Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:59, дипломная работа
Актуальность. В последние десятилетие понятие «аддикция» стало очень актуальным. Из-за постоянных стрессовых ситуаций, нестабильности политической, экономической и социальной ситуации в стране, из–за кризиса в духовной жизни, потери жизненных ценностей, современному человеку приходится всё больше приспосабливаться к современной реальности и искать выход из возникших проблем. Но не все могут с этим справиться и таким образом, возникает иллюзия решения проблем в форме ухода от реальности и развития разных форм аддикций. Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку.
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Интернет – аддикция в исследованиях зарубежных и
отечественных психологов
1.Сущностные характеристики понятия «аддикция» . Классификация . нехимических аддикций. ……………………………………….
1.2 Интернет – аддикция как вид нехимической технологической
аддикции.. ……………………………………………………….
1.3 Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости. ……..
2. Психологические и физиологические симптомы Интернет –
зависимости. …………………………………………………….
3. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Дети «группы риска»……………………
4.Последствия Интернет-зависимости. ………………………….
5.Профилактика Интернет - зависимости. ……………………….
Выводы………………………………………………………………
Глава II. Исследование Интернет - зависимости у детей
младшего школьного возраста.
2.1. Анализ методик психологического исследования Интернет-
зависимости. …………………………………………………….
2.2.Изучения отношения детей младшего школьного возраста к
Интернету. ……………………………………………………….
2.3. Изучение склонности к Интернет- зависимости у детей младшего
школьного возраста. ……………………………………………
Выводы………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Приложение
5.Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции.
6. Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями.
7.Генетический оттенок на ранних стадиях аддикции.
Нехимические
аддикции часто сочетаются с другой психической
патологией: аффективными расстройствами,
расстройствами личности, нервозами и
химическими зависимостями. Комобидность
невротических расстройств и нехимических
аддикций, по мнению А.Р. Назмутдинова
(2000), определяется тремя основными вариантами:
невроз, манифестировавший на фоне ранее
сформировавшейся аддитивной зависимости(
при наличии дополнительных патогенетических
моментов, каким, например, является психотравма);
длительно невротическое состояние, обусловившее
своеобразный механизм психологической
защиты в виде формирования аддитивного
поведения.
1.2 Интернет - аддикция как вид нехимической технологической аддикции.
Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.
Зависимость – особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь [4, с.68-75].
Впервые предложил данный термин в 1996 году американский психолог доктор психологических наук Айвен Голдберг для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета.
Обсуждение
данного феномена началось в 1994 году. Психолог,
профессор Питтсбургского университета
Кимберли Янг разработала и поместила
на web-сайт специальный тест. В 1985 году
по инициативе Кимберли Янг был организован
«Центр онлайновской зависимости», на
базе которого в 1997-1999 году были созданы
исследовательские и консультативно-
Интернет-зависимость – это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключиться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя выйти из него т. е. состояние, когда человек перестаёт контролировать своё пользование Интернетом [7, с. 15-17].
Интернет-зависимость – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:
Главным фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в сети. Особенно анонимность увязана с четырьмя главными расстройствами:
1.2 Причины возникновения Интернет-зависимости и
стадии зависимости от Интернета
Чаще всего
главная причина формирования Интернет-зависимости
у детей заключается в родительском безразличии
к жизни своего отпрыска. «Очень часто
в семьях, где есть Интернет-зависимый
ребенок, нет близости, интимности. Бывают
и совсем патологические случаи: например,
мать и сын никогда не сидели за одним
столом, не беседовали, не делили пищу
и т.д.»,— рассказывает психотерапевт.
В результате такой семейной разрозненности
у ребенка возникает недоразвитие эмоционального
интеллекта и, как итог, сетевая зависимость.
«Около 50% Интернет-зависимых детей— депрессивные
больные. Причиной является сниженное
настроение, невозможность получения
эмоций, Интернет здесь используется в
качестве лекарства от тревоги, позволяет
отвлекаться»,— говорит Малыгин. Такую
форму депрессии крайне сложно диагностировать,
и даже если родитель понимает, что ребенка
надо вести к специалисту, то здесь возникает
еще одна немаловажная проблема: само
«чадо» врят ли самовольно согласится
пойти от голубого экрана к человеку в
белом халате. «В таком случае нужно придумывать
«завлекаловки». А вот на что надо наложить
родителям вето, так это на различные виды
наказаний, «обрубания» Интернета и лишения
ребенка других удовольствий. «Все эти
действия не только бесполезны, но и вредны,
так как подталкивают к бегству из дома.
Если вы отключите Интернет, ребенок переместится
в Интернет-кафе, перекроете и этот путь
– может быть только хуже: и до самоубийств,бывает,доходит.
Лаборатория труда Института психологии
РАН изучала стресс у пользователей ЭВМ,
основное внимание уделяя неблагоприятным
реакциям человека в процессе компьютерной
деятельности. Ими отмечены значительные
физиологические изменения у пользователей
ЭВМ. Появление многочисленных жалоб на
беспокойство, раздражительность, нервозность,
снижение настроения, повышенная утомляемость,
нарушение сна. Зрительное, мышечное, умственное
утомление.
Как известно, освоение в любой новой деятельности, под которой можно понимать и компьютеризацию, включают в себя контроль над действиями.
Были проведены экспериментальные исследования, получены результаты и следующие выводы:
Казалось бы, что профессиональная деятельность пользователей ЭВМ и работа пользователей Интернета имеет мало общего. Но проблема, которую испытывают и те и другие похожа: модус зависимости при работе с компьютером. Эксперимент Лаборатории труда помогает понять причины психической зависимости пользователей Интернета.
Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователей объясняется так же и спецификой ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступает «погружение», т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит всё, чем может быть увлечён пользователь. И это ещё одна причина пристрастия к Интернету.
Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространённых стратегий проведения современный молодёжи в трудных жизненных ситуациях. Например, компьютерные игры становятся механизмом бегства определённой части детей от реальности.
Пребывание в Сети даёт возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Люди зависимые от Интернета, часто одиноки или испытывают проблемы в общении. По исследованиям Кимберли Янг, она выявила, что Интернет - зависимые чаще всего пользуются чатами. Человек, заболевший Интернет- зависимостью, стремится уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить своё психическое состояние. Вместо решения проблем он выбирает искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление отключиться от реальности доминирует, становясь центральной идеей человека.[15, с. 320]
Т.о привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, без употребления химических веществ.
Выделяют три стадии зависимости от Интернета:
1.Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности
Человек использует различные службы Интернета с целью выбора той, которая предлагает наиболее подходящую виртуальную реальность. Он участвует в различных видах взаимодействия(чаты, конференция) на различную тематику, пробует общаться с различными партнёрами в различных ролях. Его задача – установить, какой вариант и какое время виртуального общения лучше всего компенсируют недостаток общения в реальной жизни. После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в Сеть, проверить электронную почту, новости любимых сайтов. Человек формирует стиль взаимодействия в Сети и начинает пользоваться ею с самостоятельно. Но виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни. В настоящем мире существуют более важные цели.
2.Перенос цели в виртуальную реальность, ограничения выбора и формирования зависимости.
Когда серфер определяет самую подходящую для взаимодействия виртуальную реальность, он переносит в неё свою цель. Время сетевого общения резко возрастает, выбор ограничивается и формируется зависимость. Увеличивается количество партнёров, время, и интенсивность общения, тема для обсуждения в Сети всё больше удаляются от реальности. Общение в Сети предпочитается обычному общению в реальном мире независимо от того, какой предмет обсуждается. Серфер заполняет свой внутренний мир виртуальной реальностью, перестаёт отличать её от истинной действительности и постепенно утрачивает способность взаимодействия в настоящей жизни.
3.Стадии стабилизации:
Через некоторое время конкретное взаимодействие виртуальной реальности исчерпывается, «выдыхается», перестаёт «увлекать». Сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной. Серфер возвращается в реальность, прада без особого энтузиазма. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме». Однако серфер обращается к Сети – особенно в ситуациях кризисного, стрессового характера. При появлении новых «заманчивых» тем и собеседников в виртуальной реальности зависимость активизируется.[24, с.24-29]
На
первой стадии наступает легкий разлад.
Из-за увлечения «новой игрой» человек
теряет интерес ко всему остальному. Постепенно
идет отдаление от родственников и друзей.
Вторая стадия характеризуется резким нарастанием проблем. Отлучение от компьютера у больного вызывает ощущения, подобные наркоманам. Затормаживается внимание, снижается трудоспособность, появляются навязчивые идеи, нарушается сон (а иногда происходит полный отказ от сна), возрастает потребность в стимуляторах – кофе, сигаретах, алкоголю и даже наркотиках. К психическим расстройствам добавляются головная боль, перепады давления, ломота в костях. Известны даже случаи инфаркта, сидя за компьютером.
Третья стадия
Интернет зависимости – социальная дезадаптация.
Пользователь уже не может получить наслаждение
от виртуального общения, но все также
постоянно «висит» в сети. Депрессивное
состояние приводит к серьезным конфликтам
в семье и на работе. Больным ничего не
остается, как обратиться к квалифицированным
специалистам, кстати, в США Интернет-зависимость
уже давно имеет статус официального диагноза.