Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
Таким образом, енергообмин, энерго-потенциал в единстве с информацией - это две составляющие любой живой коммуникации, два универсальных измерения - информативность (вибирнисть) и енергообмин (взаимность) коммуникации любого уровня (от генетического к духовному. Исходя из этого, коммуникабельность трактуется как интегральная характеристика индивида, как его свойство, которое необходимо ему для обеспечения самореализации, саморазвития, в целом для жизнедеятельности. Она имеет значительно большую глубину и радиус действия, чем принято считать: в нее может входить генетический опыт прошлых поколений. При таком рассмотрении человек становится сложным созвездие разнородных коммуникативных миров (генетического, индивидного, субъективного, социального, культурного и т.д.), сочетание которых образует центральную проблему и парадокс реальной единства, целостности личности. Основным способом развития этой сложной интеграции человеческой жизни является транскомуникативни процессы, состояния и отношения, под которыми понимаются переходы, которые имеют тенденцию к обернення, и новые синтеза между разными видами, формами, уровнями и мирами человеческой коммуникации на основе их универсальной информационно-энергетической природы. Если коммуникация - это общение со стойкими характеристиками стиля, дистанции, ритуала, терминологии, позиций, ролей, тотранскомуникация чаще всего проявляется в юморе, шутках, каламбур, аналогиях, метафора, то есть во всем том, что выводит человека за пределы обыденного в новое, неизвестно. Вне общения в социальной среде, без взаимодействия с другими людьми, без социально-психологического отражения и привлечения к этому процессу личностных механизмов регуляции социальных явлений не может быть подлинного развития личности в социуме. Относительно межличностные коммуникации, то диалогической тип отношений здесь можно считать универсальной, необходимым условием эффективности взаимных контактов, формой раскрытия потенциальных возможностей участников взаимодействия. Диалогической взаимоотношения универсальны, они проходят сквозь человеческое мышление, сквозь все человеческие отношения, а конкретнее, сквозь всю жизнь человека во всех его проявлениях. Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается человек в человеке как для других, так и для самой себя. Диалог приобретает онтологически статуса, поскольку существовать означает общаться диалогической. Диалог, таким образом, - это не только средство формирования личности, это само бытие человека, его неповторимость. Индивид приобретает своего полного и универсального выражение именно в процессе диалога. При этом каждый из участников диалога является представителем смысловых позиций, которые не совпадают друг с другом. Следовательно, условием диалога является как наличие суждений относительно другого, так и оценочная личностный отношение к нему. В научной литературе выделяют и другие психологические критерии эффективности: удовлетворенность от принадлежности к группе и от самого процесса общения, авторитет собеседника, самооценка социальных отношений и т.д., которые определяют уровень сформированности социально-психологической основы личности.
В широком
понимании социально-
Раскрывая коммуникативную
природу личности, следует учитывать
общенаучные константы
Факторы определяющие социально-психологическую природу личности
В целом, социально-психологическую природу личности определяют многочисленные факторы. Рассмотрим некоторые из них.
• По условиям
коммуникативного подхода сам развитие
личности является тем процессом, где
коммуникация находится во взаимодействии
и единстве с личностными свойствами
индивида и способствует его формированию
в социуме. На эффективность развития
коммуникативных свойств
• В социально-психологической структуре личности коммуникативные свойства являются интегральными ее характеристиками, с помощью которых осуществляется взаимосвязь человека с социумом, социально-психологическое восприятие и отражение ею социальных отношений и реальности жизни, обеспечивается установление контактов между людьми. Посредством общения индивид «входит» в сферу идей, мнений собеседника, приобщается к орбиты его активности. Итак, личность является совокупностью различных внешних и внутренних коммуникаций, которые образуют коммуникативные ядро, коммуникативный мир человека, а ее развитие в социуме осуществляется при совместной активности, взаимодействия и диалога.
• Личности при коммуникативного подхода к их развития постоянно находятся в социокультурному и этнопсихологичном пространстве общения: устойчивые характеристики стиля взаимодействия, традиции, нормы, правила, позиции, роли и т.п. Вместе с тем ситуация общение - это не только наличие контакта с определенным конкретным человеком или группой людей, их коммуникативной культурой, но и комплекс скрытых проблем, конфликтов, барьеров коммуникативного процесса, который образует смысловую ткань и перспективу согласия-несогласия, доверия-недоверия , уважения-неуважения и другое. Социально-психологическая природа личности предполагает осознание ее становления как коммуникативной жизнедеятельности, в ходе которой происходят внешние и внутренние изменения, осуществляется формирование коммуникабельности, развивается коммуникативный потенциал. Общаясь, человек реализует цели и задачи, которые она ставит перед собой. Вместе с тем участие в общении - это использование механизмов и средств вхождения индивида к системы социальных отношений. Наконец, в общении проявляются индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей возможность социализации. При этом речь идет об оптимальной участие личности в общении. Названную систему свойств и возможностей человека можно обозначить как ее коммуникативный потенциал, который проявляется во взаимодействии с другими людьми, при вхождении индивида в социум, усвоении социального опыта, отображении и регуляции социального процесса.
Что же определяет
оптимальное вхождение личности
к обществу, эффективное социально-
Справочная литература толкует понятие «оптимальный» (от лат. Optimus - лучший) как наилучший из возможных вариантов чего-то, что больше всего соответствует данному заданию, условиям, а дефиницию «потенциал» (от лат. Potentia - сила) как имеющиеся силы, которые могут быть пущены в ход и использованы как возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы, как измеритель степени силы того или иного явления, влияния на процессы, предметы, что его окружают. Понятие «потенциал» можно применять к характеристике конкретного общества и его отдельных сторон, групп людей и каждого индивида. Следует вести речь о экономический, научный, военный, коммуникативный и иной потенциал.
Относительно последнего, коммуникативного, то вопрос об оптимальной участие личности в общении с другими людьми, оптимальное усвоение и отражение ею социального процесса нередко ставится и решается слишком просто - в виде анализа дружественности или недружественные , коммуникабельности или некоммуникабельности, психологической совместимости или несовместимости людей в их совместной деятельности.
Проблема гармонии и дисгармонии личности
Проблема
гармонии и дисгармонии личности
анализируется автором в связи
с тремя вехами в жизни человека
- стартом, кульминацией и финишем. А.
Милтс утверждает, что для того,
чтобы переход от старта до кульминации
был безболезненным, необходимо, во-первых,
на предыдущем этапе развития всебичнише
выразить себя исчерпать свои потенции
так, чтобы самозаперечення
Относительно последней периода - финиша, то здесь следует подчеркнуть, что незаметный процесс старения человека может начаться в каком-либо одном направлении еще в детстве или в юности: лень, нежелание напрягать мозг - это признак интеллектуального старения; моральная старость приходит, когда человек довольствуется достигнутым, когда теряют свой смысл высшие идеалы; старость личности может выразиться в отсутствии активной жизненной позиции, неспособности самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность. Цикл продолжительности старения делится на три стадии - постепенный отход от активной деятельности, собственно старость с полной незайнятистю и болезненная старость, которая заканчивается смертью.
По наблюдениям Е. Кюблер-Росс, обычно тот, кто ожидает смерти, проходит пять стадий: отрицание (в зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ей оказывает окружение, она преодолевает эту стадию легче или труднее ); гнев (для завершения стадии важно, чтобы человек, который умирает, получила возможность излить свои чувства наружу); «торг» (больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом); депрессия (умирающий замыкается в себе, испытывает потребность плакаты, готовится встретить смерть); принятие смерти (ожидание своего конца). Первые три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвратами назад.
Э. Эриксон
считает, что на протяжении жизни
человек переживает восемь психосоциальной
кризисов, которые являются специфическими
для каждого возрастного
Подход Э.
Эриксон к вопросу идентичности
как основного момента в
Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях