Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 

 Теперь  перейдем непосредственно к исследованию развития профессиональной мотивации, в том числе мотивации профессиональной педагогической деятельности. Для этого рассмотрим психологе - педагогические условия формирования вышеперечисленных мотивов в различных видах обучения.

 

 Как отмечают  А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, переход из позиции студента в позицию специалиста, трансформация учебной деятельности в профессиональную предполагает и смену предметов деятельности. Если предметом учебной деятельности является информация, то предмет профессиональной деятельности - объекты материального или духовного производства. Действительно, возникает трудность в том, что усвоенные в учебной деятельности знания, умения, навыки при переходе к профессиональной деятельности должны превратиться из предмета учения в средство труда, решения принципиально иных, чем в обучении, задач и проблем. Необходимо, следовательно, еще в вузе давать студентам развитую практику использования знаний в функции средства регуляции действий и поступков. По мнению Н.Ф. Талызиной, необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы сформированная в процессе учения познавательная мотивация стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Кроме того, как отмечают А.А. Вербицкий и Н.Ф. Талызина, сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывают наибольшее влияние и на успехи в учении. Как показано в литературе, не происходит формирования профессиональной мотивации и профессиональной направленности в том случае, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст.

 

 Формированию  профессиональной мотивации и  профессиональной направленности  личности способствует внедрение  новых методов обучения (проблемное  обучение, реферативная форма работы, дискуссия, деловая игра, анализ  конкретных ситуаций, «круглый стол», перекрестный опрос, «мозговой штурм», лекция с заранее запланированными ошибками и так далее; Г.А. Корнеева, В.Д. Калишенко, Н.В. Мельникова), совершенствование методов организации контроля и оценки знаний (С .А. Козлова, Н.Н. Кожухова, В.В.Бабаева), организация самостоятельной работы студентов ("Г.А.. Куликова, Л.Г. Нисканен, Н.А. Стародубова), использование педагогических игр (Т.И.Пониманская) и так далее.

 

 Очевидно, что наиболее продуктивным является  путь формирования профессиональной  мотивации на протяжении всего  периода вузовского обучения. В  качестве механизмов развития  мотивации, по мнению В.Г. Леонтьева, выступают направленность личности, личностные черты, типологические  особенности, общие и интеллектуальные  способности, показатели воли, уровня  притязания, статуса личности и  другие. Формирование профессиональной  деятельности специалиста осуществляется  как процесс движения деятельности  студента от собственно учебной  деятельности через учебно-профессиональную. При этом единицей активности студента становятся поступки; на профессионально значимом материале, как отмечал А.А.Вербицкий, осуществляется предметное и социокультурное развитие личности, ее включение в профессию как часть культуры, предполагающее в качестве ведущих профессиональные мотивы.

 

 Таким образом, 1) студент с самого начала ставится в деятельностную позицию, 2) включается весь потенциал его активности, 3) приобретается опыт использования учебной информации в профессиональной функции, 4) при усвоении знаний осуществляется в контексте разрешения будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования профессиональной мотивации, 5) логическим центром педагогического процесса становится сама развивающаяся личность, происходит становление творческой индивидуальности будущего специалиста.

 

 При наличии  данных условий происходит формирование  профессиональной мотивации и  профессиональной направленности. Однако, как было отмечено выше, проблема формирования мотивов  сама по себе очень сложна, так как всякая деятельность  полимотивирована, представляет собой многовершинное образование (А.Н. Леонтьев). Мотивапионная сфера личности характеризуется познавательным мотивом, профессиональным, достижения, аффилиации и другими, причем в своеобразных, неповторимых иерархических комбинациях в каждом конкретном случае. В заключении необходимо отметить, что по своему статусу в общей иерархии мотивов учебной деятельности профессиональные мотивы, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъекта в обучении.

 

§4 Диагностика мотивационной сферы личности подростков

 Становление личности будущего  учителя предполагает перестройку  мотивационной сферы: одни побуждения, мотивы приобретают большую личность, другие теряют ее. Преобладающие мотивы и направленность личности так или иначе взаимосвязаны: либо в содержательно-смысловом плане, либо через общие средства реализации. Удовлетворение одних побуждений превращает их в незначимые и актуализирует другие. Таким образом, в процессе становления профессионализма личности соблюдается характерная для каждого периода развития и для каждого типологического склада личности мера соотношения значимого и незначимого, актуального и неактуального. Учет этих изменений, несомненно, представляет интерес для психолога, так как позволяет построить прогноз дальнейшего развития профессиональной направленности.

 

 Настоящее исследование состоит  из двух этапов, на которых  исследуется преобладающая мотивация  и направленность личности подростков  – учащихся 1 курса УПК № 9 «Арбат».

 

 Этап 1. Исследование мотивационной  сферы личности.

 

 Исследование мотивационной  сферы личности проведено с  помощью теста юмористических  фраз (ТЮФ), представляющего собой  оригинальную методику, соединяющую  достоинства стандартизированного  теста и индивидуализированной  проективной техники. В основе  методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов – юмористических фраз. Появление крупного класса свидетельствует о наличии доминирующей мотивации. Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, 40 из которых являются многозначными, т.е. испытуемые, в зависимости о собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую из 10 основных тем.

 

 Цель исследования: выявить  мотивационные тенденции личности.

 

 Объект исследования: учащиеся 12 группы I курса УПК № 9 «Арбат» (16 человек; возраст 15-17 лет).

 

 Предмет исследования: мотивационная  сфера личности.

 

 Гипотеза: предполагаем, что в  современных социально-экономических  условиях преобладающими мотивационными  тенденциями являются взаимоотношение  полов, мода, деньги, карьера, пагубные  пристрастия.

 

 Метод исследования: тестирование.

 

 Методика ТЮФ предложена  А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной.

 

 База исследования: УПК № 9 «Арбат».

 

 Время исследования: 16 марта 2001 года.

 

 Основные темы: 1) агрессия – самозащита, 2) взаимоотношения полов, 3) пагубные пристрастия (пьянство), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость.

 

 Набор ТЮФ:

 

 Перья у писателя были, ему  не хватало крыльев.

 

 Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.

 

 Счастье не в деньгах, а  в их количестве.

 

 Крик моды понятнее всего  на чужом языке.

 

 Без женщин жить нельзя  на свете – тем более в  темноте.

 

 Чтобы как следует понять  душу человека, лучше всего ее вынуть.

 

 Дурак, совершенствуясь, становится круглым.

 

 С кем поведешься, от того и наберешься.

 

 Скажи мне, чем ты богат, и  я скажу, кем ты работаешь.

 

 Инициатива скандала принадлежала  мужу, а звуковое оформление –  жене.

 

 «Терпение и труд все перетрут», - напомнил Евгений Сазонов супруге, вытирающей гору посуды.

 

 Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не  жить.

 

 Не брал за горло никого, кроме бутылки.

 

 Морская качка изображена  художником с таким сходством, что при одном взгляде на  картину стошнило.

 

 Стояла тихая Варфоломеевская  ночь.

 

 И фиговый листок отпадает.

 

 Одежда! Мой компас земной, а  удача – награда за смелость.

 

 Не было ни гроша, и не  будет.

 

 Сила земного притяжения  ощущается особенно сильно, когда  начинаешь подниматься по служебной  лестнице.

 

 Странная картина открылась  взору уважаемого классика: это  была экранизация его романа.

 

 Если ты считаешь, что уже  сделал карьеру, значит, ты ненастоящий  карьерист.

 

 Мечтал о полете мысли, но  так и не дождался летной погоды.

 

 Вылился в алкоголики.

 

 «Семь раз отмерь – один  отрежь», - объяснял старый палач  молодому.

 

 Брала от жизни все, что  входило в моду.

 

 Деньги тем большее зло, чем  их меньше.

 

 Мне с Вами скучно, мне  с Вами спать хочется.

 

 Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.

 

 Выбирая из двух зол, бери  оба: потом и этого не будет.

 

 Она шипела на мужа, как  газированная вода.

 

 Я пью не больше ста  граммов, но, выпив сто граммов, я  становлюсь другим человеком, который  пьет очень много.

 

 Не бойтесь этой гранаты: она ручная.

 

 Дети – цветы жизни. Не  давайте им, однако, распускаться.

 

 Не хлебом единым жив человек! – кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

 

 Сколько прекрасных мыслей  гибнет в лабиринтах извилин!

 

 Единственное, что было в  нем мужественного, он не мог  обнаружить, не нарушая приличий.

 

 Нелегок это писательский труд, - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

 

 Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за  угол.

 

 Деньги есть деньги! В этой  фразе есть глубокий смысл, но  нет запятой.

 

 Призвание хорошо, а звание  лучше.

 

 Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом.

 

 Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.

 

 Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

 

 Душит – значит любит (Дездемона).

 

 В настойчивых поисках братьев  по разуму он оказался в  вытрезвителе.

 

 Нашел место в жизни –найди жене.

 

 Писал с принципиальных кассовых  позиций.

 

 Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала.

 

 Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин.

 

 Почему чаще всего неограниченные  возможности у ограниченных людей.

 

 Ссорясь, они швыряли друг  в друга стульями, но ни стульям, ни семейной жизни это не  вредило.

 

 Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.

 

 У меня ничего не осталось, кроме тебя, - признался он ей  за три дня до зарплаты.

 

 Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.

 

 Мясник строил материальное  благополучие на чужих костях.

 

 Голова его чего-нибудь да  стоила… вместе с бобровой  шапкой.

 

 «Пить – здоровью вредить», - сказала Юдифь, отсекая голову  пьяному Олофрену.

 

 И на «пегасах» гарцуют  всадники без головы.

 

 Только в очень хорошем  настроении она называла получку  мужа деньгами.

 

 Те, кому дают на чай, пьют  коньяк.

 

 Удивительное – ядом! – сказал Сальери.

 

 Нарушение моды королями  становится модой для их подданных.

 

 Нетрезвый взгляд на вещи  позволяет обходиться без них.

 

 Жена шефа много лучше, чем  шеф жены.

 

 Если у тебя умная жена  – будешь есть плоды познания, если глупая – жизни.

 

 Бдительный завмаг подвергал  контролю все, что у продавщиц  оставалось под прилавком.

 

 Когда она заговорила о  чернобурой лисе, он посмотрел на нее волком.

 

 Не только сам укладывался  в получку, но и укладывал своих  приятелей.

 

 Женщине по служебной лестнице  легче идти в короткой юбке.

 

 Когда музы молчат, говорят  жены поэтов.

 

 Дороже обходится то, что  нельзя достать ни за какие  деньги.

 

 Хорошо, когда у женщины есть  муж, еще лучше, когда он чужой.

 

 В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт.

 

 Мечтает устроиться на доходное  лобное место.

 

 При вытрезвителе вновь открыта  комната матери и ребенка.

 

 В этой столовой можно  не только червяка заморить.

 

 Женщины пьянили его, особенно  когда в их обществе он пил  водку.

 

 Последний крик моды часто  раздавался из-под прилавка.

 

 Если все время мыслить, то  на что же существовать?

 

 Быстро поднимался по служебной  лестнице: одна «рука» тут, другая  – там.

 

 Мода на форму черепа стоила  ей многого.

 

 Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

 

 Ломал голову, а сломал шею.

 

 «Здесь я работаю для потомства», - сказал Евгений Сазонов, показывая  диван.

 

 Закон всеобщего тяготения  к шаблону.

 

 Всем модам Отелло предпочитал  декольте.

 

 Интеллигенты умирают сидя.

 

 Бараны умеют жить: самая  паршивая овца в каракуле ходит.

 

 Сколько еще дантесов прозябают в неизвестности!

 

 Забытый писатель искал забвение  в вине.

 

 Многие женятся по любви, так как не имеют возможности  жениться по расчету.

 

 Модельеры призваны одевать  женщин, а они их стараются  раздеть.

 

 Не лещ без бутылки.

 

 Роль Отелло исполняется  правдивее, если есть личная заинтересованность.

 

 Любопытство к женщинам не  должно быть праздным.

 

 Перед злоупотреблением не  разбалтывай.

 

 Если жена не следит за  модой, за ней можно не следить.

 

 Не всякая кучка могучая.

 

 Чем приятнее формы, тем безразличнее  содержание.

 

 Графомания – это потребность  души или семейного бюджета?

 

 Процедура проведения: испытуемому  предлагается по инструкции разделить  юмористические фразы строго  по тематике.

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)