Общее понятие о личности и ее психологических особенностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 87.39 Кб (Скачать файл)

 

Современные учения о человеке теоретически и  экспериментально доказывают, что человеческая психика не является результатом  или прямым продолжением естественного  развития элементарных форм поведения, психического жизни животных; психические  функции человека формируются в  процессе ее развития и становления  в обществе, путем усвоения ею социального  опыта. При этом сам процесс усвоения - это специфическая форма психического развития, присущая только человеку. Здесь речь идет не только о высшие психические функции (непроизвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление), но и о такие простые и, казалось бы, урожденная функции (каким является, в частности, тональный слух), которые имеют социальную природу и формируются в течение жизни. Сами функциональные системы мозга, будучи материальной субстанцией психических функций, не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не вызревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка (по А. Луриа). Нет природных программ социального поведения человека, ибо именно социальная жизнь не является постоянной системой факторов: оно меняется иногда значительно быстрее, чем одно поколение сменится следующим.

 

Отдельные психологи, изучая личность, пытаются идеалистической  представить ее внедрения в культуру общества, как чисто «духовный  процесс». Представитель символического интеракционизма рассматривают  социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятие роли другого». Другие теоретики трактуют социализацию индивидуума  как переход от чисто биологического к социальным этапов развития, понимая под социализацию процесс обучения, адаптации. На самом деле общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. Таким образом, социальное не уничтожает биологического, оно снимает биологическое в человеке, вводит его в новые системы связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения. Итак, сформулированные психологией в процессе своего развития два заключения, которые взаимно отрицают друг друга (первый - психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды; второе - психические явления являются результатом самодетерминации), являются структурными компонентами единой антиномии: каждое из этих утверждений одинаковой степени логично доводочные в системе, которая является одновременно самодетерминантною и такой, которая возникает вследствие влияния социального окружения.

 

Относительно  социального движения, которое выступает  как особая, высшая форма саморазвития материи, то он имеет различные уровни, неодинаков характер проявления: во-первых, он охватывает исторический движение обществ, классов, национальных групп, во-вторых, в нем воплощается развитие человека как основного момента  всего исторического процесса, развязка общественного индивида. Психология в анализе проблем, связанных  с учения о социальном движении, выделяет свои особые аспекты: выявление  его закономерностей, таких, например, как оперирование идеальными объектами, формирование внутренней позиции субъекта, его развитие в процессе собственной  деятельности и другие, большинство  из которых еще требуют своего исследования. Вместе с тем следует подчеркнуть главное: с тех времен, как человек сумела создать новый предметный мир, цивилизацию, которая ею руководствуется и с которой связаны поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новыми законами социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.

Научный подход к характеристике взаимосвязи «социального»  и «индивидуального» в развитии человека предполагает понимание личности как целостной системы с ее профессиональными, национальными, семейно-бытовыми, психологическими и другими признаками, которые формируются в процессе взаимоотношений человека с другими  людьми, социальными группами . При этом понятие «социальное» охватывает условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфику системы воспитания, распространения информации, которые определяют и в свою очередь определяются социальной активности индивида, его творческой самодеятельностью. Итак, человеческий индивид в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации. 1 процесс этот является качественно своеобразным и существенно отличается от онтогенеза животных: свойства, которые сложились в результате эволюции животных, определяются морфологическими особенностями организма, которые в изменениях наследственно фиксируются; достижения же в развитии человека фиксируются в результатах ее деятельности, в созданных ею орудиях производства, в речи, в произведениях науки, литературы, искусства и т.д.

 

С момента  рождения человек находится в  мире себе подобных, в социально-экономических, политических, социально-психологических  условиях; среди предметов, наполненных  человеческим содержанием, имеющим  социальные функции. Ею используются предметы и средства, созданные в истории  человечества, она владеет языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого усваивает  общечеловеческий опыт и общается с  другими людьми. В этих процессах  усвоения человеком социального  опыта и культуры участвуют зрение, слух, обоняние, вкус, мышление, чувства, желания и т.д. При этом сами эти  органы, сами возможности восприятия мира - в цветах, музыке, слове - это  все завоевано человеком и  усваивается ней в постоянном взаимодействии с другими людьми, в результате изучения явлений, предметов, в процессе превращая деятельности. Следовательно, при генетической запрограмированности всех присущих человеку биологических  особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью  общественно-практической деятельности других людей. Конечно, каждый человек  имеет своеобразные индивидуальные особенности организма, в том  числе и нервную систему. Но пи особенности, свойства организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а только (по П. Гальперин) необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Данные современной  психологии убеждают в том, что необходимые  качества личности могут быть сформированы у каждого здорового человека в процессе организации ее жизнедеятельности  при любых природных особенностей нервной системы. То есть все нормальные люди способны практически до неограниченного  духовного развития.

 

Становление личности - это культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, который является носителем родовой  сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Чтобы воспользоваться богатствами, накопленные человечеством, его достижениями, каждое новое поколение должно овладеть ими, а для этого оно само должно осуществлять такую деятельность, которая была бы адекватна воплощенные в ней деятельности предыдущих поколений. Такая деятельность в готовом виде индивидов не дана и в его плотской природе не заложена, а представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которых, овладения опытом является той формой, внутри которой осуществляется развитие психики, сознания человека, его личности. При этом важным в решении проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в становлении и развитии социально-психологических возможностей личности является роль собственной активности индивида в его взаимодействии с социальной средой. С. Рубинштейн утверждал, что развитие «индивидуального» - это способность личности становиться субъектом, достигая в этом становлении высшего уровня субъективности. Таким образом, внутренняя природа личности проявляется только через отражение внешнего. Итак, психическое одновременно является и реальностью, и отражением реальности. Основой относительно этих рассуждений ученого является тезис о том, что «социальное» (внешнее) соотносится с «индивидуальным» (внутренним), действует через него и в этом смысле от него зависит. Вместе с тем внутреннее имеет и свое непосредственное источник активности и развития, результатом чего является не только преобразование внешней социальной среды, но и формирования специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира индивида. При этом противоречие между внешним и внутренним становится источником развития личности в обществе.

 

Такая постановка вопроса делает одновременно человека и зависимой от социума, и самодостаточной, свободной личностью. В психологии наталкивается на такие признаки свободы психологических феноменов: способность человека определяться в своей деятельности независимо от внешних факторов (благодаря тому, что она может произвольно отдавать предпочтение отдельным из потребностей, которые порождаются этими факторами); возможность человека создавать принципиально новый продукт, которого не было в ее опыте построение программы поведения и деятельности на основе накопленного опыта. При таких условиях человеческая психика способна не только подчиняться внешним факторам, но и действовать самостоятельно. Однако никакие внешние воздействия сами по себе не могут вызвать активность человека, если они не станут мотивам, не получат субъектного осмысления в личности. Таким образом, анализ соотношения «индивидуального» и «социального» дает возможность раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации и социальной организации, к которым принадлежит личность . Вместе с тем, когда речь идет о личности как членов социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей.

 

Основным  элементом любых социальных систем являются люди. их развитие, становление и формирование в обществе осуществляется через разнообразные социальные сообщества: социальные группы, социальные институты, социальные организации, а также принятые в обществе социальные отношения, нормы, ценности, традиции, т.е. через культуру. Таким образом, индивид, войдя в множества социальных систем, каждая из которых осуществляет на него систематический влияние, становится не только элементом социальной системы, но и сам представляет систему, которая имеет сложную структуру. Прилучившись в общественных отношений, личность одновременно является их субъектом и объектом. Значит, правильно говорят: какие люди - такое и общество. Но не менее верным является и другое высказывание: «Какое общество - такие и члены этого общества», из которого следует, что не только жизнедеятельность человека характеризует качественное своеобразие общества, но и общество формирует индивида как личность, способную к общению, взаимодействию, творческой деятельности , проявления профессионализма и собственного «Я».

 

Поскольку существенным признаком современности является актуализация системного подхода к  анализу особенностей проявления социально-психологических  свойств личности, ее развитие и  становление рассматривается в единстве внутренней психической и внешней практической деятельности: с одной стороны, социально-психологические свойства личности проявляются, формируются и развиваются в социуме, с другой - социальную среду, обладая большим количеством степеней свободы, в значительной степени определяется личными коммуникативными качествами и возможностями индивида. Это способствует усилению требований к коммуникативной поведения личности, повышает ее коммуникативную компетентность, делает зависимым успех ее деятельности от собственных коммуникативных знаний, умений и навыков. Коммуникативная компетентность в данном контексте трактуется как интегральная качество личности, которая пронизывает все ее профессионально-личностные образования, как оформленисть индивидуальной программы поведения в системе социальных отношений, мотивационные принадлежность к определенной социальной среды, направленность на развитие коммуникативных способностей, стремление к сохранению и развитию социально - психологических традиций конкретной социальной институции и той группы, в которой происходит ее социализация, в общем, как сформированность коммуникативного стиля жизни индивида.

 

Развитие  и становление личности в социуме  является процессом, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности  владеть социальным статусом в реальную возможность и превращения последнего в действительность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных индивид. Следовательно, развитию и становлению индивида в социуме всегда присущая Диалектика возможного и действительного, необходимого и достаточного. Этот процесс также  может сочетать в себе утверждения  и отрицания; социализацию, десоциализацию и ресоциализации; уровень элементарного  самоопределение, ориентации в основном на внешние регуляторы и уровень  саморегуляции, самоактуализации, саморазвития, независимости от внешней детерминации; свободу и необходимость; созидания  и репродуцирования; индивидуализацию и деперсонализацию; поступательно-прогрессивное  и регрессивные в конкретных проявлениях; кризисные и стабильные периоды  жизни индивида как согласование «индивидуального» и «социального»  в процессе социализации; чувство достоинства как основы благополучия социальной жизни личности в социальной группе и потерю ощущение индивидом социальной реальности и т.п. .

 

Когда речь идет о развитии индивида, то имеется  в виду становление не абстрактный  личности, которая находится вне  пространства и времени, а человека, который действует и развивается  в определенном социокультурном  среде и на определенном этапе  развития общества. Таким образом, выявить, проанализировать и понять те основы, на которых основывается знание о усвоения человеком норм и ценностей общества, о ее формирование и развитие невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида. При этом важно подчеркнуть, что изменения происходят не только в личности, не только личность проявляет активность как в отношении себя, так и в отношении группы, социального окружения, но и меняется само общество, в котором эта личность развивается, сам социум активно влияет на нее. Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (лица или общества).

 

Личность  в межнациональных отношениях является носителем системной качества, которой  наделена группа, выразителем национально  своеобразного, типичного для той  или иной этнической общности, человеком, который выражает широкий спектр системных подходов его нации  к окружающей действительности и  других этносов. Здесь также говорится  о влиянии культуры отдельной  социальной сообщества на становление  личности, который выражается в усвоении ею ценностей, норм, целей социальной группы.

 

Следовательно, можно говорить о новом видении  проблемы планирования личностного  развития, системы становление и  формирование индивида в социальной среде, учет в этом процессе индивидуального своеобразия человека, возможности выполнения ею одной и той же деятельности психологически разными путями, рефлексии и внутреннего механизма развития личности, отношение до индивида как к высшей ценности, как носителя национального мировоззрения, общественных интересов и настроений. При таком подходе можно установить ряд факторов между понятиями «личность» и «социум», определить объективные и субъективные условия эффективности развития индивида в обществе.

Личность  с точки зрения гуманистической  психологии

уманистическая  психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 PP) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, К. Роджерс, является «Я-концепция». Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентною (противоречивой). Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности - ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствования человеческого Я.

Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях