Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

Время и внимание. Очевидно, что группа не может работать с  одним человеком. Работа ведется  со всеми по-ровну. Внимание терапевта переключается от человека к человеку, от людей - к групповым процессам. Участник терапии может быть в центре внимания психолога и группы ограниченное время. Не исключено, что когда внимание группы направлено на особо скучного участника, кое-кто может заскучать. С другой стороны, время и внимание становится ценным ресурсом, который распределяется и которым можно управлять. Это стимулирует запускать некоторые паттерны поведения. Кто-то начинает тянуть одеяло на себя и это уже групповой процесс, с которым можно работать. Недостаток времени также, обычно компенсируется длительностью занятия. Это не час, как в индивидуальном консультировании, а несколько больше. От двух часов до интенсивов на несколько дней.

Что же лучше? Групповая или  индивидуальная терапия?

А для чего? Для глубинной  проработки центральных неврозов, например, больше подходит, пожалуй, индивидуальная терапия. Для избавления от проблем  в коммуникации - групповая. Для быстрого консультирования и получения ответов на несколько вопросов - индивидуальная. Для исследования себя, личностного роста - пожалуй, групповая.

Часто рекомендуют сочетать эти виды. На групповой терапии  в этом случае, обнаруживают области  для изучения (во время экспериментов  и упражнений), а потом это прорабатывают  один на один с психологом.

Еще один фактор, о котором, пожалуй, стоит упомянуть - это стоимость. Индивидуальная терапия как индивидуальный товар - стоит дорого. Групповая терапия  стоит обычно дешевле, хотя ее эффективность  такая же, и на качество работы терапевта  это не влияет.

3. Исторический аспект развития  групповой психотерапии за рубежом. 

Групповая психотерапия и гипноз . Фактически до середины XIX века эти эффекты не изучались исследователями. Шотландский врач Дж. Брейд (1843) предложил вместо термина "животный магнетизм", вызывавшего так много жарких словесных баталий, термин "гипнотизм", увязывая психологический механизм месмеровского излечения со сном (по-гречески hypnos – сон). Гипнотические явления в этот период вызывали огромнейший интерес психиатров, интерпретировавших происходящие при гипнозе процессы порой совершенно по-разному. Хорошо известна дискуссия между Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими школами о значении и психологических механизмах гипноза (1880-1890 годы). В этой дискуссии победа осталась за точкой зрения И. Бернгейма, утверждавшим, что гипнотическое состояние – это сужение сознания в результате концентрации внимания под воздействием внушения. Причем внушение является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях; в форме гетеро- и аутосуггестии внушение приводит к некритическому усвоению определенных убеждений, суждений, чувств (Т. Высокиньска-Гонсер, 1990).

Хотя в официальной  медицинской науке отношение  к гипнозу оставалось довольно скептическим, практики активно применяли его. Примером может служить О. Веттерстранд, использовавший гипноз при групповом лечении алкоголиков. Среди отечественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями, следует назвать В. М. Бехтерева.

Во время первой мировой  войны в немецкой армии гипноз применялся для лечения солдат с  симптомами "военного невроза", вызванного истерией.

Сказанное выше указывает  нам один из важнейших факторов, оказавших влияние на возникновение  групповых форм психологической  работы, – психотерапию, базирующуюся на использовании гипнотических воздействий. Однако существуют и другие источники групповых психологических методов исследования социологов и социальных психологов.

Социально-психологические  аспекты групповых методов

Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций  и механизмов на рубеже XIX и XX веков  были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии, впрочем, до сих пор нельзя сказать абсолютно уверенно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп идентичны. Что же касается тренинговых групп развития самосознания, являющихся предметом рассмотрения в этой книге, то, по-видимому, психологические особенности малой группы, изучаемые в социальной психологии, вполне приложимы к ним. Собственно термин "тренинг" возник все же не в клинической психотерапии, а в практической работе со здоровыми людьми и вплоть до настоящего времени использовался (и используется) многими психологами в сочетании с прилагательным "социально-психологический".

Тем не менее современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах.

Групповые методы в психоанализе других психологических  школах Запада

Хотя сам Зигмунд Фрейд  никогда даже не пытался проводить  групповую психотерапию, целый ряд  его последователей активно использовали психоаналитическое лечение в группах. В первую очередь нужно назвать  Альфреда Адлера, ближайшего ученика  Фрейда, который в отличие от своего учителя придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей  и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие  на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер, возможно, под  влиянием собственных левых убеждений  создает центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную  психоаналитическую работу (как это  было распространено в Европе), а  на лечение представителей пролетариата – больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические  группы, в которых применялись  методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.

Психотерапевтами, использовавшими  психоанализ в группе, были Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он, кстати, первым предложил термин "групповой анализ"), А. Вольф (в пику Барроу считал более верным термин "анализ в группе", он же ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие. В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреагирования в группе, кроме того, проявилась тенденция к демократизации отношений пациентов и персонала, приведшая к концепции "терапевтического сообщества".*

Большое значение для групповой  психотерапии и групп тренинга имели  идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе концепции  лабораторного тренинга в США, именно "теория поля" определила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах, именно Левину принадлежат знаменательные слова о том, что "обычно легче  изменить индивидуумов, собранных в  группу, чем изменить каждого из них в отдельности" (цит. по К. Рудестам, 1993, с. 22).

Из недр бихевиоризма родились группы тренинга умений, ориентированные  на поведенческие модели обучения. Ведущие этих групп, как правило, демонстрируют большую директивность  и стремление жестко алгоритмизировать  групповые процессы.

Говоря об истории групповых  методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Джекобе Морено, легендарном человеке, создавшем психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов, основавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Неспроста последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии (что, впрочем, не совсем справедливо, как мы могли убедиться выше – групповые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него).

4. Исторический аспект развития  отечественной групповой психотерапии.

В 20-х годах нашего века в России формируются принципы коллективной психотерапии, обоснованные мировоззренческими аргументами. Б.Н.Бирман и М.А.Чалисов разработали методику групповых собраний, их состав, набор тем, обсуждаемых психотерапевтами в группах пациентов с неврозами. А.М.Дружинин и М.Г.Иткин начали создавать амбулаторные группы, применяя в них параллельно групповую и индивидуальную психотерапию. Опираясь на положения В.М.Бехтерева, который проводил коллективную психотерапию больных алкоголизмом, они сконцентрировали внимание на объяснении, успокоении, убеждении, мобилизации к деятельности, постановке заданий и контроле их исполнений.

В 60-е годы произошел новый  толчок в развитии отечественной  психотерапии. Продуктивной переработке  разнородных концепций и моделей  психотерапии способствовали достижения философии, развитие социальной и экспериментальной  психологии, социологии, педагогики, кибернетики; дискуссии вокруг социально-экономической  и культурной обусловленности развития личности, ее психологической структуры  и механизмов, исследования процессов  мышления и принятия решения, правильности функционирования больших и малых  групп, эффективных форм обучения.

Кроме учета влияния внешнего окружения и внешней информации, так же как и информации внутренней на познавательные процессы человека и его действия, в современной  психологии подчеркивается роль равных условий социализации для формирования личности, значение эмоционально-мотивационных  механизмов в восприятии, мышлении и развитии. Возникшие в связи  с этим методы стали весьма популярными, вызывающими большой интерес.

Для развития групповой психотерапии много сделали такие отечественные  ученые как С.С.Либих, А.Л.Гроссман, Н.В.Иванов, А.И.Захаров и др.

С.С.Либихом предложены приемы, позволяющие достигнуть осознания пациентом связи между невротической симптоматикой и собственными проблемами, понимания значения неконструктивных способов своего поведения в возникновении этих проблем и в их поддержании. Используемое при этом анонимное обсуждение включает разбор врачом в группе больных истории болезни выписавшегося пациента, при этом внимание фокусируется на том, что является общим у данного больного с группой. С.С.Либихом введен термин “психотерапевтическое зеркало” (1967) - психотерапевт, обсуждая историю болезни, основное внимание обращает на факты, которые имеют отношение к конкретному члену группы.

Рациональная психотерапия, метод коррегирующего воздействия, предложенные Н.В.Ивановым, осуществляются путем бесед с пациентами, построенных на основе разъяснения и убеждения, с целью формирования у них активного противодействия нарушениям. Известна применяемая Н.В.Ивановым методика мотивированного самовнушения, предназначенная для лечения больных алкоголизмом, с предварительным проведением группового гипноза.

Начиная с 1975 года неоднократно издавались сборники трудов ученых Института им. В.М.Бехтерева, посвященные групповой психотерапии.

Один из первых, кто начал  использовать групповой подход, как  метод лечения был бостонский врач Дж. Пратт. Он лечил он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. С самого начала этот групповой подход в лечении имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт заметил, что сама группа и воздействие ее членов друг на друга, обладает высоким психотерапевтическим фактором, который положительно сказывается на течение основного заболевания.

Большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали  работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс и лидера. Его ученики Адлер, Уэндер Л., Шильдер П. одни из первых попытались использовать психоанализ в лечении в групповых условиях. Так Адлер обратил внимание на значениесоциального окружения и проявления нарушения у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для проявления эмоциональных нарушений и их коррекции, группа может формировать и модифицировать взгляды и суждения. Работая с группой пациентов Адлер стремился добиваться понимания пациентами генеза их нарушения, а также трансформировать их позиции.

Родоначальником групповой  психотерапии считают Я. Морено, основоположником психодраммы, ему же принадлежит термин «групповая психотерапия».

Среди представителей гуманистической  психологии значительное влияние на групповую психотерапию оказал К. Роджерс. Роджерс придавал большое значение групповым формам, считая, что в них психотерапевт является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия, а отношения, складывающиеся между участниками группы, могут создавать оптимальные условия для терапевтического изменения. Его «терапия центрированная на клиенте» и понятие об «энкаунтер-группы» заложили основу антиавторитарной недерективной психотерапии.  

Огромное влияние на групповую  психотерапию оказали работы Левина в области групповой динамики, который полагал, что большинство  эффективных изменений происходят в групповом контексте. Левин  рассматривал личностные расстройства как результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми и  социальным окружением. Группа выступает  в качестве инструмента коррекции  нарушения взаимодействий, которое  происходит в процессе обучения.

На развитие групповой  психотерапии в России оказали влияние  теоретики и практики Хек, Лидер, Кратховил из Восточной Европы. 

Среди отечественных современных  ученных для развития групповой  психотерапии свой вклад внесли Либих  С. С., Гросман А. А., Иванов Н. В., Захаров А. И.

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных  в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в  обществе, с самого рождения нас  окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие  нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный  от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его  многообразии и сложности, познают  себя в общей картине окружающей действительности.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"