Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом ефременко.docx

— 265.47 Кб (Скачать файл)

        Чтобы  предотвратить конфликт необходимо  формировать конфликтную компетентность  у детей, начиная с раннего  возраста.

       Сначала  определим понимание категории  компетентности.

        Общее  представление о компетентности  в профессиональных обсуждениях  последнего времени прямо связывают  с эффективностью деятельности  в трудах Томаса Ф. Гилберта, Дж. Равена, и др.

       Термины  "компетенция" и "компетентность" являются творческим преобразованием  английского термина competence. Сompetence происходит от латинского competentis - "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором  данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить  о чем-либо. Русскоязычная историко-правовая  интерпретация позволяла определить  компетенцию как область, в  которой надлежит разбираться,  и как то, что имеет определенные  границы, а компетентность –  как уровень способности конкретного  лица эффективно действовать в рамках компетенции [37, c.21].

          В. С. Безрукова под компетентностью  понимает «владение знаниями  и умениями, позволяющими высказывать  профессионально грамотные суждения, оценки, мнения». Компетентность  – это уровень умений личности, отражающий степень соответствия  определённой компетенции и позволяющий  действовать конструктивно в  изменяющихся социальных условиях [22, c.34].

        В  настоящее время понятие «конфликтная  компетентность» занимает одно  из центральных мест в философской,  социологической и психологической  науках и является широко распространенным. При этом сохраняется устойчивый  и все возрастающий интерес  к изучению различных аспектов  и форм конфликтной компетентности. Однако, несмотря на имеющиеся  в психологической науке исследования  социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A.B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И.Пригожин, Т.Н. Привалихина и  др.), посвященные рассмотрению данного  понятия, конфликтная компетентность  изучена все же в недостаточной  степени. Понимание конфликта  как интегральной характеристики  представляет собой методологическую  основу для данного вида компетентности [59, c.58].

        Анализ  состояния проблемы свидетельствует  о том, что, несмотря на определенный  уровень ее теоретической и  практической разработанности, сохраняет  свою актуальность вопрос о  проведении системных исследований  конфликтной компетентности личности. В современной социальной психологии  отсутствует единый исследовательский  подход к трактовке понятия  «конфликтная компетентность» и  определению ее структурных компонентов.  При этом не выявлены механизмы  соотношения этих компонентов  с функциями конфликтной компетентности. Требует дальнейшего изучения  и проблема выделения социально-психологических  качеств личности, составляющих  основу данной компетентности. Более  детального освещения требуют  вопросы о влиянии конфликтной  компетентности на продуктивность  профессиональной деятельности, о  механизмах и условиях ее реализации. Приобретает значимость проблема  определения технологий, способствующих  формированию данной компетентности  личности, а также оценки их  эффективности.

       Конфликтная  компетентность – одна из ведущих  характеристик личности, некоторой  конфликтной компетентностью обладает  практически любой человек. Являясь  неотъемлемой частью общей коммуникативной  компетентности, она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации [32, c.47].

Иными словами конфликтная  компетентность это умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной  форме, способствующей его разрешению.

         Конфликтная компетентность - устоявшийся  термин, который впервые был обоснован  в школе культурно-исторической  психологии Л.С.Выготского, в работах  Т.В.Ковшечниковой, А.-Н.Клермона, Ж.Пиаже,  Б.И.Хасана, Г.Д.Щедровицкого, др. Они  отмечают, что ядро образовательного  процесса - учебность — необходимо, неизбежно представляет собой  конфликтную ситуацию, в которой  конфликтная компетентность учителя  воплощается в выборе адекватной  образовательным целям стратегии,  и тем самым предопределяет  эффективность самого образовательного  процесса и в целом личностного  развития учителя и ученика.  В педагогических исследованиях  конфликтную компетентность рассматривают  Л.М.Митина, Л.А.Петровская и И.И.Рыданова.

      Важнейшая  характеристика конфликтной компетентности  – субъектная позиция участника.  Она предполагает более или  менее адекватное видение динамики  сюжета конфликта, его возможные  последствия. Таким образом, субъектная  позиция в конфликте как показатель  компетентности это прежде всего  рефлексивная культура, которая  предполагает, что человек способен  стать своеобразным посредником  самому себе в конфликте. Происходит  как бы раздвоение участника:  с одной стороны он непосредственно  вовлечен в конфликт, а с другой  – он же отслеживает себя  в конфликте, таким образом  участвуя в нем опосредованно.  А отслеживание всех составляющих  конфликта – дело отнюдь не простое [56, c.94].

       По мнению  Б.И.Хасана, конфликтная компетентность - это «умение разобраться, насколько  точно в конфликте представлены  именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешены»,  «умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [54, c.86].

       Л.А.Петровская  определяет конфликтную компетентность  как компетентность человека  в конфликтной ситуации, а   основными образующими конфликтной  компетентности считает: компетентность  участника в собственном Я  (Я-компетентность), в потенциале  другого участника (участников) и ситуационная компетентность [5, c.72].

       Конфликтная  компетентность является одной  из важнейших общих характеристик  профессионализма, и, прежде всего,  в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как  неотъемлемую составную часть  общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность  о диапазоне возможных стратегий  поведения в конфликте и умения  адекватно реализовывать эти  стратегии в конкретной жизненной  ситуации. На основании этого  в самом общем виде можно  определить конфликтную компетентность  как умение удерживать противоречие  в продуктивной конфликтной форме,  способствующей его разрешению.        [34, c.98].

        В  исследовании И.А Колесниковой  конфликтная компетентность –  это специфический компонент  профессионально-педагогической компетентности. Она представляет собой, интегральную  профессионально-личностную характеристику, как готовность и способность  выполнять педагогические функции  в соответствии с принятыми  в социуме, в конкретно-исторический  момент нормами, стандартами и  требованиями. Конфликтная компетентность - это освоение позиции партнёрства,  сотрудничества на фоне позитивного  овладения способами регуляции  поведения. По её мнению конфликтная  компетентность представляет собой  динамическое структурно-уровневое  образование, отражающее единство  содержательного, деятельностного и личностного компонентов [2, c.71].

       За основу  нашего исследования мы взяли  определение Б.И.Хасана.

     По нашему  мнению,  конфликтная компетентность представляет собой умение  удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, тоесть способность к разрешению конфликта.

       Конфликтная  компетентность тесно связана  с конфликтологической компетентностью.

      Конфликтологическую  компетентность М.М Кашапов, В.Т.  Зазыкин рассматривают  как   когнитивно-регуляторную подсистему  профессионально значимой стороны  личности, включающую соответствующие специальные знания и умения [7, c.93].

        Конфликтологическая  компетентность – это способность  действующего лица (организации,  социальной группы, общественного  движения и т.д.) в реальном  конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта [11, c.107].

        Конфликтологическая  компетентность является одной  из важнейших общих характеристик  профессионализма, и, прежде всего,  в гуманитарных областях деятельности, что позволяет рассматривать  ее как неотъемлемую составную  часть общей коммуникативной  компетентности, включающую в себя  осведомленность о диапазоне  возможных стратегий поведения  в конфликте и умение адекватно  реализовывать эти стратегии  в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом  общем виде можно определить  конфликтную компетентность как  умение удерживать противоречие  в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [11, с.118].

        Понятие  «конфликтологическая компетентность»  не следует отождествлять с  понятием «конфликтная компетентность»,  ссылаясь при этом на исследования  Б.И.Хасана.

        Таким  образом,  сегодня конфликты –  повседневная реальность. Для эффективного  решения возникающих проблем  каждому человеку необходимо  усвоить определённый минимум  теоретических знаний и практических  навыков поведения в конфликтных  ситуациях, а также для разрешения и преодоления конфликта необходимо формировать конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей разрешению конфликта.

Как мы отмечали выше конфликтная  компетентность тесно связана с  конфликтологической компетентностью - способностью лица находить способы  минимизации деструктивных форм конфликта.

Но при этом понятие  «конфликтологическая компетентность»  не следует отождествлять с понятием «конфликтная компетентность».

 

1.2. Конфликтная компетентность и её основные психологические составляющие       

          Конфликтная  компетентность - это уровень развития  осведомленности о диапазоне  возможных стратегий поведения  в конфликте и умений реализовать  эти стратегии в конкретной жизненной ситуации [34, c.76].

         Конфликтная  компетентность - интегративное качество  личности, характеризующееся наличием  в своей структуре когнитивного, мотивационного, регулятивного компонента [34, c.85].

        Данные компоненты  образуют целостную структуру  конфликтной компетентности, которая  обладает превентивной, прогностической,  конструктивной, рефлексивной и  коррекционной функциями, обеспечивающими  реализацию профилактических мер  в межличностном взаимодействии, а также адекватное распознавание  и конструктивное разрешение личностью конфликтов [34, c.93].

         Конфликтная  компетентность как компетентность  в области межличностных отношений  является видом коммуникативной  компетентности, обладает ее существенными  качественными признаками: сложностью  структурной организации, имеющей  интегральный характер; связанностью  со структурой процесса коммуникации  и его эффективностью; динамичностью структурных компонентов; возможностью их совершенствования [55, c.45].

         Базовым  качеством в структуре конфликтной  компетентности личности является  субъективный локус контроля  как показатель регулятивного  компонента данной компетентности. Локус контроля - это качество, характеризующее  склонность человека Люди различаются  между собой тем, где они  локализуют контроль над значимыми  для себя событиями. Существуют  два крайних типа такой локализации,  или локуса контроля  – интернальный  и экстернальный. В первом случае  человек считает, что происходящие  с ним события, прежде всего,  зависят от его личностных  качеств и являются закономерным  результатом его  собственной  деятельности, Во втором случае  человек убежден, что его успехи  или неудачи являются результатом  таких внешних сил, как невезение,  случайность, давление окружающих людей [46, c.37].

        Основными  психологическими механизмами, обеспечивающими  взаимосвязь особенностей личности  и оптимального типа реагирования  в конфликте, являются механизмы  функциональной динамичности, реципрокности, психологического соответствия [6, c.40].

         Конфликт - это такая специфическая организованность  деятельности, в которой противоречие  удерживается в процессе его  разрешения.

         Отсюда следует, что для конфликтной  компетентности существуют два  уровня:

         - первый  предусматривает способности к  распознаванию признаков случившегося  конфликта, его оформлению для  удержания воплощенного в нем   противоречия, и владение способами  регулирования для разрешения;

         - второй  предусматривает умение проектировать  необходимые для достижения определенных  результатов конфликты и конструировать  их непосредственно в  ситуациях  взаимодействия; владение способами  организации продуктивно ориентированного  конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия [58, c.93].

         Полагая,  что конфликтная компетентность  является одной из важнейших  общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных  областях  деятельности, будем рассматривать  ее как неотъемлемую составную  часть общей коммуникативной  компетентности, включающую в себя  осведомленность о  диапазоне  возможных стратегий поведения  в конфликте и умения адекватно  реализовывать эти стратегии  в конкретной жизненной ситуации. На основании  этого в самом  общем виде можно определить  конфликтную компетентность как  умение удерживать противоречие  в продуктивной конфликтной форме,  способствующей его разрешению [57, с.115].

         Важнейшая  характеристика конфликтной компетентности  – субъектная позиция участника.  Она предполагает более или  менее адекватное видение динамики  сюжета конфликта, его возможные  последствия. Таким образом, субъектная  позиция в конфликте как показатель  компетентности это, прежде всего  рефлексивная культура, которая  предполагает, что человек способен  стать своеобразным посредником  самому себе в конфликте. Происходит  как бы раздвоение участника:  с одной стороны он непосредственно  вовлечен в конфликт, а с другой  – он же отслеживает себя  в конфликте, таким образом,  участвуя в нем опосредованно.  А отслеживание всех составляющих  конфликта – дело отнюдь не простое [58, c.110].

Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии