Чтобы
предотвратить конфликт необходимо
формировать конфликтную компетентность
у детей, начиная с раннего
возраста.
Сначала
определим понимание категории
компетентности.
Общее
представление о компетентности
в профессиональных обсуждениях
последнего времени прямо связывают
с эффективностью деятельности
в трудах Томаса Ф. Гилберта,
Дж. Равена, и др.
Термины
"компетенция" и "компетентность"
являются творческим преобразованием
английского термина competence. Сompetence
происходит от латинского competentis
- "принадлежность по праву",
т.е. круг вопросов, в котором
данное лицо обладает опытом,
познаниями, позволяющими судить
о чем-либо. Русскоязычная историко-правовая
интерпретация позволяла определить
компетенцию как область, в
которой надлежит разбираться,
и как то, что имеет определенные
границы, а компетентность –
как уровень способности конкретного
лица эффективно действовать в рамках
компетенции [37, c.21].
В. С. Безрукова под компетентностью
понимает «владение знаниями
и умениями, позволяющими высказывать
профессионально грамотные суждения,
оценки, мнения». Компетентность
– это уровень умений личности,
отражающий степень соответствия
определённой компетенции и позволяющий
действовать конструктивно в
изменяющихся социальных условиях [22,
c.34].
В
настоящее время понятие «конфликтная
компетентность» занимает одно
из центральных мест в философской,
социологической и психологической
науках и является широко распространенным.
При этом сохраняется устойчивый
и все возрастающий интерес
к изучению различных аспектов
и форм конфликтной компетентности.
Однако, несмотря на имеющиеся
в психологической науке исследования
социальных конфликтов (С.М. Емельянов,
A.B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская,
А.И.Пригожин, Т.Н. Привалихина и
др.), посвященные рассмотрению данного
понятия, конфликтная компетентность
изучена все же в недостаточной
степени. Понимание конфликта
как интегральной характеристики
представляет собой методологическую
основу для данного вида компетентности
[59, c.58].
Анализ
состояния проблемы свидетельствует
о том, что, несмотря на определенный
уровень ее теоретической и
практической разработанности, сохраняет
свою актуальность вопрос о
проведении системных исследований
конфликтной компетентности личности.
В современной социальной психологии
отсутствует единый исследовательский
подход к трактовке понятия
«конфликтная компетентность» и
определению ее структурных компонентов.
При этом не выявлены механизмы
соотношения этих компонентов
с функциями конфликтной компетентности.
Требует дальнейшего изучения
и проблема выделения социально-психологических
качеств личности, составляющих
основу данной компетентности. Более
детального освещения требуют
вопросы о влиянии конфликтной
компетентности на продуктивность
профессиональной деятельности, о
механизмах и условиях ее реализации.
Приобретает значимость проблема
определения технологий, способствующих
формированию данной компетентности
личности, а также оценки их
эффективности.
Конфликтная
компетентность – одна из ведущих
характеристик личности, некоторой
конфликтной компетентностью обладает
практически любой человек. Являясь
неотъемлемой частью общей коммуникативной
компетентности, она представляет собой
уровень развития осведомленности о диапазоне
возможных стратегий поведения в конфликте
и умений адекватно реализовывать эти
стратегии в конкретной жизненной ситуации
[32, c.47].
Иными словами конфликтная
компетентность это умение удерживать
противоречие в продуктивной конфликтной
форме, способствующей его разрешению.
Конфликтная компетентность - устоявшийся
термин, который впервые был обоснован
в школе культурно-исторической
психологии Л.С.Выготского, в работах
Т.В.Ковшечниковой, А.-Н.Клермона, Ж.Пиаже,
Б.И.Хасана, Г.Д.Щедровицкого, др. Они
отмечают, что ядро образовательного
процесса - учебность — необходимо,
неизбежно представляет собой
конфликтную ситуацию, в которой
конфликтная компетентность учителя
воплощается в выборе адекватной
образовательным целям стратегии,
и тем самым предопределяет
эффективность самого образовательного
процесса и в целом личностного
развития учителя и ученика.
В педагогических исследованиях
конфликтную компетентность рассматривают
Л.М.Митина, Л.А.Петровская и И.И.Рыданова.
Важнейшая
характеристика конфликтной компетентности
– субъектная позиция участника.
Она предполагает более или
менее адекватное видение динамики
сюжета конфликта, его возможные
последствия. Таким образом, субъектная
позиция в конфликте как показатель
компетентности это прежде всего
рефлексивная культура, которая
предполагает, что человек способен
стать своеобразным посредником
самому себе в конфликте. Происходит
как бы раздвоение участника:
с одной стороны он непосредственно
вовлечен в конфликт, а с другой
– он же отслеживает себя
в конфликте, таким образом
участвуя в нем опосредованно.
А отслеживание всех составляющих
конфликта – дело отнюдь не простое [56,
c.94].
По мнению
Б.И.Хасана, конфликтная компетентность
- это «умение разобраться, насколько
точно в конфликте представлены
именно те противоречия, которые
в этом процессе могут и должны быть разрешены»,
«умение удерживать противоречие в продуктивной
конфликтной форме, способствующей его
разрешению [54, c.86].
Л.А.Петровская
определяет конфликтную компетентность
как компетентность человека
в конфликтной ситуации, а
основными образующими конфликтной
компетентности считает: компетентность
участника в собственном Я
(Я-компетентность), в потенциале
другого участника (участников) и
ситуационная компетентность [5, c.72].
Конфликтная
компетентность является одной
из важнейших общих характеристик
профессионализма, и, прежде всего,
в гуманитарных областях деятельности,
будем рассматривать ее как
неотъемлемую составную часть
общей коммуникативной компетентности,
включающую в себя осведомленность
о диапазоне возможных стратегий
поведения в конфликте и умения
адекватно реализовывать эти
стратегии в конкретной жизненной
ситуации. На основании этого
в самом общем виде можно
определить конфликтную компетентность
как умение удерживать противоречие
в продуктивной конфликтной форме,
способствующей его разрешению.
[34, c.98].
В
исследовании И.А Колесниковой
конфликтная компетентность –
это специфический компонент
профессионально-педагогической компетентности.
Она представляет собой, интегральную
профессионально-личностную характеристику,
как готовность и способность
выполнять педагогические функции
в соответствии с принятыми
в социуме, в конкретно-исторический
момент нормами, стандартами и
требованиями. Конфликтная компетентность
- это освоение позиции партнёрства,
сотрудничества на фоне позитивного
овладения способами регуляции
поведения. По её мнению конфликтная
компетентность представляет собой
динамическое структурно-уровневое
образование, отражающее единство
содержательного, деятельностного
и личностного компонентов [2, c.71].
За основу
нашего исследования мы взяли
определение Б.И.Хасана.
По нашему
мнению, конфликтная компетентность
представляет собой умение удерживать
противоречие в продуктивной конфликтной
форме, тоесть способность к разрешению
конфликта.
Конфликтная
компетентность тесно связана
с конфликтологической компетентностью.
Конфликтологическую
компетентность М.М Кашапов, В.Т.
Зазыкин рассматривают как
когнитивно-регуляторную подсистему
профессионально значимой стороны
личности, включающую соответствующие
специальные знания и умения [7, c.93].
Конфликтологическая
компетентность – это способность
действующего лица (организации,
социальной группы, общественного
движения и т.д.) в реальном
конфликте осуществлять деятельность,
направленную на минимизацию деструктивных
форм конфликта [11, c.107].
Конфликтологическая
компетентность является одной
из важнейших общих характеристик
профессионализма, и, прежде всего,
в гуманитарных областях деятельности,
что позволяет рассматривать
ее как неотъемлемую составную
часть общей коммуникативной
компетентности, включающую в себя
осведомленность о диапазоне
возможных стратегий поведения
в конфликте и умение адекватно
реализовывать эти стратегии
в конкретной жизненной ситуации.
На основании этого в самом
общем виде можно определить
конфликтную компетентность как
умение удерживать противоречие
в продуктивной конфликтной форме,
способствующей его разрешению [11, с.118].
Понятие
«конфликтологическая компетентность»
не следует отождествлять с
понятием «конфликтная компетентность»,
ссылаясь при этом на исследования
Б.И.Хасана.
Таким
образом, сегодня конфликты –
повседневная реальность. Для эффективного
решения возникающих проблем
каждому человеку необходимо
усвоить определённый минимум
теоретических знаний и практических
навыков поведения в конфликтных
ситуациях, а также для разрешения
и преодоления конфликта необходимо формировать
конфликтную компетентность как умение
удерживать противоречие в продуктивной
конфликтной форме, способствующей разрешению
конфликта.
Как мы отмечали выше конфликтная
компетентность тесно связана с
конфликтологической компетентностью
- способностью лица находить способы
минимизации деструктивных форм
конфликта.
Но при этом понятие
«конфликтологическая компетентность»
не следует отождествлять с понятием
«конфликтная компетентность».
1.2. Конфликтная компетентность
и её основные психологические составляющие
Конфликтная
компетентность - это уровень развития
осведомленности о диапазоне
возможных стратегий поведения
в конфликте и умений реализовать
эти стратегии в конкретной жизненной
ситуации [34, c.76].
Конфликтная
компетентность - интегративное качество
личности, характеризующееся наличием
в своей структуре когнитивного,
мотивационного, регулятивного компонента
[34, c.85].
Данные компоненты
образуют целостную структуру
конфликтной компетентности, которая
обладает превентивной, прогностической,
конструктивной, рефлексивной и
коррекционной функциями, обеспечивающими
реализацию профилактических мер
в межличностном взаимодействии,
а также адекватное распознавание
и конструктивное разрешение личностью
конфликтов [34, c.93].
Конфликтная
компетентность как компетентность
в области межличностных отношений
является видом коммуникативной
компетентности, обладает ее существенными
качественными признаками: сложностью
структурной организации, имеющей
интегральный характер; связанностью
со структурой процесса коммуникации
и его эффективностью; динамичностью
структурных компонентов; возможностью
их совершенствования [55, c.45].
Базовым
качеством в структуре конфликтной
компетентности личности является
субъективный локус контроля
как показатель регулятивного
компонента данной компетентности.
Локус контроля - это качество, характеризующее
склонность человека Люди различаются
между собой тем, где они
локализуют контроль над значимыми
для себя событиями. Существуют
два крайних типа такой локализации,
или локуса контроля – интернальный
и экстернальный. В первом случае
человек считает, что происходящие
с ним события, прежде всего,
зависят от его личностных
качеств и являются закономерным
результатом его собственной
деятельности, Во втором случае
человек убежден, что его успехи
или неудачи являются результатом
таких внешних сил, как невезение,
случайность, давление окружающих людей
[46, c.37].
Основными
психологическими механизмами, обеспечивающими
взаимосвязь особенностей личности
и оптимального типа реагирования
в конфликте, являются механизмы
функциональной динамичности, реципрокности,
психологического соответствия [6, c.40].
Конфликт
- это такая специфическая организованность
деятельности, в которой противоречие
удерживается в процессе его
разрешения.
Отсюда следует, что для конфликтной
компетентности существуют два
уровня:
- первый
предусматривает способности к
распознаванию признаков случившегося
конфликта, его оформлению для
удержания воплощенного в нем
противоречия, и владение способами
регулирования для разрешения;
- второй
предусматривает умение проектировать
необходимые для достижения определенных
результатов конфликты и конструировать
их непосредственно в ситуациях
взаимодействия; владение способами
организации продуктивно ориентированного
конфликтного поведения участников
и сторон взаимодействия [58, c.93].
Полагая,
что конфликтная компетентность
является одной из важнейших
общих характеристик профессионализма,
и, прежде всего, в гуманитарных
областях деятельности, будем рассматривать
ее как неотъемлемую составную
часть общей коммуникативной
компетентности, включающую в себя
осведомленность о диапазоне
возможных стратегий поведения
в конфликте и умения адекватно
реализовывать эти стратегии
в конкретной жизненной ситуации.
На основании этого в самом
общем виде можно определить
конфликтную компетентность как
умение удерживать противоречие
в продуктивной конфликтной форме,
способствующей его разрешению [57, с.115].
Важнейшая
характеристика конфликтной компетентности
– субъектная позиция участника.
Она предполагает более или
менее адекватное видение динамики
сюжета конфликта, его возможные
последствия. Таким образом, субъектная
позиция в конфликте как показатель
компетентности это, прежде всего
рефлексивная культура, которая
предполагает, что человек способен
стать своеобразным посредником
самому себе в конфликте. Происходит
как бы раздвоение участника:
с одной стороны он непосредственно
вовлечен в конфликт, а с другой
– он же отслеживает себя
в конфликте, таким образом,
участвуя в нем опосредованно.
А отслеживание всех составляющих
конфликта – дело отнюдь не простое [58,
c.110].