Одним из критических периодов
жизни является превращение подростка
во взрослого человека, когда
впервые возникает необходимость
сделать множество жизненно важных
выборов. На этом этапе приобретаются
умения вступать в межличностные
отношения, удовлетворять свои
потребности, справляться с тревогой
ибеспокойством, а также другие
жизненно важные навыки, которые
определяют будущие удачи и
неудачи в установлении близких
отношений и достижении независимости
и компетентности в работе
и в. других сферах жизни.
Есть множество причин, по которым
человек не приобретает необходимые
умения на каждом этапе. К
их числу относятся отсутствие
адекватной родительской модели
поведения, неподдерживающее или-
обедняющее окружение, отставание в физическом
развитии, отсутствие возможности практиковаться
в необходимых умениях, травмирующие переживания,
эмоциональные блоки. В группах тренинга
умений вызванные этими причинами «недостатки»
психологических умений выявляются и
оцениваются.
Опыт пребывания в группе
может либо способствовать научению,
либо мешать ему. Экспериментальные
исследования малых групп показывают,
что группы справляются со
многими проблемами успешней, чем
отдельные индивиды (Cartwright and Zander, 1968).
В группе может возникнуть
разделение труда, способствующее
более эффективному использованию
времени и более высокому качеству
решения проблемы, чем если бы она решалась
отдельной личностью. Однако научению
в группе могут мешать защитные реакции
ее участников, их конформизм или стремление
к власти. Некоторые руководите-
ли поведенческой ориентации
сознательно создают в группе
оптимальный для научения климат,
для чего они всячески способствуют
повышению сплоченности группы,
модификации ее коммуникационных
структур, уравниванию силы ее
участников и установлению общегрупповых
целей, служащих противовесом
для индивидуальных целей.
Постановка цели
Перед членами групп тренинга
умений ставят цель — выработать
такие формы поведения, которые
либо одобряются обществом, либо
желательны для самих участников.
Все другие эффекты, например
удовольствие
от пребывания в группе, знакомство
с другими участниками, личностные
изменения, «читаются побочными
результатами достижения специфической
цели труппы. Усилия в группе
направлены на то, чтобы помочь
участникам в
развитии важных навыков межличностных
отношений и управления эмоциями. Эти
цели четко определены в контрактах, подписываемых
руководителем
группы, с одной стороны, и
каждым ее участником — с
другой. В отличие от
руководителей групп встреч или
групп развития сенситивности, руководитель
группы тренинга умений обязав вносить
коррективы в поведение участников, если
они отклоняются от установленной цели
в область общей личностной перестройки.
В группах обучают умению планировать
карьеру и принимать решения, развивают
способность справляться с беспокойством,
совершенствуют навыки общения, уверенности
в себе и родительские навыки (Drum and Knott,
1977). Поставленная цель может быть узкой
или широкой, так что в одних группах тренинга
умений занимаются уменьшением тревожности,преодолением
неуверенности в себе, тогда как в других
группах внимание участников концентрируется
на конкретных видах тревожности (например,
страха перед авиаперелетами) или на поиске
решений разнообразных конкретных задач,
таких как
уменьшение массы тела, избавление
от привычки курить. В группах,
состоящих из пациентов с психическими
расстройствами, вырабатываемые навыки
могут быть самыми элементарными
— например, члены таких групп
учатся не
пачкаться во время еды.
В группах, состоящих из здоровых
взрослых людей,
ставят более сложные цели.
Независимо от темы занятий,
они проводятся с целью развить
навыки, которые в будущем позволят
участникам решать именно те
проблемы, которые привели их
в группу. Одна из разработанных
на такой основе программ ставит
целью развитие умения устанавливать
и поддерживать межличностные
отношения (Guerney, 1977). Эта программа
предусматривает обучение навыкам
эмоционального самовыражения, не
вызывающего у других враждебности
и стремления защититься. В таких
группах демонстрируют и отрабатывают
четыре типа поведенческих умений:
1) самовыражение, которое подразумевает
осознание человеком собственных
чувств, связанных с его отношениями
с другими, а также возникающих
впечатлений и потребностей, и
предусматривает умение описать
их; 2) эмпатический ответ, который подразумевает
способность правильно понять то, что
выражают другие, и выразить им свое понимание-,
3) переключение, которое предусматривает
умение вовремя переходить от самовыражения
к эмпатическому восприятию; 4) помощь,
которая предусматривает умение эффективно
обучать других трем вышеперечисленным
навыкам. Эту программу успешно применяли
в группах, где родителей учили проводить
терапевтические игровые занятия со своими
детьми (Guerney, 1977), а конфликтующих супругов
учили применять при общении друг с другом
приобретенные ими психотерапевтические
навыки (Coliins, 1977). Эту программу можно использовать
и для развития и обогащения нормальных
межличностных отношений.
Второй подход к тренингу
умений, который фокусируется на
конкретных адаптивных формах
поведения, именуется «структурированной
обучающей терапией» (Goldstein, 1973; Goldstein,
Sprafkin, Gershaw, and Klein, 1980). Этот подход
был разработан специально для
людей, которым не хватает умений
жить в обществе, планировать
свою жизнь, справляться со
стрессом. Задачей первой группы
«структурированной обучающей терапии»
было обучение малообразованных
выходцев из низов общества, недавних
пациентов психиатрических лечебниц
и трудных подростков социальным
навыкам, для чего применялись
ролевые игры, моделирование реальных
ситуаций и перенос приобретенных
навыков в реальную среду.
Задачи, решаемые в группах
тренинга умений, обычно индивидуальны.
Однако некоторые терапевты направляют
свои усилия также на достижение
участниками общегрупповых целей,
которые могут способствовать
решению индивидуальных задач (Rose,
1977). Например, можно стремиться к тому,
чтобы ни один из участников не занимал
своими выступлениями больше 25 % от общего
времени каждого занятия, что позволит
всем членам группы принимать примерно
равное участие в ее работе. Общегрупповые
цели могут иметь отношение к выражению
членами группы их личных привязанностей
и склонностей, к распределению работы
в группе, к лидерству и руководству или
к интенсивности тех или иных видов деятельности.
Групповые цели вводятся для того, чтобы
усиливать мотивацию участников и улучшать
характер их взаимоотношений. Обычно такие
групповые цели вторичны по отношению
к индивидуальным задачам.
Поскольку группы тренинга
умений жестко структурированы,
а критерии достижения участниками
цели достаточно субъективны,
продолжительность каждого этапа
на пути к достижению цели
должна быть строго оговорена.
Руководитель группы тщательно
структурирует содержание каждого
занятия и ориентирует участников
на достижение значимых целей.
Отчасти такой подход к групповой
терапии является реакцией на
широкое распространение мнения,
согласно которому в некоторых
группах клиентов учат быть
«хорошими членами группы» и
не более того, но не учат
адекватно вести себя в реальной
среде.
Измерение и оценка
Третьим понятием, имеющий прямое
отношение к группам тренинга умений,
а также и ко всем группам поведенческой
ориентации, является понятие об измерении
и оценке. С того времени, когда экспериментальные
психологи стали применять количественные
оценки для измерения связи между стимулом
и реакцией в контролируемых лабораторных
условиях, аналогичную направленность
приобрела и поведенческая модель. Считается
важным не только знать, что что-то изменилось,
во и продемонстрировать эти изменения
и их связь с исходными параметрами. В
поведенческих группах часто применяют
разнообразные тесты, для проведения которых
требуются карандаш, бумага и измерительные
приборы, а наблюдение за поведением с
помощью этих средств проводят в продолжение
всего курса занятий, что позволяет фиксировать
успехи членов группы.
Проблемы участников четко
характеризуются по степени их
серьезности и интенсивности.
Большинство проблем связаны либо с дефицитом
(сна, физической активности, половых связей),
либо с избытком (выкуриваемых сигарет,
споров, опасений). На занятиях участники
приобретают навыки самонаблюдения и
учатся регистрировать результаты этих
наблюдений. Их поведенческие реакции
можно оценивать по частоте, длительности
или выраженности, и существуют специальные
шкалы и контрольные листы, которые позволяют
делать это объективно. Участникам важно
понимать, что их проблемы имеют место
в контексте, создаваемом определенным
окружением. Тревожность не означает постоянной
сильной тревоги, она может быть разной
в зависимости от текущих обстоятельств
(Mischel, 1973). Или, как выразился один ученый
муж: «Среди друзей я — душа общества,
а дома бываю замкнут и "зажат"».
Измерение реакции предусматривает
учет обстоятельств, в которых
реакция имела место. Если кто-то
признается в том, что боится
публичных выступлений, важно
оценить, насколько силен его
страх, а также то, как и при
каких именно обстоятельствах
он проявляется. Для измерения
этих переменных существуют специальные
опросники, с помощью которых
можно ранжировать проявления
страха в конкретных условиях;
существует измерительное оборудование,
позволяющее регистрировать физиологические
проявления страха и тревоги,
например изменение интенсивности
потоотделения, частоту сердечных
сокращений, частоту дыхания; существуют
специальные методики вроде пробных
выступлений перед аудиторией, во
время которых проводят соответствующие
измерения.
Одна из причин, по которым
наибольшее внимание бихевиористов
привлекают внешние формы поведения,
состоит в том, что они легче
поддаются измерению. Очень трудно
определить, насколько полученный
в группе опыт изменил личность
участника или его представления
о себе. Гораздо проще подсчитать,
сколько раз он запнется при
пятиминутном выступлении перед
аудиторией, состоящей из двадцати
партнеров по группе. Бихевиористы
считают, что скрытые ожидания
того, что член группы будет
вести себя «как надо», и
давление, оказываемое на него
в этом направлении (то есть
факторы, называемые «характеристиками
ситуационного запроса,,/швк«ке.яак
и руководителя успешно провести группу,
могут подтвердить на оценку этим руководителем-
результатов работы группы. Научно обоснованные
процедуры измерения не подвержены таким
искажениям. В группе тренинга •умений
руководитель тратит на структурирование
занятий и оценку их результатов не меньше
сил и времени, чем на проведение задаются.
При хорошей организации
работы в группе проблемное
поведение измеряется на протяжении
всего курса проводимых в ней
занятий. Исходные измерения определяют
точку отсчета для последующей
оценки изменений частоты, длительности
и интенсивности проявлений проблемного
поведения, которые наблюдаются
по ходу терапевтического процесса.
Кроме того, эта информация позволяет
поставит» адекватную задачу. Достигнутый
успех можно оценить по степени отклонения
измеряемых параметров от их исходных
значений. Разработано множество экспериментальных
схем для того, чтобы можно было проверить,
является ли причиной выявленных изменений
именно опыт, полученный в группе, или
это статистическая регрессия, а то и факторы,
которые вообще не имеют отношения к терапевтическому
процессу (взросление или влияние каких-либо
обстоятельств реальной жизни). В большинстве
этих схем предусматривается наличие
контрольной группы, состоящей из клиентов,
которые не имеют опыта групповой работы
или получили его в группах другого типа.
Для этой же цели разработаны экспериментальные
методики, которые предусматривают проведение
серий измерений (Hersen and Barlow, 1976). Такой
подход позволяет провести статистическую
оценку результатов, получаемых при исследовании
небольшой группы лиц в течение определенного
отрезка времени при отсутствии контрольной
группы.
Основные процедуры
Из числа различных групп
тренинга умений лучше всего
отражают основные принципы обучения
жизненно важным навыкам с
помощью методов поведенческой терапии
группы тренинга уверенности в себе (уверенного
поведения). Поэтому оставшаяся часть
главы будет посвящена тренингу уверенности
в себе как репрезентативной модели любых
методов тренинга умений.
Тренинг уверенности в себе
получил популярность в начале
70-х годов благодаря книге «Your
Perfect Right» Албертя и Эммонса
(Alberty and Emmons, 1970). Авторы находились
под сильным впечатлением от
движения за активизацию человеческого
потенциала и тех ценностей
гуманистической психологии, которыми
проникнуто большинство терапевтических
подходов, рассмотренных в предыдущих
главах. Они переработали поведенческие
методики лечения невротических
тревожных состояний, с целью
создания такого метода повышения
самооценки, в котором сочетались
бихевиористские и гуманистические
принципы (Alberty, 1977). Корни тренинга
уверенности в себе можно найти
в работах Эндрю Солтера (Salter,
1949), который разрабатывал методы
психотерапии, основываясь на представлениях
об условных рефлексах. Имевшие
бихевиористскую направленность
экспериментальные исследования
Солтера базировались на работах
Л.П. Павлова, выделившего процессы
возбуждения и торможения в
коре головного мозга. Солтер
предположил, что у неуверенных
индивидов внутренняя заторможенность
развивается потому, что их часто наказывали
за такое доведение, которое является
следствием преобладания процессов возбуждения.
Он разработал процедуры, имеющие целью
активировать процессы возбуждения в
головном мозге и снизить обусловленную
торможением тревогу. Суть методик Солтера,
которые предвосхитили многие современные
методы тренинга уверенности в себе, состояла
в том, чтобы провоцировать возникновение
сильных переживаний и способствовать
их свободной реализации в поведении.
Примером тому может служить его установка
на прямое выражение эмоций, которое он
называл «голосом чувств». Несколькими
годами позже Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958) применил
термин «уверенность в себе» (assertiveness)
для обозначения открытости в межличностных
отношениях. Он заметил, что многие бывают
не в состоянии выразить чувства, которые
соответствовали бы сложившимся межличностным
отношениям, или продемонстрировать
их, так как эти чувства искажаются тревогой.
Вольпе выяснил, что влияние тревоги можно
преодолеть с помощью уверенного выражения
мыслей и чувств. Для обоснования разработанного
им метода он выдвинул принцип реципрокного
торможения, который гласит: «Если при
наличии стимула, который вызывает тревогу,
может быть осуществлено ответное торможение
тревоги, тем самым будет ослаблена связь
между этими стимулами и тревогой» (Wolpe
and Lazarus, 1966, p. 12).