать игру даже не пообедав, 38% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Попробуем проанализировать все “за” и “против” в этом вопросе.

  Общение с Интернетом  портит детское  здоровье.                                    Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.                                                                                       Нагрузка на зрение.                                                                                                          Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если сидеть в Интернете достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера (Интернета)может быть значительно снижена.

  1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером(Интернете) не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.
  2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
  3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
  4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

Информация о работе Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества