Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические
особенности умственно
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика
проведения экспериментальной
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа
по оптимизации процесса
2.4 Динамика уровня
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей с нарушением интеллекта, но и для их здоровья.
Основой полноценного развития ребенка младшего школьного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение младшими школьниками основ культуры и гигиены.
Воспитание у младших школьников с нарушениями интеллекта навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) [55] и психологи (В.С. Мухина [59], Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон [43]и др.) доказали, что дети младшего школьного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, и индивидуальных особенностей, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. В их работах указывается на то, что дети должны понимать, что в соблюдении определённых правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
В настоящее время вопросы формирования культурно – гигиенических навыков лиц с нарушениями интеллекта, являются одними из приоритетных. Решение такого рода задач может быть осуществлено только в рамках комплексных программ, которым придается большое значение, как в нашей стране, так и за рубежом. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интелекта занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М..[19] Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х. [20]
Работа по формированию культурно - гигиенических навыков чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации умственно детей с нарушением интеллекта в социуме. Огромная нагрузка, ложится на педагогов, так как им необходимо приучить детей к выработке у них самостоятельных культурно – гигиенических навыков.
Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят преодолеть трудности при работе с детьми с нарушением интеллекта.
В связи с этим особую актуальность приобретает образование, имеющее своей целью обеспечить формирование у данной категории учащихся, как важнейших культурно – гигиенических навыков, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.
Поэтому мы считаем актуальной и правомерной тему нашего исследования: " Формирование культурно – гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида ".
Проблемой настоящего исследования является оптимизация условий формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
- дать психолого-педагогическую
характеристику детей младшего
школьного возраста с
- определить основные
особенности формирования
- организовать и провести
эмпирическое исследование
В основу исследования была положена следующая гипотеза: культурно-гигиенических навыки у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта – это педагогически управляемый процесс, эффективность которого зависит от направленности и содержательного наполнения специально разработанной системы занятий.
Методологической основой работы стали традиционный для российской специальной психологии комплексный подход к обучению и воспитанию ребенка с проблемами, опирающийся на понимание единства процесса когнитивного и аффективного развития ребенка; рассмотрение социально-бытового воспитания в связи с культурным развитием и эмоционально-смысловым контекстом обучения (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, В.В.Зеньковский).
Для решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: беседа, наблюдение, анализ результатов деятельности, взаимо- и самооценка, теоретический анализ психолого-педагогических исследований, диагностический эксперимент, методы статистической обработки экспериментальных данных.
Содержание данной работы имеет практическую значимость, которая состоит в том, что его материалы и результаты способствуют реальному повышению результативности работы по формированию культурно - гигиенических навыков учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, так и учащихся массовой общеобразовательной школы. Материалы работы могут использоваться в деятельности работников системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров.
Базой нашего экспериментального исследования стала КОУ "Большеуковская специальная (коррекционная) школа – интернат, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"
Полученные результаты отражены в данной работе, которая имеет следующую структуру: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список литературы и приложение.
Глава I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические
особенности умственно
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которые отличают умственно отсталых детей от их нормально развивающихся сверстников. Умственная отсталость является не психологическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Во многих источниках дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга»[45]. Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой характер развития вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. [45].
А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.В. Певзнер [61] в своих исследованиях показали, что умственно отсталые имеют довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, нарушения процесса возбуждения им торможения, взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая эмоции, волю, процессы познания, личность в целом. [62]. Особенности психики умственно отсталых исследовали достаточно полно Л.В. Занкова [45], В.Г. Петрова [66,67], И.Н. Соловьев, С.Я. Рубинштейн [72], Ж.И. Шиф [81,90] и др. На основании этих исследований они сделали вывод: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей [45]. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все». Медицинские исследования проблем умственной отсталости многих зарубежных специалистов (Е.М. Айраксин, Р. Матилайнен - Финляндия; М. Паркер, Л.Х. Пейкман, Ж.М. Вудхаус, П. Гибсон – Великобритания; А. Гине, И. Гофман и мн. др.) доказывают, что умственная отсталость не лечится [45]. В нашей стране над этой проблемой работало много специалистов как в области медицины, так и в области психологии (М.С. Певзнер, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.С. Выготский, Г.Н. Дульнев, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.И. Пинский, Л.В. Занкова [69]). В своих исследованиях они пришли к тому же мнению что и западные специалисты. [69]. Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить стимулирующую терапию (если нет каких- либо противопоказаний), но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большей степени зависит от системы воспитания и обучения, а также от степени умственной отсталости [45]. В современной классификации выделяют следующие степени умственной отсталости:
- тяжелая - идиотия (тяжелая, средняя, легкая формы);
- средняя – имбецильность (тяжелая, средняя, легкая формы);
- легкая – дебильность (тяжелая, средняя, легкая формы) [62].
Психологи, изучающие развитие умственно-отсталых детей, отмечают, что олигофрения и умственная отсталость - в принципе одно и тоже, однако принято говорить об олигофрении только в том случае, когда ее причина точно установлена. В тех случаях, когда причина точно неизвестно, более употребим термин «умственная отсталость». В зависимости от степени умственной отсталости модно добиться больших или меньших результатов [72]. Дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая форма умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии либо имеют опекуна [76], либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.
Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений, а также важно знать в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Исследования А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец [35] и многих других доказывают, что для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Данные исследований показывают, что у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психологических функций. В результате эти дети получают неполные, искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден [45]. При умственном недоразвитии первая ступень познания окружающего мира – восприятие и ощущение – оказывается дефектной. И это оказывает огромное влияние на весь последующий ход их развития. Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и тогда, когда анализаторы сохранены, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей изучали В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская, И.М. Соловьев и др. Результаты их исследований показали, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется больше времени на восприятие любого предмета. Из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п. [13].
Для этих детей свойственна также узость объема восприятия. Они выхватывают отдельные части в прослушанном тексте, обозреваемом объекте, не выделяют для общего понимания материал. Характерным является бессистемность восприятия, хаотичность описания [13]. Еще одним недостатком восприятия является недостаточная активность этого процесса, в результате этого снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить, им требуется постоянное побуждение. Учебной деятельности без стимуляции вопросов педагога дети не могут выполнить доступные их пониманию задания. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года, часто даже в 8-10 – летнем возрасте не различают правую и левую сторону. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом эти дети начинают различать цвета. Особенные трудности представляют для них различие оттенков цвета.