Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

Одна из самых перспективных  и бурно развивающихся отраслей современной практической психологии - работа с группами стала известна в нашей стране сравнительно недавно. Передовые психотерапевты в Европе стали уделять внимание объединению  людей в группы для лечения  и разного рода взаимодействия ещё  в 30-е годы. В то время как в  России лишь в 1990-м году вышли монография "Групповая психотерапия" под  редакцией Б. Карвасарского, С. Ледера и в сокращенном переводе книга К. Руддерстама "Теория и практика групповой психотерапии". Конечно, это не значит, что при Советском Союзе люди не объединялись в коллективы, наоборот - интеграция людей, осознание духа группы и близкое общение всегда являлись национальной чертой русского человека. Но тот недостаток знаний в области изучения психики, сознания, сложного процесса личностного и духовного роста, природы отклонений и заболеваний, в последние годы стремительно восполняется, открывая перед нами новые перспективы психотерапии и простор областей для изучения сложного мира личности в процессе её взаимодействия с внешним миром и другими людьми.

5. Исторический аспект развития  индивидуальной психотерапии за  рубежом.

 С историко-культурной позиции в психотерапевтических школах и течениях выделяют две основные группы: религиозно-магическую и эмпирико-научную.

Религиозно-магическая психотерапия возникла на заре развития человеческой культуры. Сегодня она доминирует в большинстве слаборазвитых  стран, но находит сторонников и  в развитых странах.

 Эмпирико-научная психотерапия  своими корнями уходит к учению  Гиппократа. Рассмотрим подробнее  этапы развития школ этого  направления психотерапии. Формирование  эмпирико-научной психотерапии началось  с середины XVIII в. и связано  с деятельностью австрийского  врача-психиатра Франца Антона  Месмера (1734-1815), который рассматривал свой метод лечения как научное применение “животного магнетизма”. Он довольно успешно лечил людей, стра

 давших различными болезнями — как психическими, так и соматическими. Ф. Месмер считал, что планеты излучают магнетические флюиды, которые влияют на здоровье человека, а нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Процесс лечения, согласно Ф. Месмеру, заключался в передаче флюидов от врача к больному. Группа пациентов собиралась вокруг наполненного водой чана с множеством ручек, за которые надо было держаться. Ф. Месмер касался жезлом чана, как бы передавая свои флюиды. В это время больные начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали. После таких сеансов у отдельных больных отмечалось улучшение состояния. Ф. Месмер считал, что пациенты выздоровели вследствие воздействия “животного магнетизма”, порождаемого водой, текущей по ручкам чана. Однако международная комиссия специалистов, изучавшая этот метод лечения, установила, что пациенты Ф. Месмера излечивались вследствие применения им внушения и обвинила его в шарлатанстве. Однако ученые, входившие в состав комиссии, не обратили внимания на то, что люди в группах ведут себя по определенным психологическим законам и что группы как таковые могут оказывать лечебное воздействие. Кроме того, как показали дальнейшие исследования, психологические методы воздействия, в том числе внушение, могут давать реальный лечебный эффект. И хотя теория Ф. Месмера была признана несостоятельной, она положила начало развитию психотерапии в виде гипноза.

 В конце 30-х годов  XX в. от классического психоанализа 3. Фрейда (психодинамической теории) отделилось направление, впоследствии  названное неофрейдизмом. Представители  этого направления — К. Хорни, Э. Фромм, X. Салливэн, Э. Эриксон — не разделяли полностью научных взглядов 3. Фрейда.

 В 40-50-х годах XX в.  база эмпирико-научной психотерапии  пополнилась психотерапевтическими  подходами, основанными на учениях  И. Павлова и Б. Скиннера  — бихевиористской, или поведенческой, психотерапией.

 Новейшими течениями  в психотерапии, которые интенсивно  распространились в 70-х годах  XX в., являются когнитивная и гуманистическая  психотерапия. Когнитивная психотерапия  пытается помочь человеку в  решении его проблем с помощью  коррекции нарушений понимания  (когниции). Гуманистическая психотерапия возвеличивает человека, помогая ему преодолеть отчуждение от мира, и поощряет максимально полное исследование уникальности и универсальности природы каждого человека.

 Следует также отметить, что начиная с Ф. Месмера и до середины XX в. эмпирико-научной психотерапией занимались врачи: сначала неврологи, позже психиатры. В дальнейшем к ним присоединились психиатрические социальные работники, а затем клинические психологи, и только в последнее время психотерапией стали заниматься люди, имеющие классическое психологическое образование.

 Повышенный спрос на  психотерапевтическую помощь стал  причиной появления как в нашей стране, так и за рубежом самозванных целителей и лидеров различных учений и культов. Они работают не только в традиционных психотерапевтических заведениях, но и в так называемых центрах роста, кинотеатрах, на стадионах и на дому. Большинство из них используют групповые подходы. Применяются методы, аналогичные методам “оздоровительных" религиозных учений, например саентологии. Нередко пациенты таких целителей затем становятся пациентами психиатрической клиники.

6. Исторический аспект развития  отечественной индивидуальной психотерапии.

Первым методом научной  психотерапии стал гипноз, интенсивное  изучение и разработка которого велась в Западной Европе, прежде всего  во Франции, где с ним и познакомились  отечественные ученые. В России развитие учения о гипнозе как лечебном методе связано с именем В.М. Бехтерева, который в 1884г., по возвращении на родину после стажировки в парижском  госпитале Сальпетриер у Ж. Шарко, добивался снятия официального запрета на применение гипноза. На основе суггестивного метода В.М. Бехтеревым также были разработаны методы внушения, косвенного внушения, самовнушения, коллективного внушения и отвлекающей психотерапии, описанные им в книге «Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение».

Помимо В.М. Бехтерева, изучением  теоретических и практических аспектов применения гипноза в лечебных целях  занимались В.Я. Данилевский, А.А. Токарский, их ученики и последователи.

Несмотря на широкое распространение  метода гипноза в России, в 1924г. НКЗ  РСФСР выпустил ограничительную  инструкцию по его применению, разрешавшую  гипнотизирование только с лечебной целью и только врачам-специалистам в обязательном присутствии медицинского работника, либо близкого родственника больного, с подробным отражением в истории болезни пациента и  в специальной книге сведений о сеансе.

Наряду с применением  суггестивных методов в отечественной  практике активно использовались приемы рациональной психотерапии, которые  описывались как метод «лечения перевоспитанием» с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Подчеркивалась важность привития больному с помощью убеждения более  высоких нравственных взглядов для  укрепления «Я» пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.

Отчасти здесь проходит пересечение  с другой специфической линией развития в отечественной психотерапии –  подходами, обращенными к духовным компонентам личности, возвышающими, одухотворяющими ее посредством  воздействия на эмоциональную сферу  больного и использования ее в психотерапевтическом процессе. Первым в этом направлении в нашей стране стал метод арететерапии, предложенный врачом внутренних болезней А.И. Яроцким (1908). По его мнению, этические (идеалистические) стороны личности не только обусловливают поведение человека и его жизненный путь, но являются также важными факторами, влияющими на особенности протекания физиологических процессов в организме, поэтому истинная причина любого заболевания находится в глубоких пластах духовной жизни. Сюда же можно отнести и начала библиотерапии, связанной с именами И.Е. Дядьковского, П.П. Должникова, Н.А. Рубакина, И.З. Вельвовского.

По мере развития психотерапевтического  знания рациональную психотерапию, или  убеждение, стали применять, ссылаясь на швейцарского невропатолога П. Дюбуа, подробно и системно изложившего этот метод в книге «Психоневрозы и их психическое лечение» в 1912г. Предполагалось, что это лечение информацией, вступающей в связь и взаимодействие с имеющимися у больного представлениями и позволяющей аргументированно убедить его в ошибках формальной или диалектической логики, способствующих развитию болезни.

Большое влияние на дальнейшее развитие психотерапии в нашей стране оказало активное межинститутское  научное сотрудничество с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами. Начало тесным контактам с психотерапевтами стран Восточной Европы было положено рабочей группой по психотерапии, созданной на Первом международном  симпозиуме социалистических стран  по психотерапии, который состоялся  в Праге в 1959 г. В медицинских  институтах для усовершенствования врачей в Харькове, Москве и Ленинграде были открыты кафедры психо терапии.

В создании отечественной  психотерапии в ее современном виде важную роль сыграл Санкт-Петербургский  н аучно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М Бехтерева и кафедра психотерапии Санкт-Пет ербургской медицинской академии последипломного образования. В этих учреждениях на базе патогенетической п сихотерапии Мясищева была разработана личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, являющаяс я пока единственной отечественной системой динамической психотерапии. Московскими учеными (Рожнов В. Е., Бу рно М. Е. и др.) была создана эмоционально-стрессовая психотерапия. Ученые Харькова (Вельвовский И. 3., Теле шевская М. Е., Липгарт Н К., Филатов А. Т.), развивая наследие К. И. Платонова, внесли значительный вклад в г ипнотерапию, аутогенную тренировку и другие методы суггестивной психотерапии.

В последнее десятилетие  интерес к психотерапии в нашей  стране резко возрос, открылись возможности  изучения всего спектра ее теорий и методов, повысилось качество подготовки специалистов, совершенствуются организационные  модели психотерапевтической службы. В медицинских институтах начато преподавание основ психотерапии для  ориен тировки начинающих врачей в этой сложной и многогранной области медицинских знаний.

И лишь в XVIII в., во времена  Великой французской революции, стимулировавшей коренные изменения  всей структуры Средней Европы и  одновременно с этим прогресс целого ряда наук, в том числе и медицины, был нанесен удар по вековым суевериям, сопряженным с психическими заболеваниями. Именно в этот период, в эпоху  Пинеля (Pinel Ph., 1745-1826), закладываются истинно научные предпосылки дальнейшего развития психиатрии в целом и психотерапии. По разрешению Центрального бюро коммуны Пинель снимает цепи с душевнобольных в Бисетре в 1793 г., что явилось переломным моментом в психиатрии — к лицам с психическими расстройствами стали относиться как к обыкновенным больным, которые нуждаются в хорошем обращении и лечении. Пинель заложил основы лечебного режима пребывания и условий содержания душевнобольных, что в дальнейшем, через полтора столетия послужило основными предпосылками возникновения научно обоснованной терапии средой, социотерапии, коллективной психотерапии. 
        В это же время, в 1776 г., была предпринята первая, весьма наивная попытка научного объяснения лечебного влияния внушения в виде теории «животного магнетизма» Месмера (Mesmer F. А., 1734-1815). Опыты магнетизеров будоражили умы конца XVIII — начала XIX в. В 1841 г. на выступлении магнетизера Лафонтена с целью разоблачить мошенничество месмериста присутствовал английский врач Брэд (Breid J.). Увиденное им заставило Брэда повторно посетить эти сеансы и приступить к самостоятельным опытам. Посредством фиксации взгляда Брэд довольно быстро усыпил своего знакомого и тщательно описал происходящие изменения с испытуемым. (Будет несправедливым не отметить, что фиксация взгляда была впервые применена португальским аббатом Фариа, который описал ее как метод фасцинации еще в 1813 г. Состояние, вызываемое фасцинацией, он называл «люцидным сном».) Круг испытуемых у Брэда ширился, все более уточнялись детали и способы усыпления. Брэд считал, что вызываемое им состояние — это искусственный нервный сон, возникающий вследствие концентрации внимания и утомления взора. Это состояние он определил специальным термином — гипноз, что, собственно, по-гречески и означает сон. Всю свою дальнейшую жизнь Брэд посвятил изучению гипноза. Свой опыт он обобщил в монографии «Неврогипнология» (1843), в которой детально и подробно описано многое из того, что в дальнейшем переоткрывалось вторично из-за незнания трудов Брэда. Брэд решительно опровергал флюидные представления о гипнозе и излагал нейрофизиологическую его теорию, согласно которой гипнотическое состояние возникает при зрительной фиксации. В последние годы жизни Брэд допускал развитие гипнотического состояния и при словесном внушении. Умер он в 1860 году. В этом же году во Франции вышло несколько книг, где в общих чертах был описан метод вызывания искусственного сна и его лечебного применения. 
        В России изучением гипноза занимались многие видные ученые своего времени. К 80-м гг. XIX в. относится усиленная научная разработка гипноза как лечебного метода, что оказало, в свою очередь, большое влияние на выяснение этиологической роли психогенных факторов в развитии неврозов. Гипноз стал началом всей научной психотерапии, во всем многообразии ее методов. В 1872 г. Тьюк (Tuke D. Н.) впервые ввел в научный обиход термин психотерапия. Апогеем интереса к гипнозу стал Первый интернациональный конгресс «Гипнотизм экспериментальный и лечебный», проходивший в Париже в августе 1889 г. под почетным председательством Шарко. В конгрессе участвовали Льебо, Бернгейм, Дежерин (Dejerine J.), Жане (Janet P.), Форель (Forel А.), Фрейд (Freud S.), В. М. Бехтерев и многие другие известные ученые, что подтверждало большой интерес и официальное признание этого вида психотерапии. 
        С конца 90-х г. XIX в., как реакция на чрезмерную экспансию гипноза, стали разрабатываться принципиально иные методы психотерапевтических воздействий. Говоря о стыке веков, нельзя не вспомнить о том, что это было переходное время от постклассицизма к модерну в литературе и искусстве, математика окончательно уступает «пальму первенства» физике, стремительно развивается психология. Это переходное время в России получает поэтическое название «Серебряный век». 
        В 1930-1940-е гг. в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую основу которой составила психология отношений В. Н. Мясищева (1893-1973). Ученик В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищев развил теоретические представления о взаимоотношениях личности и среды своих учителей и развил концепцию психологии личности как системы отношений индивида к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего личность как систему функций.

В последнее десятилетие  интерес к психотерапии в нашей  стране резко возрос, открылись возможности  изучения всего спектра ее теорий и методов, повысилось качество подготовки специалистов, совершенствуются организационные  модели психотерапевтической службы. В медицинских институтах начато преподавание основ психотерапии для  ориентировки начинающих врачей в этой сложной и многогранной области  медицинских знаний.

7. Деятельность А.Ф.Месмера как основателя психотерапии.

Эмпирико-научная психотерапия своими корнями уходит к учению Гиппократа. Рассмотрим подробнее этапы развития школ этого направления психотерапии. Формирование эмпирико-научной психотерапии началось с середины XVIII в. и связано с деятельностью австрийского врача-психиатра Франца Антона Месмера (1734-1815), который рассматривал свой метод лечения как научное применение “животного магнетизма”. Он довольно успешно лечил людей, страдавших различными болезнями — как психическими, так и соматическими. Ф. Месмерсчитал, что планеты излучают магнетические флюиды, которые влияют на здоровье человека, а нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Процесс лечения, согласно Ф. Месмеру, заключался в передаче флюидов от врача к больному. Группа пациентов собиралась вокруг наполненного водой чана с множеством ручек, за которые надо было держаться. Ф. Месмер касался жезлом чана, как бы передавая свои флюиды. В это время больные начинали смеяться, плакать, некоторые даже галлюцинировали. После таких сеансов у отдельных больных отмечалось улучшение состояния. Ф. Месмер считал, что пациенты выздоровели вследствие воздействия “животного магнетизма”, порождаемого водой, текущей по ручкам чана. Однако международная комиссия специалистов, изучавшая этот метод лечения, установила, что пациенты Ф. Месмера излечивались вследствие применения им внушения и обвинила его в шарлатанстве. Однако ученые, входившие в состав комиссии, не обратили внимания на то, что люди в группах ведут себя по определенным психологическим законам и что группы как таковые могут оказывать лечебное воздействие. Кроме того, как показали дальнейшие исследования, психологические методы воздействия, в том числе внушение, могут давать реальный лечебный эффект. И хотя теория Ф. Месмера была признана несостоятельной, она положила начало развитию психотерапии в виде гипноза.

8. Глубинное направление психотерапевтической  помощи клиенту. 

Для того чтобы избавиться от социофобии раз и навсегда и жить полноценной жизнью, можно воспользоваться услугами глубинно-личностной психотерапии. Такая услуга обойдется гораздо дороже и займет намного больше времени. В глубинной психотерапии работа идет скорее не с симптомом, а с тем смыслом, который несет этот симптом в жизни человека. За смыслом, как правило, стоят глубокие неудовлетворенные жизненно значимые потребности человека. Симптом же – это всего лишь сигнал о необходимости что-то изменить в жизни, как боль является сигналом дисфункции в организме. Читайте о том, как работает глубинная психотерапия здесь.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"