Общее понятие о личности и ее психологических особенностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 87.39 Кб (Скачать файл)

 

Человек по-разному  входит в группу и Вхождение личности социализуеться в ней. Зависит это  от многих факторов объективного и  субъективного характера: состав группы, ее направленности, времени пребывания индивида в ней, индивидуальных особенностей членов сообщества и др. В обобщенном виде А. Петровский выделил и сформулировал  основные фазы, свидетельствующие о  процессе вхождения индивида к относительно стабильной социальной среды и развития и становления в нем.

 

• Во время  первой фазы (адаптации) личность до того, как проявить свою индивидуальность, активно усваивает те нормы и  ценности, которые действуют в  сообществе. В индивида как члена  группы возникает объективная необходимость  «быть таким, как все», что достигается  за счет определенного его уподоблению  к другим членам группы. Если индивидов  не удастся преодолеть трудности  адаптационного периода (дезадаптации), у него могут формироваться качества конформности, неуверенности и зависимости.

 

• В ходе второй фазы (индивидуализации) человек  пытается максимально себя проявить как личность, в связи с чем происходит активный поиск средств и способов для определения своей индивидуальности, ее фиксации. Следовательно, эта фаза порождается противоречиями, которые обостряются между необходимостью «быть таким, как все» и попыткой индивида к максимальной персонализации. Если же на этапе индивидуализации человек не встречает поддержки и взаимопонимания (деиндивидуализация), то это вызывает агрессию, негативизм и т.д.

 

• Третья фаза - интеграция (от лат. Integratio - восстановление, объединение) - предполагает формирование у индивида тех новообразований личности, которые отвечают необходимости и потребности группового развития и собственной потребности человека осуществлять определенный вклад в жизнь сообщества. Таким образом, с одной стороны, эта фаза детерминированные Противоречие между попытками индивида быть идеально представленным своими особенностями в группе, а с другой - потребностью сообщества принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые способствуют ее развитию, а следовательно, и его самого как личности. Если же противоречие не устранена, наступает фаза дезинтеграции, и, как следствие, или личность изолируется от группы или деградирует, или община вытесняет индивида из своей группировки.

 

В социальной психологии исследовано, что, когда  человек испытывает на себе влияние  достаточно большой социальной общности, в его психологии и поведении  в большей степени проявляется  то общее, что свойственно данной группе, чем то, что представляет собой его собственную индивидуальность. Следствием этого является деиндивидуализация - потеря личностью самосознания, боязнь оценки. Среди причин, которые приводят к тому, что человек перестает  быть личностью, можно назвать следующие: анонимность индивида в группе; высокий  уровень эмоциональной возбудимости; сосредоточенность человека не на собственном  поведении, а на том, что происходит вокруг; высокая сплоченность группы, в которой оказался индивид, ее единство; снижение уровня самосознания и самоконтроля человека. Деиндивидуализация проявляется в импульсивные поведении, повышающейся чувствительности к внешним воздействиям, повышенной реактивности, неспособности управлять собственным поведением, занижены интереса к оценкам окружения, неспособности вдумчиво оценить и рационально планировать поведение.

 

Относительно  проблемы интеграции личности в группу, то следует отметить, что личность может быть одновременно задействован в различных социальных сообществ и социальных институтов. Однако степень интегрированности в каждую из социальных групп различен. Как уже отмечалось, интеграция предполагает составление, бесконфликтный отношения между индивидом и группой. Человек интегрирует социальные отношения и межличностные отношения, сложившиеся в ходе ее взаимодействия, систему ценностей и норм, устойчивую систему связей индивидов. Усвоены ценности, нормы и связи проявляются в поведении личности. Сказанное позволяет выделить следующие уровни интеграции лица: интеграция индивида в социальные отношения, опосередковуються видом деятельности; функциональная интеграция (социальные связи на статусные-ролевой и половой-ролевой уровне); нормативная интеграция (усвоения человеком морально-нормативных и других регуляторов) ; межличностные интеграция (личные отношения). Пользуясь случаем, отметим, что на процесс интеграции человека в группе влияет ряд трудностей, связанных с социальными, социально-психологическими и психологическими факторами: неравенство социальных стартовых возможностей индивида (образование, культурное развитие, профессиональная подготовка и т.д.); коммуникативная неподготовленность (коммуникативная некомпетентность, неумение решать спорные вопросы, преодолевать психологические и социально-психологические барьеры и др.); индивидуальные свойства (пассивность, лень, потеря ощущения индивидом социальной реальности, завышенная или заниженная самооценка, деиндивидуализация т.п.). В целом общая структура интегрированной личности может быть представлена единством таких компонентов: статусные-ролевая реализация личности, половой-ролевая дифференциация индивида, индивидуальные свойства личности (ценностно-смысловая сфера, потребность в социальных контактах и т. п.), стиль жизни и жизненный контроль индивида (стратегия жизни , смысл жизни, жизненные планы, цели, идеалы и др.).

 

С точки зрения вчинкового направления в психологи (В. Роменець, В. Татенко и др.) вхождения  личности в социальную группу можно  рассматривать с позиции вчинковои  активности человека.

 

Сущность  противоречия внешнего и внутреннего  у поступка заключается в возможной расхождения между тем, как человек хотела совершить, и тем, как она действительно поступила, как он объясняет свой поступок и как его понимают другие. Другая проблема - усвидомлюванисть вчинковои активности Ее «автором» и «исполнителем»: уровень осознания ситуации и мотива, действия и последействие может быть далеко не одинаковым у разных людей и даже в одной ЧЕЛОВЕКА.

 

 На этапе  зарождения поступка и в процессе  его осуществления сознательное, подсознательное, неосознанно и  надсвидоме активно взаимодействуют  - когда синхронно, а когда вопреки  друг другу. И это противоречие  устанавливает пределы вознаграждения  и ответственности человека за содеянное ею. Настоящий поступок характеризуется также противоречие рационального и эмоционально. Решение противоречия между стремлением человека к универсального выражения и возможность проявления его в определенной, индивидуализированы форме находит выход в перманентности вчинковои активности, через переход от одного поступка в другое отношение к индивида как к личности, как к цели, а не как к средству. Также предполагается, что другой - всегда ценность не меньше, чем ты сам. Итак, делая что-то, человек не должен ничего ждать взамен.

 

Чтобы признать то или иное действие поступком, недостаточно внешней оценки. Нужно, чтобы «автор»  этого действия желал именно поступить, а не «выполнить заказ» извне, чтобы  он сознавал и переживал ее именно как вчинкову действие. Поскольку  поступок предполагает взаимность, соучастие, то роли участников учинкового акта распределяются по-разному: во-первых, кто может  быть инициатором поступка, а кто - его исполнителем, во-вторых, параллельность вчинкових действий (вчинкове соавторство); в-третьих, однонаправленной поступок: субъект А совершает действие, а субъект Б не отвечает. При этом особую ценность представляют собой такие способы взаимодействия, которые основаны на взаемовчинковий активности, когда можно наблюдать своеобразный вчинковий диалог, участники которого действуют друг относительно друга на основе чувства спонтанной взаимности. Благодаря вчинковий активности личность более или менее целенаправленно вносит свой вклад в развитие других людей, то есть совершает поступок ради развития, совершенствования. Вчинковий потенциал ЧЕЛОВЕКА по-разному распределяется в психосоциальной пространстве функций и ролей, которые играет человек в зависимости от субъективной значимости каждой из них в конкретной ситуации. Один из разновидностей вчинковои активности связан с розвитком_людины как биопсихосоциальнои существа. Речь идет о переходе от биологического уровня Замора-ализации до психического, а от него - к социальному как своеобразные поступки саморазвития, как инициативные субъектного вызванные формы самотворення человеческим индивидом себя в онтогенезе. В ситуации перехода от психофизического состояния спать до состояния бодрствования может идти речь о группе критериев, по которым различаются поступки: субьектнисть - обьектнисть, активность - пассивность, сознание - несвидомисть т.д. Действие получает значение поступка, когда человек преодолевает себя, подчиняясь своим или общественным требованиям чем сложнее это сделать, тем уровень поступка выше. Можно говорить об ожидаемых поступки, к совершению которых одобрительно относятся члены определенного сообщества, и о делах, которые обнаруживают противоречия человека с нормами и ценностями группы. Что касается последних, то здесь возможна типология поступков, которые направлены на разрушение существующего и создания нового или предусматривают определенные варианты в зависимости от потребности, цели и т.д. По характеру такие поступки делятся на эволюционные, реформативни и революционные, те, которые предусматривают «соратников», и те, которые осуществляются индивидуально. В зависимости от мотивации выделяют поступки, которые осуществляются по модели «здесь и теперь», «там и тогда». Поступки различаются и по критерию эффективности: чем больше риск и чем больше самоотверженность, тем весомее вчинковий эффект, тем сильнее и глубже вчинкова Последействие.


Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях