Общее понятие о личности и ее психологических особенностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 87.39 Кб (Скачать файл)

 

То есть, в первом случае трудно было отказать китайцам, которых сопровождала белая  человек, но очень легко было отказать, давая ответ почтой. По мнению М. Рокича, человек наделен субъективной целостной системой представлений, в которой теоретическому анализу  подлежат три важнейшие ее составляющие: понятие «Я», ценности и аттитюды. В этой системе центральное место  занимает понятие «Я». Ценность - устойчивое представление о особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель-состояние (терминальная ценность). Бесспорно, аттитюды фиксируют не способ поведения или состояния, а представление о определенный предмет или ситуацию. И эти представления описывают объект или ситуацию как истинную или ложную, оценивают их как желательные или нежелательные, хорошие или плохие.

 

Попытка объяснить  различия между установкой и поведением совершили и другие исследователи. В частности М. Фишбейн рассматривал установку как склонность индивида к реакции, усвоенные в процессе на-учиння. Он подтвердил, что поведение  человека в значительной степени  находится под контролем переменных, которые отличаются от параметров индивида относительно конкретного объекта, т.е. переменных мотивационного, нормативного, ситуационного характера. Исследователь  вместо того, чтобы предсказать воздействие  установки на поведение, выделил  противоположный связь - влияние  поведения на установку. Ведь его  модель прогнозировала НЕ поведение, а  поведенческий намерении субъекта по реализации определенного акта.

 

И это намерение  касалось именно действия, а не объекта - стимула установки. Поэтому установка в таком понимании совершенно теряет свой социальный смысл и превращается в индивидуальную поведенческих реакцию, усвоенные по известной схеме «стимул-реакция». М. Фиш-Бейн предложил определенную типологию аттитюдив, разделяя их на атты-тюды к действию и аттитюды к объекту. Такое распределение аттитюдив сам М. Фишбейн считал одним из важнейших открытий социальной психологии. Ведь он дает возможность объяснить те трудности, которые возникают при попытке изменить конкретные поступки личности в отношении объекта, воздействуя на систему аттитюдив, что есть в этой личности. Как нормативный фактор, который регулирует действие аттитюдив на реальное поведение, М. Фишбейн рассматривает влияние социального окружения.

 

Идея нормативного воздействия, характерна для взглядов М. Фишбей-на, нашла свое всестороннее воплощение в трудах авторов социально-психологического изучения социальных установок. На понимание психолого-гаммы-интеракционистамы явления аттитюду принципиальный влияние оказало положение Дж. Мида о символическое опосередкування взаимодействия человека и окружающего мира. Индивид, который имеет в своем распоряжении символические средства (прежде всего язык), толкует, объясняет для себя внешние воздействия и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически истолкованы качества.

 

В соответствии с таким подходом, социальные установки  рассматриваются как определенные психические образования, которые  возникают на основе усвоения установок  других, референтных групп и лиц. И в структурном плане они  являются элементами «Я-концепции» человека, определенными определениями социально желаемого поведения. Поэтому социальные установки в этом смысле - это усвидомлюваний, фиксированный в знаковый форме тип поведения, которому отдается предпочтение. По мнению Т. Ньюкома, социальные установки основаны на согласованности субъекта рассматривать определенные объекты или ситуации сквозь призму социальных норм и ценностей.

 

Были предприняты  и другие попытки преодолеть «индивидуализм»  социальной установки. Отдельные ученые, понимая установку как устойчивую систему взглядов, представлений, связали  ее с потребностью индивида в сохранении или разрыве отношений с другим людьми. Таким образом, устойчивость установки, по их мнению, обеспечивается внешним контролем, что проявляется в необходимости подчиниться другим или процессом идентификации с окружением или тем, что она имеет для индивида личностный значение. Однако и в этом случае лишь частично враховувалося социальное, ибо анализ самой установки шел не от социума, а от личности. Кроме того, когда упор делается на когнитивной компоненте структуры установки, то вне поля зрения по сути остается ее объективный аспект - ценность (ценностные отношения). (Здесь уместно вновь сослаться на В. Томаса и Ф. Знанецького, которые рассматривают ценность как объективный аспект установки, а саму установку-как индивидуальный, то есть субъективный, сторону ценности).

 

Можно согласиться  с теми исследователями, которые  считают, что из всех составляющих параметров главную роль в регулятивные функции  играет именно ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает  когнитивный и поведенческий  компоненты. Конечно, преодолеть разногласия  между социальным и индивидуальным, установкой и ценностные ориентации помогает понятие социальной позиции личности, которая объединяет эти компоненты. Понятно, что ценностная ориентация является основой возникновения позиции, ибо это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются мысли и чувства человека и учитывая которую решается множество жизненных вопросов.

 

 Кроме  этого, установка «сообщает» позиции  действенный, активный момент, который  проявляется в волевым акте, поступка. Поэтому свойство ценностной ориентации выступать как установка (или система установок) реализуется на уровне позиции личности, где ценностный подход воспринимается как установочный, а учредительный, в свою очередь, как ценностный. В этом смысле позиция является системой ценностных ориентаций и установок, которые отражают активные выборочные отношения личности.

 

Б. Паригин  считает эквивалентом динамической структуры личности еще более  интегральным, чем установка, психическое  настроение личности, который охватывает как предметно направлены, так и безпредметни психические состояния. П. Шихирев и другие, не отрицая того факта, что психическое настроение является важным структурным образованием личности, одновременно утверждают, что он не перекрывает понятие позиции. По их мнению, психическое настроение, так же как ценностная ориентация, предшествующий возникновению позиции. Таким образом, условием возникновения позиции личности является ее оценочная отношение и определенное психическое состояние (настроение), который предоставляет позиции разного эмоционального окраску - от глубокого пессимизма и подавленности в життествердного оптимизма и энтузиазма.

 

Еще один подход (учредительные-позиционный, диспозицийний) до структуры личности имеет свои особенности в концепции В. Ядова.

 

В ней диспозиция рассматривается как комплекс склонностей, готовности к полному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В таком понимании она очень близка к понятию установки (аттитюду). Названа диспозицийна концепция оценивает диспозиции личности как иерархически организованную систему с несколькими уровнями:

 

• первый (низший) - образуют элементарные фиксированные  установки, без модальности (переживание  «за» или «против») и когнитивных  компонентов;

 

• второй - составляют социальные фиксированные установки, или атты-тюды;

 

• третий - основывается на базовых социальных установках или  общей направленности интересов  личности на конкретную сферу социальной активности;

 

• четвертый (высший) - сказывается системой ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения них целей.

 

Приведенная иерархическая система является результатом всего предыдущего  опыта и влияния социальных условий. В ней вузе уровне осуществляют общую  саморегуляции поведения, ниже, являются относительно самостоятельными, они  обеспечивают адаптацию личности по конкретным меняющихся условий. Преимущественно рассмотрена концепция является попыткой найти взаимосвязь между диспозиция, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы. Вышеупомянутые исследователи (П. Шихирев и др.) обращают внимание на то, что нет большого различия между диспозиция у В. Ядова и позицией личности, которую предлагают они. Объясняют это тем, »что позиция и является системой взглядов, установок, представлений, ценностных ориентаций относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются в поведении личности. Интересным здесь является и то, что позиция - это собственное, субъективное отношение, связанное с оценкой окружающей действительности и выбору оптимального поведения.

 

В целом большинство  авторов социальную установку рассматривают  как устойчивое, фиксированное, ригидне  образование личности, которое обеспечивает стабильность направленности ее деятельности, поведении, представлений о мире и самого себя. Известная ряд теорий, где настройки сами образуют структуру личности, а в других - социальные установки занимают лишь определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.

 

К общим социально-психологических предпосылок поведения личности в структуре межличностных и групповых отношений относятся:

 

• участники  взаимодействия: субъект А (отдельный индивид или группа людей), наделенный определенной организацией и активностью в построении целесообразной системы коммуникативных действий; субъект Б - другой участник взаимодействия (индивидуальный или коллективный), на который направлено поведение;

 

• готовность к действию;

 

• коммуникативная действие, поступок;

 

• определенная коммуникативная программа (линия, стереотип) поведения и механизм оценки эффективности ее выполнения (см. рис 14).

 

Своеобразие поведения человека зависит от характера  ее отношений с другим собеседником или группой, членом которой она  является. На поведение также влияют групповые нормы и ценности, статусная-ролевые предписания. Понимание конкретной личности как социально-психологического феномена требует рассмотрения поведения индивида как социальной по содержанию и психологической по форме, т.е. она представляет собой общение и взаимодействие двух субъектов (коллективных или индивидуальных), на основании определенных норм, интересов, установок, ценностей, личностных смыслов и мотивов. В зависимости от ситуации выделяют различные типы поведения: вербально (проявляется в языке); знаковая (реакция на знак); ролевая (соответствует требованиям, которые предъявляются к индивида определенной ролью); поведение, отклоняется (противоречит принятым в обществе правовым, моральным, социальным и другим нормам. Переоценка личностью своих коммуникативных возможностей, ослабление критичности в контроле за реализацией коммуникативной программы поведения, то есть неадекватность поведения негативно сказывается на межличностных и групповых отношениях, что может вызвать агрессию, депрессию, конфликт и т.п.

 

Поступок, то есть коммуникативная, опосредованное процессом общения и взаимодействия между людьми, является составной  константой (основной единицей) социального  поведения. В справочной литературе поступок характеризуется как акт  нравственного самоопределения  индивида, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении  к другим людям, групп, общества.

 

 В поступке  человек, изменяя себя, меняет  ситуацию и, таким образом,  влияет на социальное окружение.  Следовательно, можно утверждать, что поступок становится ведущим  механизмом и движущей силой  развития и саморазвития личности  в социуме. В. Роменець трактует поступок как наиболее яркий способ выражения человеческой деятельности, который, с одной стороны, вбирает в свой содержания особенности исторического уровня культуры человека, с другой - сам определяет эту культуру, являясь проявлением субъекта исторической деятельности.

 

Ученый определяет поступок ячейкой любой формы  человеческой деятельности, и не только моральной. Поступок выражает любые  отношения между личностью и  материальным миром, он является способом личностного существования в  мире. За В. Роменцем, все, что есть в  человеке и в олюдненому мире, вчинковим  процессом и его результатом. Поступок формирует и оказывает  существенное силы личности, ее активность и творчество во взаимодействии с  миром.

 

 Он открывает  тайну этого мира в форме  практического, научного, социально-политического  и иного освоения. В таком понимании,  как считает исследователь, поступок  следует рассматривать как всеобщее философский принцип, который помогает истолковывать природу человека и мира в их познавательном и практическом аспектах. В своей ведущей определенности поступок является коммуникативных актом, то осуществляется между личностью и материальным миром. Именно вчинкова коммуникация предполагает личностный выделение человека из мира.

 

 По мнению  ученого, такую коммуникацию можно  понимать как связь, переход  информации между личностью и  внешним миром, как их объединение,  цель утверждения личности в  материальном мире, нахождение опоры  для этого утверждения. В. Роменсць  выделяет следующие моменты поступка:

 

• первый - ситуация (совокупность мировых событий, что  определяется, освещается личностью  и одновременно не определяется ею, потому что существует вне ее как неизвестный, неосвоенных материальный мир);

 

• второй - мотивация (направленное напряжение сосуществования  ОСО-бистисного и материального  миров, которое определяется ситуацией  и проявляется в поезде к коммуникации с материальным миром);

 

• третий - вчинковий  акг и его Последействие (реальный взаимный переход первых двух моментов и как результат поступка - событие).

 

Личность  как определенный социально-психологический  тип может иметь несколько  стереотипов поведения. Вместе с  тем социальная группа, членом которой  индивид является, также продуцирует  варианты социально-психологических  линий поведения, которые зависят  от членов группы, ее нормативных требований. Нормативная регуляция поведения  имеет целью предписание при  соответствующей ситуации определенного  типа поведения, способа достижения цели, реализации намерений и т.п., а также оценки поведения в  соответствии с этими нормами. Соответственно «задаются» форма и характер отношений. Что касается норм, то они имеют  социокультурное и етнопсихологичне окраски, т.е. определяются обществом, его политико-экономической практикой (социальные нормы определяют эталон - мерило, образец, с которым личность соотносит свои поступки, на основе которого обосновывает свои действия, оценивает поведение других), и  базируются на культурно-исторических и национально-психологических традициях конкретных групп людей. Культура отдельного человека основывается на его способности ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы, которые, в свою очередь, вырабатываются индивидом в процессе усвоения заданных извне социальных и культурных норм.

Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях