Общее понятие о личности и ее психологических особенностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 87.39 Кб (Скачать файл)

 

Другой яркий  представитель гуманистической  психологии А. Маслоу (1908-1970 PP) выдвинул концепцию целостного подхода к  человеку. Согласно его учению, основная потребность человека - это потребность  в самоактуализации, реализации потенциальных  возможностей человека, его способностей и талантов. В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой  высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все  потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

 

Основные  положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом: человека следует  изучать только в ее целостности; каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев  не менее оправдан, чем статистические обобщения; главной психологической  реальностью являются переживания  человеком мира и себя в нем; жизнь  личности должно рассматриваться как  единый процесс становления и  бытия человека; индивид является активной, творческой лицом; человек владеет потенция к непрерывного развития и самореализации; личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

Акмеологический подход к изучению личности

Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный  российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 PP) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (Акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знания, которые  исследуют человека , ее развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам можно плиднише проявить себя в жизни. В начале своего становления акмеология рассматривала закономерности, факторы, обеспечивающие самый высокий уровень достижений в любой области деятельности (педагогической, медицинской, юридической, управленческой и др.) зрелых, взрослых людей. Однако дальнейшие разведки в этой области показали, что развитие умений и навыков, приобретения социально-нравственного опыта, ценностных отношение к деятельности, мотивационной готовности, которые являются неотъемлемыми показателями мастерства и профессионализма, закладываются еще в детстве. Наши исследования подтверждают, что зрелой человек не рождается, состояние зрелости не появляется у нее неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы ее развития. Следовательно, не сформирована в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида.

 

Важной для  осознания сущности профессионализма личности является группа задач акмеологии, связанных с научным обоснованием и висвитлюванням феноменологии  Акме, самой высокой точки, зрелости личности; изучением объективных  и субъективных факторов, определяющих качественно-количественные характеристики Акме; раскрытием закономерностей и  механизмов , наличие которых необходимо для того, чтобы человек достиг настоящего Акме. Речь идет о степени зрелости личности и вершину этой зрелости, которая показывает, насколько человек состоялась как гражданин, как специалист, профессионал в определенной области деятельности, условия и факторы, которые этому способствовали или же не способствовали. Можно выделить следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации. С точки зрения акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью и т.д. Если же обстоятельства складываются так, что у индивида Няма признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, то для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить Акме - наиболее активный творческий период жизни человека. Это насущная потребность и актуальная проблема современных теоретико-прикладных исследований, которая может решаться путем: правильной организации времени жизни человека (его темп, ритм); формирование у человека этической и профессиональной культуры, активности в выборе определенного жизненного пути; воспитание культуры общения; развитию умения привести в соответствие свои способности и типологических личностные свойства с условиями жизни, его возможностями и ограничениями; изучение влияния етнопсихологичного среды на развитие и становление личности; создание условий для преодоления противоречий микросередовища и личности, детерминирует поведение индивида; разработки научно обоснованного алгоритма продуктивного решения задач развития зрелого человека; создания методико-технологического инструментария, который позволит выявить достигнутый уровень профессионализма как отдельного человека, так и группы людей; самосовершенствования личности, осознанию ею своих реальных возможностей, отношение к себе как к субъекту, творца своей жизни.

Трансакционный  аикииз личности

Трансакционный  аикииз личности, учредителем которого стал американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Ученый пришел к выводу, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: Родитель, Взрослый, Ребенок.

 

 При этом трансакцию называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционные реакцией (ответом на это обращение. Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых Ребенок совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие. По мнению психолога, в так называемых «зрелых людей», наоборот, контроль за поведением всегда осуществляет Взрослый, но и у них Ребенок может прорваться к власти. По Э. Берн, состояние «Взрослый» необходим для жизни: человек перерабатывает информацию, ищет пути выхода из сложных ситуаций и т.д.; Взрослый контролирует действия Отца и Ребенка, является посредником между ними.

 

Ученый отмечает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает  одинакового уважения, ведь каждый состояние по-своему делает жизнь  человека полноценным и плодотворным. Автор трансакционные анализа утверждает, что большинство людей в течение своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводит настоящему жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие.

Социально-психологические  концепции личности

Социально-психологические  концепции личности разрабатывают  Б. Ананьев, Б. Паригин, Л. Сохань, Г. Андреева, Е. Руденский и др.

 

Б. Ананьев  структуру личности строил по двум принципам: субординационным (в соответствии с ним , более сложные и более общие социальные свойства личности, вбирают в себя элементарнейшие свойства) и координационным (взаимодействие осуществляется на паритетных началах). Сказанное означает, что личность предстает не только как индивидуальность, но и как определенный социально-психологический тип, который характеризуют ментальность, социальная активность, ценностные ориентации, позиции.

 

Мотивационная сфера, когнитивные характеристики, социально-психологическая компетентность, статусно - ролевые показатели, соответствующая  программа и линия поведения  в условиях конкретной социально-психологической  среды.

 

По Б. Паригину, социально-психологический подход к личности характеризуется наложением друг на друга биосоматической и  социальной программы и предусматривает  рассмотрение ее структуры как целостной  биопсихосоциальной системы, в которой  внешние социальные воздействия  и связи трансформируются во внутренние мотивы и отношения самой личности. Г. Андреева утверждает, что социальная психология, используя определение личности, которое дает общая психология, изучает конкретные группы, где личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность. Названный подход, по мнению ученого, является отличным от предыдущего тем, что социальная психология выясняет, каким образом сформировались социально-типичные черты личности и почему они при одних условиях формирования личности проявляются в полной мере, а при других обстоятельствах возникают другие социально-типичные черты .

 

Таким образом, социальная психология рассматривает  поведение и деятельность социально  детерминированной личности в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит  величина этого вклада в общую  деятельность.

 

Итак, основным ориентиром в исследовании личности, по мнению Г. Андреевой, являются взаимоотношения  личности с группой (не только факт пребывания личности в группе, а  именно результат, который получаем от взаимоотношений личности с конкретной группой).

 

По Л. Соханю, поведение личности является характеристикой  проявления ее сущности, тем актом  взаимодействия между людьми, в котором  проявляется деятельность, особенности  отношений и общения, свойства индивидов.

 

Подход Е. Руденского к личности как субъекту общения определяется следующими характеристиками:

типологической (на ее основе определяются типологические свойства личности и их реализация в общении);

статусной (социально-психологический  статус личности раскрывается в по социально-психологическим свойствам);

диспозиционной (выявляет фиксированную в социальном опыте личности склонность к общению);

функциональной (рассматривает функции личности как субъекта общения);

технологической (определяет уровень коммуникативной  компетентности личности, ее владение навыками социально-психологического взаимодействия).

Личность  как социально-психологический феномен

Анализ представлений  о природе личности, социально-психологическая  невозможность человека жить и развиваться  вне обществом требует актуализации основных механизмов и движущих сил объективного связи, которая действует между людьми. Прежде всего, такой взаимосвязи аккумулируется в общении и взаимодействии и через них осуществляется, по замыслу реалии социального бытия. Речь идет, таким образом, о социально-психологическую природу личности, ее коммуникативный потенциал, о осмысления человеческой коммуникации (под коммуникацией в данном случае понимается общение в широком толковании этой дефиниции: это весь спектр связей и взаимодействий, которые предусматривают прямые или косвенные контакты, реализацию социальных отношений, регуляцию социального процесса, ценностные отношения к нему, обмен информацией, сопереживание, взаимное понимание, восприятие, воспроизведение, влияние одного человека на другую). Следовательно, в общей психологической структуре личности социально-психологические составляющие отражают собственно ее коммуникативную природу и является системоутворювальнимы компонентами. Теоретические и экспериментальные исследования последнего времени подтверждают именно такое предположение. их обобщения показывают, что в целостной системе качеств личности коммуникативные свойства и умение общаться являются наиболее значимыми, ведь именно личной жизни и личностное развитие человека уявляються и подаются как всеобъемлющая коммуникация (во всех ее проявлениях). Такая коммуникация имеет внутренний источник саморазвития - транскомуникативний фактор. Не замечать этого - значит отрицать личностное развитие человека, транскомуникативне развертывания ее жизненного мира, что, в конечном счете, может привести к возникновению синдрома приобретенного личностного дефицита.

 

Комплекс  проблем касается понимания взаимосвязей между коммуникацией и развитием  личности, ее становлением в социуме, усвоением ею с помощью социально-психологических  свойств и факторов общественного  опыта. Именно выяснение связей между  коммуникацией и личностью, коммуникацией  и воспроизведением личностью социальной реальности дает возможность представить  общую основу социально-психологической  жизни индивида. Таким образом, коммуникативный  подход к развитию личности в социуме  выходит из рассмотрения коммуникативного жизни индивида как общение человека с самим собой, другими людьми и, в целом, с миром, где и проявляется  коммуникативный потенциал личности через согласие (несогласие), понимание (непонимание), рефлексию, эмпатии, доверие, любовь, аттракции и т.д. Социализация личности вне коммуникацией, без сотрудничества и диалога, без взаимодействия и восприятие людьми друг друга невозможна. Человек осуществляет коммуникацию, когда звонит, общается с друзьями, принимает участие в деловых переговорах, пытается разрешить конфликтную проблему или просто анализирует собственные поступки и действия. И в любой из названных ситуаций успех ее определяется качеством процесса общения, умением индивида слушать и передавать информацию, его способностью понять внутреннее состояние собеседника. Речь идет о широкий диапазон коммуникативных знаний, умений и навыков, в общем, о коммуникабельность и коммуникативную компетентность, которыми должен быть наделен индивид и которые являются необходимой составляющей его коммуникативного потенциала.

 

Не отрицая  весомого задела психологической науки  относительно становления и развития личности в социальной среде, поддерживаем тех ученых, которые рассматривают  личность как иерархию различных  внешних и внутренних коммуникаций, динамично образуют новое качество - коммуникативные ядро, коммуникативный  мир человека. Готовность человека к полноценному межличностного общения - это сложный многокомпонентный процесс, который предусматривает одновременное развитие психики индивида в нескольких взаимосвязанных направлениях. Основное в нем - формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, которое предполагает достижение такого уровня отражения любого человека, отношение к ней и поведения, когда она воспринимается как самая большая ценность (по А. Бодальовим). Следовательно, обеспечение участников взаимодействия широким диапазоном коммуникативных знаний, формирования у них коммуникативных умений и навыков является необходимой составляющей развития и становления личности, ее жития и функционирования в микро-и макросистемах. Феномен коммуникации является смислотворчим процессом жизни любой формы и уровня, поскольку в живых системах (в отличие от технических) информация, которая имеет жизненный смысл, не просто передается, но трансформируется и творится, втилюючись при этом в самых разных кодах - от генетического к культурному . Воплощение же есть всегда энергетическим процессом.

Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях