Общее понятие о личности и ее психологических особенностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 87.39 Кб (Скачать файл)

 

Ученые по-разному  относятся к мысли о том, развитие какого уровня идентичности является важнейшим для успешной социализации личности. Известное утверждение, что  актуализация личности, доминирование  определенного уровня ее идентичности, успешное становление индивида в  социуме определяются временем, которое  понимается двояко: как общественное (историческое развитие данного общества и его специфика) и индивидуальный (жизненный цикл личности). Изучение проблемы исторического развития общества и его влияния на социализацию личности осуществляется по-разному  в зависимости от подходов.

 

 Так, Л.  Гумилев разработал теорию этногенеза, согласно которой действует своеобразный  «жизненный цикл» любого этноса, который охватывает временной  отрезок в 1200-1500 годов. Период  бурного развития этноса порождает  доминирования ценностей, которые  акцентируют значение личного  успеха, риска и активности в  различных сферах жизнедеятельности  льодины, что стимулирует прогресс  этноса. При таких условиях наиболее  удачно социализованимы становятся  люди с ярко выраженной индивидуальностью,  с личностным и общечеловеческим  уровнем идентичности.

 

Другой подход к проблеме взаимодействия индивида и макросоциальних структур предложил  Б. Поршнев. Он утверждает, что этнос  в статическом состоянии пытается законсервировать отношения, сложившиеся  между его членами. Когда создается  новая этническая целостность, то выдвигается  и новая форма поведения: если раньше общественное состояние индивида жестко диктовался традицией и зависел  от его возраста, то теперь формулируется  новое требование к человеку: быть такой, какой она должна быть. Итак, на первый план выдвигаются обязанности  индивида перед группой. Вместе с  тем следующий этап развития этноса приводит к требованию, согласно которой  человек должен быть самим собой, что порождает соперничество  между индивидами.

 

 Однако  пассивная большинство, которая устала от столкновения индивидов, формирует новый императив и задает новую норму поведения: «Мы устали от великих», «Все должны быть похожи на идеал, который одержал победу». Дальнейший прогресс этноса приводит к развитию приоритетности интересов группы над личностью.

 

 В завершение  этнос умирает или объединившись с другими этносы, порождает новый. В общем, за концепцией Б. поршневых, в стабильные ( «тихие») фазы развития этноса личность нивелируется, подчиняется групповым интересам и нормам, в ней развивается групповая идентичность в ущерб ее индивидуальности.

 

Разное понимание  первоисточников социализации, различные  механизмы привлечения человека к социально-политической жизни  вызывают выделение двух моделей  социализации: покорение и интереса. В условиях действия модели подчинения (первоисточник социализации - общественная необходимость) важны механизмы  отбора, предложения, рекомендации, контроля. С помощью имеющихся в обществе норм, ценностей на ту или иную социальную роль подбираются люди, обладающие определенными способностями, умениями, индивидуальными качествами, уровнем  готовности. Данная модель характерна для обществ, или сообществ с  достаточно высокой степенью регламентации.

 

 Модель  интереса (первоисточник социализации - интересы конкретного лица) активизирует  значение в обществе механизмов: выбора лицом социальной роли (на основании наличия у него  потребностей, интересов, ценностей); рефлексии (анализа социальных  требований); активности (проявление  творчества, самостоятельное овладение  необходимыми качествами) ; самоконтроля (добросовестность в выполнении обязательств). Названа модель проявляется в обществах, где действуют идеалы либерализма, демократии. Те экономические, политические, социально-психологические и другие преобразования, которые происходят сегодня, невозможны без изменения модели социализации.

 

Социологи, политологи, социальные психологи выделяют трудности на этапе перехода от модели подчинение к модели интереса, которые  связаны с нежеланием определенных общественных прослоек отказаться от имеющихся широких возможностей распоряжений и социального контроля; неготовностью большинства людей  к выявлению самостоятельности, творчества, активности (мы и далее  в жизни наталкивается на тип  лица-исполнителя, а не создателя); с недостаточным учетом социокультурных и етнопсихологичних особенностей социальных групп и людей, проживающих в Украине; со сложной социально-психологической ситуацией (весомым остается настроение разочарования, негативизму, тревоги, неуверенности , когнитивного диссонанса; тяжело происходит процесс адаптации у людей среднего и пожилого возраста, поскольку их претензии в основном остаются ориентированными на систему ролей и ценностей тех общественных отношений, которые уходят, исчезают.

 

Все описанные  выше подходы выводят на проблему стабильности и напряженности в  развитии общества и влияния названных  констант на социализацию личности. Стабильность - нестабильность выступает как характеристика состояния социальной жизни внутри государства, а также в системе  международных отношений. Создание условий для нормального функционирования социальных институтов предполагает стабильное положение в обществе (способность к динамичности, адаптации к изменениям; способность воспроизводить и поддерживать в состоянии интенсивности внутренние связи; автономность, высокий уровень саморегуляции общества - способность создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов и предоставление им широких возможностей для самоутверждения и самореализации и т.д.).

 

Нестабильность  общества, социальный кризис характеризуются  нарушением «идеологической ценности»  общества (Э. Эриксон), розшатыванием  предыдущей системы ценностей или  ее полной заменой на другой, конфликтными ситуациями, недовольство значительной части населения, признаками социального, экономического, социально-психологического, политического и других напряжений , исчезновением ощущений безопасности, защищенности, ажиотажным спросом, активизацией общественно-политических блоков и движений, противостоянием интересов, которые трансформируются в соответствующую позицию и поведение, и т.д.

 

С точки зрения социальной психологии стабильность - нестабильность очередь касается тех  сфер жизни человека, связанные с  общением и взаимодействием людей, с механизмами и способами  социально-психологического отражения  явлений социальной действительности. Именно социально-психологическое  отражение индивидом и социальной группой социума является отправной  точкой социально-психологической  стабильности - нестабильности. Социально-психологическая  стабильность - одна из сторон социальной стабильности, она определяется как  такое состояние отражение социально-психологических  явлений, взаимосвязи общности и  личности, при котором ни один из них не может существенно изменить социальную систему в своих интересах.

 

Следовательно, предполагается состоянии относительного равновесия, сбалансированности действий социальных групп и индивидов  как субъектов социальных и межличностных  отношений, который характеризуется  ощущением безопасности, спокойствия, комфортным положением, уверенностью, совокупностью отношений, посредством  которых обеспечиваются оптимальные  условия нормального общения  и взаимодействия. Если социальные группы и отдельные индивиды относительно безболезненно приспосабливаются к переменам во внутренней и внешней социальной среде, то стабильность можно считать динамичной.

 

Стабильность  замкнутой системы (применительно, например, государства - авторитарно-тоталитарный режим, о межличностных отношений  в малой группе - авторитарный стиль отношений) ориентирована на формирование «социально однородных винтики».

 

Такая стабильность, в частности в группе, достигается  за счет субъект-объектных отношений, поучения, запугивания и т.п. и приводит как в обществе, так и в отдельной социальной группе до состояния застоя, стагнации. В то же время очень высокий уровень социально-психологической стабильности любой социальной сообщества может уменьшить ее жизнеспособность; она не всегда способна быстро адаптироваться к изменениям в социальной среде.

Личность: установки и поведение

 

 

 Вхождение  человека во внешний мир предполагает  отражение социальной жизни, контекст  самосознания осознание себя  в социуме, тех социальных личности  отношений, которые порождаются  окружающей средой. Сознание не  только объектов, а и их свойств  и связей, их значимости для  себя и общества, создает условия  для актуализации социально-психологических  механизмов развертывания целенаправленной  взаимодействия. В этом случае  предметом осознания является  интеллектуальная, эмоциональная деятельность, направленная на познание самого  себя, той внутренней информации, которая дает возможность объяснить,  почему человек выбирает то, а  не другой способ поведения.  Самопознание всегда опосредствованное  отражением внешнего мира, представленного  в совместной деятельности и  союз с другими людьми. Богатство  процесса познания личностью  самой себя зависит от условий  и возможностей объективной действительности. Ограниченность социальных контактов  и связей, отсутствие возможности  получить обратную связь, а следовательно, и обратную информацию тормозит самопознание.

 

Самопознание  является результатом и предпосылкой самосознания, но к ней не сводится: личность может осознавать себя и  свои действия, одновременно не знать  сущности своего «Я». Самопознания, таким  образом, входит в структуру самосознания, которая является способностью личности непосредственно самовидтворюватися, воспринимать себя сбоку, рефлек-суваты по поводу собственных возможностей.

 

Самосознание  личности становится важным фактором становления и самосовершенствования  индивида в структуре социальных отношений; это сложный психический  процесс, сущность которого состоит  в восприятии личностью самого себя в многочисленных ситуациях взаимодействия с другими людьми и осмыслении себя как субъекта действий, чувств, поведения, позиции в социуме .

 

Один из центральных  структурных компонентов самосознания - самооценка, которая предусматривает  оценку личностью самой себя, собственных  возможностей и качеств и своего места среди других людей. Она  является важным регулятором поведения  личности, ее отношений с социальным окружением, ее критичности, требовательности к себе и других. Самооценка влияет на способ создания социальных контактов  и групповых отношений, их продолжительность  и эффективность. В социальной психологии самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Итак, можно сказать, самооценка объединяет оценки других, принятые личностью как собственная программа поведения. Благодаря способности к самооценки человек приобретает возможности в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и действия, самовиховуватися и совершенствовать себя.

 

Она характеризуется  степенью адекватности: самооценка, адекватная уровню притязаний и реальным возможностям человека, способствует правильном выборе тактик и форм поведения в группе; в условиях, когда уровень притязаний человека и его реальные возможности  не совпадают (неадекватная самооценка), индивид начинает неправильно себя оценивать, в свою очередь, приводит к неадекватной поведения в группе. Как следствие у человека возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность, а это определенным образом сказывается на групповых отношениях.

 

Самооценка  личности является динамичным образованием, она изменяется в соответствии с  уровнем социального благополучия индивида. Высокая оценка себя и  своих возможностей способствует личностному  росту, самоутверждения в социуме  и Структура групповых отношений. Низкая самооценка, наоборот, мешает индивидуальному  росту, тормозит раскрытие индивидуальности, вызывает формирование комплексов, которые  затрудняет процесс отношений (комплекс неполноценности - преувеличены чувство  собственной слабости и несостоятельности; комплекс превышение - тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные качества к способности и т. п ).

 

 С самооценкой  связывают феномены ложного консенсуса  и уникальности. Тенденция переоценивать  распространенность какого-либо  мнения, нежелательной или неэффективной  поведения носит название эффекта  ложного консенсуса, а тенденция  недооценивать тот факт, что способности  и желательна ли эффективная  поведение получили широкое распространение,  называется эффектом ложной уникальности.

 

Самосознание  связана со способностью к рефлексии (от лат. Reflexio - обращение назад, отражение), т.е. процессом познания субъектом собственных внутренних психических актов и состояний. Рефлексия охватывает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими.

 

Социальная  психология трактует рефлексию как  форму осознания действующим  субъектом (лицом или сообществом) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими  людьми и группами. Взаимное воспроизводства  субъектов предусматривает, в частности, шесть позиций: сам субъект, он есть в действительности; субъект, каким  он видит самого себя; субъект, каким  его видят другие, и те же самые  три позиции, но со стороны другого  индивида. В таком понимании рефлексия - это процесс зеркального отражения  субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение особенностей друг друга.

Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях