Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа (2).docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)

   5.Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции.

   6. Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями.

   7.Генетический оттенок на ранних стадиях аддикции.

    Нехимические аддикции часто сочетаются с другой психической патологией: аффективными расстройствами, расстройствами личности, нервозами и химическими зависимостями. Комобидность невротических расстройств и нехимических аддикций, по мнению А.Р. Назмутдинова (2000), определяется тремя основными вариантами: невроз, манифестировавший на фоне ранее сформировавшейся аддитивной зависимости( при наличии дополнительных патогенетических моментов, каким, например, является психотравма); длительно невротическое состояние, обусловившее своеобразный механизм психологической защиты в виде формирования аддитивного поведения.      
 
 
 

1.2 Интернет - аддикция  как вид нехимической технологической          аддикции.

   Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.

    Зависимость – особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь [4, с.68-75].

     Впервые предложил данный термин в 1996 году американский психолог доктор психологических наук Айвен Голдберг для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета.

    Обсуждение данного феномена началось в 1994 году. Психолог, профессор Питтсбургского университета Кимберли Янг разработала и поместила на web-сайт специальный тест. В 1985 году по инициативе Кимберли Янг был организован «Центр онлайновской зависимости», на базе которого в 1997-1999 году были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD.    В 1998 году служба «виртуальной аддикции была организована американским практикующим психологом Дэвидом Гринфилдом. На данный момент несколько клиник и ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией Интернет-аддикции. В 1998-1999 году опубликованы монографии по данной проблеме. В России исследованием проблемы занимается в первую очередь лаборатория психологии информатизации МГУ и её заведущий, кандидат психологических наук Александр Войскунский.

   

                        

   Интернет-зависимость – это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключиться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя выйти из него т. е. состояние, когда человек перестаёт контролировать своё пользование Интернетом [7, с. 15-17].

     Интернет-зависимость – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

  1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов.
  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети.
  3. Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.
  4. Информационная перегрузка – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
  5. Компьютерная зависимость – навязчивая игра в компьютерные игры.

Главным  фактором, благодаря которому все эти явления  получили широкое распространение, является анонимность личности в  сети. Особенно анонимность увязана  с четырьмя главными расстройствами:

  1. Усиление различных отклонений от нормы, ложь и совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или вовсе запрещённых картинок, которые широко распространены на многих сайтах. Важно чтобы люди, которые развлекаются просмотром подобных изображений, тем самым удовлетворяя свои сексуальные фантазии, не пытались контактировать с детьми в реальной жизни. Такое поведение часто заканчивается как влечение.
  2. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни. В подобных случаях используется персональная психотерапия, целью которой является уменьшение желания сбежать из реального мира.
  3. Интерактивные компоненты сети облегчают создание кибер-зависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи, что ведёт к отдалению людей в реальной жизни. В этом случае применяются индивидуальная семейная терапия.
  4. Возможность создания альтернативных онлайн-персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создаёт возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия), или же от простых жизненных сложностей (обилия работы, проблем в учёбе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир Интернета служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения и психологические разногласия, которые лечатся психотерапией.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Причины возникновения Интернет-зависимости и

стадии зависимости от Интернета

   Чаще всего главная причина формирования Интернет-зависимости у детей заключается в родительском безразличии к жизни своего отпрыска. «Очень часто в семьях, где есть Интернет-зависимый ребенок, нет близости, интимности. Бывают и совсем патологические случаи: например, мать и сын никогда не сидели за одним столом, не беседовали, не делили пищу и т.д.»,— рассказывает психотерапевт. В результате такой семейной разрозненности у ребенка возникает недоразвитие эмоционального интеллекта и, как итог, сетевая зависимость. «Около 50% Интернет-зависимых детей— депрессивные больные. Причиной является сниженное настроение, невозможность получения эмоций, Интернет здесь используется в качестве лекарства от тревоги, позволяет отвлекаться»,— говорит Малыгин. Такую форму депрессии крайне сложно диагностировать, и даже если родитель понимает, что ребенка надо вести к специалисту, то здесь возникает еще одна немаловажная проблема: само «чадо» врят ли самовольно согласится пойти от голубого экрана к человеку в белом халате. «В таком случае нужно придумывать «завлекаловки». А вот на что надо наложить родителям вето, так это на различные виды наказаний, «обрубания» Интернета и лишения ребенка других удовольствий. «Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают к бегству из дома. Если вы отключите Интернет, ребенок переместится в Интернет-кафе, перекроете и этот путь – может быть только хуже: и до самоубийств,бывает,доходит.  
  Лаборатория труда Института психологии РАН изучала стресс у пользователей ЭВМ, основное внимание уделяя неблагоприятным реакциям человека в процессе компьютерной деятельности. Ими отмечены значительные физиологические изменения у пользователей ЭВМ. Появление многочисленных жалоб на беспокойство, раздражительность, нервозность, снижение настроения, повышенная утомляемость, нарушение сна. Зрительное, мышечное, умственное утомление.

   Как известно, освоение в любой новой деятельности, под которой можно понимать и компьютеризацию, включают в себя контроль над действиями.

     Были проведены экспериментальные исследования, получены результаты и следующие выводы:

  1. В качестве основного фактора, определяющего отношение человека компьютеризации трудовой деятельности и его фиксацию на субъективных трудностях, выступает утрата контроля над деятельностью, связанная с неосвоенностью новой ситуации.
  2. Стрессогенность фактора утраты контроля над деятельностью определяется взаимодействием объективных условий и мотивационно волевой диспозицией личности – модусом контроля над деятельностью. Основной устойчивости испытуемых к стрессу и ориентации на достижении успеха является высокая продуктивность деятельности без значительного психического напряжения, в сочетании с активностью, инициативностью, уверенностью в себе.
  3. Если доминирующей чертой личности является высокая тревожность, то отсутствие уверенности в себе и высокая чувствительность к неудачам обуславливает их низкую активность в жизни и стремление избегать ситуаций, способных нанести ущерб самооценки. Вынужденно оказавшись в ситуации утраты контроля, они склонны реагировать ростом внутренней напряжённости, которая не позволяет разрешать эти ситуации оптимальным образом [11, 370-377].

     Казалось бы, что профессиональная деятельность пользователей ЭВМ и работа пользователей Интернета имеет мало общего. Но проблема, которую испытывают и те и другие похожа: модус зависимости при работе с компьютером. Эксперимент Лаборатории труда помогает понять причины психической зависимости пользователей Интернета.

  Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователей объясняется так же и спецификой ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступает «погружение», т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит всё, чем может быть увлечён пользователь. И это ещё одна причина пристрастия к Интернету.

   Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространённых стратегий проведения современный молодёжи в трудных жизненных ситуациях. Например, компьютерные игры становятся механизмом бегства определённой части детей от реальности.

   Пребывание в Сети даёт возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Люди зависимые от Интернета, часто одиноки или испытывают проблемы в общении. По исследованиям Кимберли  Янг, она выявила, что Интернет - зависимые чаще всего пользуются чатами. Человек, заболевший Интернет- зависимостью, стремится уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить своё психическое состояние. Вместо решения проблем он выбирает искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление отключиться от реальности доминирует, становясь центральной идеей человека.[15, с. 320]

   Т.о привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, без употребления химических веществ.

 Выделяют три стадии зависимости от Интернета:

1.Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности

   Человек использует различные службы Интернета с целью выбора той, которая предлагает наиболее подходящую виртуальную реальность. Он участвует в различных видах взаимодействия(чаты, конференция) на различную тематику, пробует общаться с различными партнёрами в различных ролях. Его задача – установить, какой вариант и какое время виртуального общения лучше всего компенсируют недостаток общения в реальной жизни. После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в Сеть, проверить электронную почту, новости любимых сайтов. Человек формирует стиль взаимодействия в Сети и начинает пользоваться ею с самостоятельно. Но виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни. В настоящем мире существуют более важные цели.

2.Перенос цели в виртуальную реальность, ограничения выбора и формирования зависимости.

   Когда серфер определяет самую подходящую для взаимодействия виртуальную реальность, он переносит в неё свою цель. Время сетевого общения резко возрастает, выбор ограничивается и формируется зависимость. Увеличивается количество партнёров, время, и интенсивность общения, тема для обсуждения в Сети всё больше удаляются от реальности. Общение в Сети предпочитается обычному общению в реальном мире независимо от того, какой предмет обсуждается. Серфер заполняет свой внутренний мир виртуальной реальностью, перестаёт отличать её от истинной действительности и постепенно утрачивает способность взаимодействия в настоящей жизни.

3.Стадии стабилизации:

   Через некоторое время конкретное взаимодействие виртуальной реальности исчерпывается, «выдыхается», перестаёт «увлекать». Сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной. Серфер возвращается в реальность, прада без особого энтузиазма. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме». Однако серфер обращается к Сети – особенно в ситуациях кризисного, стрессового характера. При появлении новых «заманчивых» тем и собеседников в виртуальной реальности зависимость активизируется.[24, с.24-29]     

     На первой стадии наступает легкий разлад. Из-за увлечения «новой игрой» человек теряет интерес ко всему остальному. Постепенно идет отдаление от родственников и друзей.                                  

      Вторая стадия характеризуется резким нарастанием проблем. Отлучение от компьютера у больного вызывает ощущения, подобные наркоманам. Затормаживается внимание, снижается трудоспособность, появляются навязчивые идеи, нарушается сон (а иногда происходит полный отказ от сна), возрастает потребность в стимуляторах – кофе, сигаретах, алкоголю и даже наркотиках. К психическим расстройствам добавляются головная боль, перепады давления, ломота в костях. Известны даже случаи инфаркта, сидя за компьютером.

   Третья стадия Интернет зависимости – социальная дезадаптация. Пользователь уже не может получить наслаждение от виртуального общения, но все также постоянно «висит» в сети. Депрессивное состояние приводит к серьезным конфликтам в семье и на работе. Больным ничего не остается, как обратиться к квалифицированным специалистам, кстати, в США Интернет-зависимость уже давно имеет статус официального диагноза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Интернет-зависимость,как социально- психологическая проблема современного общества