Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 Следующий диалог мы разыгрывали  с моей коллегой Сью, чтобы  продемонстрировать, как можно избавиться  от привле­кательного, но назойливого ухажера.

 

 Сью и я сидим на диване  в гостиной. Мы только что зашли  к ней в квартиру. Мы ходили  в кино и зашли к ней, чтобы  выпить. Слегка захмелев, я наклоняюсь  к ней, чтобы поцеловать ее, но Сью отстраняется.

 

 Я: Что-то не так?

 

 Сью (по-дружески улыбаясь): Я  не хочу сегодня этим заниматься.

 

 Я: Но, мне казалось, мы замечательно  провели сегодня вечер.

 

 Сью: Ты прав. Я действительно  хорошо провела время сегодня  (Игра в туман).

 

 Я: Тогда в чем дело?

 

Сью:Я не понимаю, что такого в том, что я не хочу этого сегодня? (Негативные расспросы).

 

 Я: Но почему нет? По-моему,  я тебе нравлюсь.

 

 Сью: Да, но это не значит, что я непременно должна спать  с тобой сегодня (Игра в туман,  Заигранная пластинка).

 

 Я: На мой взгляд, это было  бы здорово.

 

 Сью: Да, возможно, но я не  хочу сегодня спать с тобой  (Игра в туман, Заигранная пластинка).

 

 Я: Мне кажется, это было  бы хорошо для нас обоих.

 

 Сью: Еще раз повторяю, возможно, ты и прав, v   но я просто не хочу (Игра в туман, Заигранная пластинка).

 

 Я: Что плохого в том,  что мы доставим друг другу  удовольствие?

 

 Сью: Ничего плохого (Игра  в туман).

 

 Я: Тогда почему нет?

 

 Сью: Я не знаю. Я просто  не хочу сегодня спать с  тобой (Самораскрытие, Заигранная  пластинка).

 

 Я: По-моему, это вполне  естественно, если люди становятся  близки и нравятся друг другу.

 

 Сью: Я не понимаю, что  неестественного в том, что  я сегодня этого не хочу? (Негативные  расспросы).

 

 Я: Нам обоим было бы  хорошо, и мы бы еще лучше  узнали друг друга.

 

 Сью: Может быть. Я хочу, чтобы  нам обоим было хорошо, но ведь  это не связано только с  постелью (Игра в туман, Разумный  компромисс).

 

 Я: Подумай, как приятно  заниматься этим с человеком,  к которому испытываешь такие  нежные чувства, как мы друг  к другу?

 

 С ь ю: Я понимаю, о  чем ты говоришь, но не хочу  сегодня спать с тобой (Самораскрытие,  Заигранная пластинка).

 

 Я: Со мной что-то не  так?

 

 Сью: Почему то, что я, не  хочу спать с тобой сегодня,  должно означать, что в тебе  что-то не так? (Негативные расспросы).

 

 Я: Мне казалось, я тебе  нравлюсь.

 

 Сью: Ты мне действительно  нравишься, но я не хочу спать  с тобой сегодня (Игра в туман,  Заигранная пластинка).

 

 Я: Если тебе не безразлично  то, что я чувствую, ты будешь  сегодня со мной! (Примечание: самый  типичный шантаж).

 

 Сью: Может быть, ты и прав. Если бы я больше была привязана  к тебе, я бы согласилась на  это сегодня (Игра в туман,  Заигранная пластинка).

 

 Я: Я совсем один.

 

 Сью улыбается молча.

 

 Я: Тебе плевать на меня. Тебя что-то беспокоит?

 

 Сью: Многое (Негативное заявление).

 

 Я: У тебя какие-то проблемы  с сексом? У многих женщин они  есть.

 

 Сью: Возможно, у них есть. С чего ты взял, что они есть  и у меня? (Игра в туман, Негативные  расспросы).

 

 Я: Похоже, что у тебя с  постелью связаны неприятные  воспоминания.

 

 Сью: Возможно, со стороны  оно так и выглядит (Игра в  туман).

 

 Я: Я мог бы помочь тебе  преодолеть твои трудности.

 

 Сью: Возможно, но я не хочу  спать с тобой (Игра в туман,  Заигранная пластинка).

 

 Я: Ты так со всеми поступаешь?

 

 Сью: Я не понимаю, о  чем ты (Самораскрытие).

 

 Я: Мне казалось, ты сама  провоцировала меня!

 

 Сью: Чем я провоцировала  тебя? (Негативные расспросы).

 

 Я: Заигрывала весь вечер,  потом пригласила к себе...

 

 Сью (без какого бы то  ни было сарказма): Очевидно, ты  неправильно понял мое приглашение.  Я поступила глупо (Негативное  заявление).

 

 Я: Знаешь, как называют женщин  вроде тебя?

 

 Сью: Как же? (Негативные расспросы).

 

 Я: Фригидная стерва.

 

 Сью (идет к двери, открывает  ее и стоит снаружи): Было явной  ошибкой с моей стороны пригласить  тебя. Пожалуйста, уходи (Негативное  заявление, Разумный компромисс).

 

 Мы, конечно, изображали крайний  случай, но если мужчина спокойно  сможет воспринять уверенное  «нет», он может продолжить  встречи с этой женщиной в  надежде, что она передумает. Мы  не прибегаем к таким типичным  фразам-уловкам, как: «Мне кажется,  я люблю тебя», «Ты меня сразила,  я все время думаю о тебе»,  «Ты настолько сексуальна, что  я не могу не поцеловать  тебя», «Твое тело настолько  прекрасно, что у меня дрожат  руки при мысли, что я к  тебе прикасаюсь!» Вся эта чепуха  есть только проявление сексуального  возбуждения.

 

 После «представления» я  спросил Сью, почему она направилась  к двери и, открыв ее, стояла  снаружи. Она повер­нулась к аудитории и сказала: «Обратите внимание на разницу в наших ролях. В данной ситуации, что было бы для меня лучше — отбиваться или спасаться бегством?»

 

 В следующем диалоге речь  пойдет уже не о ситуации  свидания. Бет — молодая, уверенная  в себе женщина, отказывает  молодому человеку, сделавшему ей  предложение. Она его любит,  но сомневается, сможет ли прожить  с ним всю жизнь. Бет до  прохождения тренинга придерживалась  в своем поведении традиционной  системы «следует—не следует». Но  почти с первых занятий Бет  почувствовала себя в новой  «системе поведения» как рыба  в воде. Мы стали с Бет хоро­шими друзьями и продолжали поддерживать дружеские отношения и после того, как занятия в группе закончились.

 

 Во время одной из наших  встреч Бет рассказала мне  о Теде, молодом человеке, который  был ей очень дорог, о том,  что он сделал ей предложение,  и о том, какой разумный компромисс  она предложила взамен. Следующий  диалог — это сокращенная версия  «переговоров», продолжавшихся между  Бет и Тедом несколько недель.

 

 Бет сидит в гостиной в  квартире Теда. Жаркий субботний  вечер. Тед приходит из кухни  с вином, колотым льдом и  фруктами — все это они собирались  взять с собой, когда пойдут  на пляж. Тед первым начинает  говорить.

 

 Тед: Почему нам не посидеть  минутку здесь, прежде чем мы  пойдем купаться? Я хочу поговорить  с тобой кое о чем.

 

 Бет: Звучит серьезно. Я чем-то  расстроила тебя? (Негативные расспросы).

 

 Тед (улыбаясь): Пока нет, но, возможно, расстроишь, если не откликнешься  на мое предложение.

 

 Бет: Говори же.

 

 Тед: Бет, ты самая милая,  красивая, самая восхитительная  девушка, которую я когда-либо  встречал. Мне кажется, и ты  ко мне неравнодушна. Ты очень  любишь меня?

 

 Бет Очень!

 

 Тед: Стало быть, мы можем  пожениться?

 

 Б е т: Я не знаю (Самораскрытие).

 

 Тед: Почему нет? Мы близки  уже год. Это достаточный отрезок  времени, чтобы понять.

 

 Бет: Возможно, но я все-таки  не знаю (Игра в туман, Заигранная  пластинка).

 

 Тед: Мы ведь много времени  проводим вместе?

 

 Бет: Конечно, но просто  встречаться и жить вместе 24 часа  в сутки — это не одно  и то же. Вот что меня тревожит (Игра в туман, Самораскрытие).

 

 Тед: Откуда мы узнаем, так  ли это, если не попробуем.  Этак мы можем и всю жизнь  прожить периодическими свиданиями.

 

 Бет Это так, но я не понимаю, что плохого в свиданиях? (Игра в туман, Негативные расспросы).

 

 Тед: Ничего плохого. Я  просто хочу жениться на тебе, вот и все.

 

 Бет: Тебя беспокоит, что  мы неженаты, хотя спим вместе?

 

 Тед: Не совсем так. Просто, чем больше я думаю о нас  с тобой, тем больше хочу, чтобы  мы поженились.

 

 Бет Тед, мне очень приятно,  что ты заговорил об этом. Мне  кажется, этим ты еще раз  говоришь, что любишь меня. Но  меня не покидают сомнения, что  тебя тревожит что-то еще. Это  так? (Самораскрытие, Негативные  расспросы).

 

 Тед: Я испытываю какое-то  беспокойство от того, что мы  только встречаемся. Я чувствовал  бы себя намного лучше и  знал бы, что действительно тебе  дорог, если бы мы поженились.

 

 Бет: Не понимаю. Похоже, ты  хочешь сказать, что я недостаточно  дорожу тобой? (Негативные расспросы).

 

 Т е д: У меня такое  ощущение.

 

 Бет: Хочешь, мы перестанем  говорить на эту тему?

 

 Те д: Нет.

 

 Бет: Ладно. Я знаю, что  меня беспокоит. Ты ревнуешь  меня к тем мужчинам, с которыми  мы встречаемся на пляже. Я  права? (Самораскрытие).

 

 Тед (защищаясь): С чего мне  ревновать?

 

 Б е т: Я не знаю. Может, ты знаешь? (Самораскрытие).

 

 Тед: Да, я немного ревную  тебя, а чего ты ждешь от  меня, когда ты так хороша и  так кокетливо с ними разговариваешь?

 

 Бет: Ты прав, Тед, я немного  флиртую с ними, но такова я.  Ничего не изменится, если мы  поженимся (Игра в туман, Негативное  заявление).

 

 Тед молчит, выглядит немного  задетым.

 

 Бет: Если мы поженимся,  ты все еще будешь ревновать,  потому что мне нравится флирт,  это часть меня. Но это не  означает, что я хочу со всеми  переспать (Негативное заявление,  Самораскрытие).

 

 Тед: Откуда мне знать,  что у тебя на уме?

 

 Б е т: Не знаю.

 

 Тед: Так ты не хочешь  выходить за меня замуж?

 

 Бет: Не знаю (Самораскрытие).

 

 Тед (саркастично): Как ты  думаешь, сколько тебе нужно  времени, чтобы узнать?

 

 Бет: Этого я тоже не  знаю (Самораскрытие).

 

 Тед: Так что же мне делать? Я слишком люблю тебя, чтобы  принуждать. Но мне неприятно,  что ты ничего не знаешь.

 

 Бет: Почему бы нам просто  не пожить вместе? (Разумный компромисс).

 

 Т е д: А в чем разница?  Разве это вариант? Мы и сейчас  почти живем вместе!

 

 Бет: Да, это почти так,  но, мне думается, разница будет.  Сейчас мы оба максимально  свободны, но, если мы будем жить  вместе, у нас будет ответственность  друг за друга (Игра в туман,  Самораскрытие).

 

 Тед: Мы не можем просто  жить вместе!

 

 Бет: Не понимаю, что в  этом плохого? (Негативные расспросы).

 

 Тед: Что, если соседи узнают?

 

 Бет: Если и узнают, то почему  это тебя так расстраивает? (Негативные  расспросы).

 

 Тед: Ничего. Вероятно, половина из них тоже не женаты.

 

 Бет: Мы можем переехать  на новое место, где нас никто  не знает (Разумный компромисс).

 

 Тед: Нет, я, пожалуй, остался  бы здесь.

 

 Бет: Давай в следующие  выходные перевезем мои вещи. Нам многое предстоит сделать.

 

 Т е д: А как быть с  мамой и папой?

 

 Б е т: А что если им не говорить о нас?

 

 Тед: Они все равно узнают.

 

 Бет: Ну, когда это произойдет, тогда и будем думать, что делать. Мы с твоей мамой, по-моему,  в хороших отношениях. Ты хочешь  оставить твою кровать или  перевезти мою? (Разумный компромисс).

 

 В жизни Тед прибегал к  более сильным манипуляциям, чем  показано в диалоге. Как выяснилось  впоследствии, опасения Бет были  не напрасны. После шести месяцев  совместной жизни они пришли  к обоюдному согласию расстаться  и каж­дому идти своей дорогой. Они расстались по-дружески — просто они были слишком разными. Как бы все могло запу­таться и усложниться, если бы Бет не прислушалась к своему внутреннему голосу. Бет почувствовала, что Тед хочет, чтобы они поженились, потому что в таком случае, как ему кажется, у него будет право прекратить ее флирт с другими мужчинами. Поведение Бет усиливало сомнения Теда в себе как в мужчине. В предстоящих диалогах вы увидите, как можно справляться со скрытыми страхами ваших близких людей, побудить их высказать вам, в чем причина их беспокойства, чтобы можно было найти какой-то выход и помочь им избавиться от страхов.

Как

научиться

уверенно 

проявлять

себя 

в

сексуальных

отношениях

 

 Только после того, как мои  ученики перестают быть новичками  и приобретают достаточный опыт  в отстаивании себя в различных  жизненных ситуациях, я обращаю  их внимание на те проблемы, которые затрагивались в диалоге с Бет.

 

 Они начинают учиться тому, как можно вести себя в определенных  ситуациях с людьми, которыми  мы очень дорожим — нашими  любовниками, возлюбленными, женами  и мужьями. Чтобы обучение общению  в сфере столь важных отношений,  построенных на равноправии, происходило  быстрее, я предлагаю начать  разговор с того, что непременно  привлекает внимание и у всех  вызывает интерес, — с секса!

 

 Я готовлю своих учеников  к тому, чтобы они могли прямо  и свободно говорить своему  партнеру о своих желаниях, в  том числе и сексуальных.

 

 Каждый раз, когда я начинаю  рассказ о том, с чем связано  большинство сексуальных проблем  и как их можно раз­решить, я неожиданно прерываюсь и  смотрю на реакцию студентов:  все глаза устремлены на меня, в классе так тихо, что слышно  дыхание. Тот же интерес проявляется  и тогда, когда мы начинаем  «репетировать» роль человека, высказывающего  свои сексуальные желания.

 

 Наша психофизиология такова, что мы не можем в одно  и то же время опасаться  чего-то и быть в этом глубоко  заинтересованными. Как сильный  страх может препятствовать возникновению  приятных ощущений и интереса, так и сильный интерес и  положительные эмоции могут побороть  возникающее беспокойство. Поскольку  именно в отношениях с близкими  людьми мои студенты (как и  все люди) испытывают наибольшее  беспокойство, я предлагаю им  начать ре­шительно проявлять себя сначала в той сфере, которая вызывает врожденный интерес, а также приятные ощущения! Сначала мы просто говорим о сексуальном поведении, сексуальных желаниях и о том, как можно уверенно проявлять себя в этой области. Потом я предлагаю своим ученикам на практике найти новую модель поведения, и, когда они уже могут высказывать свои сексуальные желания и чувствовать себя при этом спокойно, без переживания вины и тревоги, тогда я перехожу к другой сфере отношений — к общению в семье. Семейные конфликты возникают по поводу устройст­ва на работу, воспитания детей, использования семейных денег, покупки дома и т. д., список бесконечен. Когда участни­ки тренинга начинают чувствовать себя более комфортно, я предлагаю им вернуться к теме секса и попытаться опреде­лить, не просматривается ли взаимосвязь между нарушенными семейными отношениями и трудностями в сексуальном взаимодействии. В качестве последнего упражнения я предлагаю им разыграть диалог с предполагаемым партнером, имеющим затруднения в сексуальной сфере. Данное упражнение нацелено на их преодоление. Следя за диалогом, вы сможете увидеть, что многие сексуальные нарушения коренятся в пассивности партнера, неуверенности в себе или привычке манипулировать.

Информация о работе Как повысить самооценку