Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 

 Мотивы делятся на две  группы: внешние и внутренние. К  внутренним мотивам относят убеждения, стремления, интересы. Одной из важнейших  проблем воспитания остается формирования здоровых интересов, прежде всего к учению и будущей профессиональной деятельности. Интересами называются мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному отражению действительности. То есть, говоря субъективно, интерес обнаруживается в желании узнать больше об объекте. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Они заставляют личность активно искать способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания. При этом удовлетворение интересов ведет к возникновению новых, соответствующих более высокому уровню познавательной деятельности. Интересы классифицируются по устойчивости, широте, цели, содержанию.

 

 Различие интересов по признаку  цели выявляет непосредственные  и опосредованные интересы. Непосредственные  интересы вызываются эмоциональной  привлекательностью значимого объекта («Мне интересно знать, видеть, понимать», -говорит человек). Опосредованные интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (например, учения) и субъективная значимость его для личности совпадают («Это мне интересно, потому что это в моих интересах!» -говорит в этом случае человек). В трудовой и учебной деятельности далеко не все обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно формировать опосредованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда. /5, 403/

 

 Объекты познавательных потребностей  и их реальное значение выявляет  различие интересов по содержанию. Существенно и то, к чему проявляет  интерес человек, и то, какова  общественная значимость данного  объекта. Таким образом, одной из  важнейших воспитательных проблем  современности является формирование  интересов, стимулирующих активную  познавательную деятельность подростка.

 

 Другой из важнейших характеристик  является различие интересов  по степени устойчивости. Устойчивость  интереса - это длительное сохранение  его интенсивности. Необходимо заметить, что одной из возрастных особенностей  подростков является некоторая  неустойчивость интересов, которые  приобретают характер страстных, но кратковременных увлечений. Но в этом есть и положительные моменты. В частности, это способствует интенсивному поиску призвания, помогает проявлению и обнаружению способностей.

 

 Следующей существенной стороной  мотивации деятельности являются  убеждения.

 

 Убеждения и идеалы в наибольшей  степени выполняют мобилизующую  функцию. Сила убеждения заключается  в том, что оно основано на  знаниях, представлениях, ставших личностно  значимыми, оказывающими влияние  на позицию личности. Убеждения  интегрируют эмоции волю, направляют  и мотивируют поведение человека. От них трудно отказаться. При  общей высокой активности интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов  происходит их взаимное подкрепление. Убежденный человек отличается уверенностью, целеустремленностью, устойчивостью поведения, определенностью отношений, чувств, надситуативным настроем. /7, 60/

 

 Таким образом, система убеждений, включающая в себя философские, эстетические, этические, естественно - научные и другие, может рассматриваться  в качестве мировоззрения. Одной  из потребностей человека выступает  желание защитить свои убеждения, добиться разделения их другими  людьми. Все эти мотивы объединяет  то, что все они являются осознанными, то есть человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, является содержанием его потребностей.

 

 Однако немаловажную роль  в мотивации человеческих действий  играют неосознаваемые побуждения, в частности, психологическая установка, т.е. готовность действовать определенным образом. Сущность установки составляет предвзятость. Хотя установка действует на уровне бессознательного, необходимо отметить ее сознательное формирование. Это следствие веры, а не анализа, результат некритического отношения к непроверенной информации.

 

 Теперь перейдем к рассмотрению внешних мотивов. К ним относятся угроза, требование, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы и так далее.

 

 Поскольку внешние мотивы  действуют на ребенка извне, они нередко сопряжены с риском сопротивления их действию, внутренним напряжением, конфликтностью по отношению к окружающим. В этом случае особенно необходим индивидуальный подход: воспитатель должен предвидеть специфическую реакцию каждого воспитанника на действие указанных факторов. Так, неумелое применение даже поощрения, одного из самых эффективных воспитательных средств, может не снять трудности, а усилить их. Например, чрезмерно частая похвала в адрес какого-либо учащегося часто формирует у него зазнайство и эгоцентризм, а у других школьников вызывает зависть и злобу. Очень умеренно надо поощрять ученика с завышенным уровнем притязаний и больше - с заниженным. Нерадивого ученика, делающего попытку преодолеть свое отставание в учебе, надо одобрять больше, чем других, за малейший успех. /34, 39/

 

 Современные психологи, в частности, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, выделяют следующие функции мотивов: структурирующая, смыслообразующая, побудительная, направляющая, организующая, ориентировочная, энергетическая, регуляторная, целеобразующая, когнитивная, преградная и другие. Таким образом, мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности (В.А. Иванников), при этом говорят о произвольной форме мотивации, осуществляемой в плане сознания.

 

 Итак, знание мотивов помогает  прогнозировать поведение, при его  помощи можно стимулировать нужную  деятельность и, наоборот, избежать  ненужных ошибок.

 

 Следующим компонентом деятельности  является цель.

 

 Всякая деятельность человека  определяется целями, задачами, которые  он перед собой ставит. Если  нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. /15, 57-58/

 

 При этом необходимо заметить, что деятельность человека определяется  не одним мотивом и одной  целью, а целым комплексом, системой  целей и мотивов, из которых в данный момент доминирует одна цель и один мотив или происходит их борьба под влиянием ситуации.

 

 Воздействие человека на  предмет всегда происходит целенаправленным  путем. Заранее мыслимый результат сознательной деятельности и называется целью. От степени сложности цели зависит длительность ее осуществления. Поэтому становится необходимым прогнозирование и планирование деятельности. При этом формируется не только конечная цель, но и ряд промежуточных целей, достижение которых способствует приближению к желаемому результату.

 

 Говоря о цели и целеполагании, необходимо остановиться на уровне  притязаний личности и самооценке. Известно, что в подростковом  возрасте происходит заметный  скачок уровня притязаний. Высота  притязаний выступает одной из  основных характеристик целей  человека. И сверхоптимистическое представление подростков о своих возможностях (т.е. более высокий уровень идеальной цели - образа желаемого результата - по сравнению с уровнем реальных возможностей, завышение самооценки), позволяющее ставить завышенные цели, как ни странно, создает наиболее благоприятные условия для выбора жизненного пути, саморазвития и самовоспитания. Вступая в новую деятельность, подросток должен ставить перед собой высокие цели, так как именно это создает условия для развития его личности. Хотя, конечно, должна присутствовать и реалистичность притязаний, проявляющаяся в различении идеальных и реальных целей.

 

 Постановка целей предполагает  и самооценку. Вместе с тем, современными  психологами (в частности, Л.В. Бороздиной  и Л. Видинска) получены данные о том, что притязания, хотя и связаны с самооценкой, но не полностью определяются ею. Вопрос о соотношении самооценки и уровня притязаний представляет значительный интерес с точки зрения психологической готовности к самоопределению.

 

 Как говорилось выше, источником  активности личности являются  потребности. Рассмотрим их подробнее.

 

 Потребность - это объективная  нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие. В потребностях отражается зависимость личности от конкретных особенностей ее существования. Потребности - источник активности личности. Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать с выяснения наличествующих у него потребностей. Опора на нормально развитые потребности ребенка -совершенно обязательное условие устранения отклонений в его поведении, преодоления трудностей возрастного развития. /34, 37/

 

 Таким образом, в психологии  потребность рассматривается в  качестве особого психического  состояния индивида, отражающего  несоответствия между внутренними  и внешними условиями деятельности. Изучением потребностей занимались  следующие психологи: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.М. Орлов, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг, Дж. Аткинсон, Г. Мюррей и многие другие.

 

 Потребность - это состояние  нужды в чем-либо. Потребности  есть у всех живых существ. Они активизируют организм, направляют  его на поиск того, что в  данный момент необходимо организму. Основными характеристиками потребностей  являются: а) сила, б) периодичность  возникновения, в) способы удовлетворения, г) предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность  может быть удовлетворена). /40,194/

 

 Итак, потребности, мотивы и  цели являются основными составляющими  мотивационной сферы человека. При  этом каждая из потребностей  может быть реализована во  многих мотивах, а каждый мотив  может быть удовлетворен различной совокупностью целей.

 

 Одним из основных параметров, характеризующих потребностную сферу человека, является иерархизированность, т.е. характеристика ранговой упорядоченности строения. Наиболее известной и разносторонней классификацией потребностей является классификация Абрахама Маслоу. Он выделяет следующие виды потребностей.

 

1. Первичные потребности:

 

 а) физиологические потребности, которые обеспечивают непосредственно  выживание человека. К ним относят  потребности в питье, еде, отдыхе, убежище, сексуальные потребности.

 

 б) потребности в безопасности  и защищенности (в том числе и уверенности в будущем), то есть желание, стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от неудачи страхов.

 

 

2. Вторичные потребности:

 

 а) социальные потребности, включающие  в себя чувства принятия тебя  окружающими людьми, принадлежности  к чему-либо, поддержки, привязанности, социального взаимодействия.

 

 б) потребность в уважении, признании  тебя другими, включающая самоуважение.

 

 в) эстетические и когнитивные  потребности: в познании, красоте  и т.д.

 

 г) потребность в самовыражении, самоактуализации, то есть стремление реализовать способности собственной личности, повысить собственную значимость в своих же глазах.

 

 Для иерархической системы  А. Маслоу существует правило: «Каждая последующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда реализованы все предыдущие ступени». При этом, по мнению автора, лишь немногие в своем развитии достигают последней ступени (чуть больше 1%), остальные же просто не хотят этого. Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста.

 

 Особый интерес в данной  теме представляет работа учителя  в целом по формированию мотивационной  сферы у школьников, включающая  актуализацию уже имеющихся положительных  мотивов, обеспечение условий для  появления новых позитивных установок  на учение, коррекцию дефектов  мотивации.

 

 

2.3 Мотивация учебной деятельности  и ее развитие

 

 

 Итак, выше была рассмотрена  потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является изучение индивидуальных вариантов мотивации учения и умения учиться, поиск средств их развития и коррекции с учетом индивидуальности и неповторимости своеобразия потребностно-мотивационной сферы.

 

 Учебная деятельность рассматривается  как специфический вид деятельности, направленный на обучаемого как ее субъекта. При этом в процессе целенаправленного, осознанного присвоения субъектом знаний, умений, опыта происходит его совершенствование, формирование и развитие его личности. Современные психологи, в частности, Д.Б. Эльконин, особо выделяет общественный характер учебной деятельности, так как в процессе ее происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством. Учебная деятельность является общественной, так как она общественно значима и общественно оцениваема. Как и любой другой вид деятельности, учебная деятельность характеризуется активностью, субъектностью, целенаправленностью, осознанностью.

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)