Подросток сталкивается с
конфликтами в результате своих
противоречий не только дома с родителями,
но и в школе с одноклассниками,
и даже с учителями.
Для того чтобы подростку
научиться конструктивно выходить
их конфликтных ситуаций необходимо
формировать у него конфликтную
компетентность, тоесть умение удерживать
противоречие в продуктивной конфликтной
форме, способствующей его разрешению.
Помочь подростку в
развитие конфликтной компетентности
может школьный социальный педагог,
который в процессе своей социально-педагогической
деятельности сможет обучить подростков
находить оптимальные стратегии поведения
в конфликтной ситуации, обучить способам
урегулирования конфликтной ситуации,
сможет развить у них коммуникативные
умения.
Глава 2. Сущность
и специфика деятельности социального
педагога по развитию конфликтной компетентности
у подростков в современных условиях
2.1. Основные направления и стратегии
социально-педагогической деятельности
по развитию конфликтной компетентности
у подростков
Социально-педагогическая
деятельность по развитию конфликтной
компетентности среди подростков
является одной из основных
видов деятельности социального
педагога.
Разрешение конфликта представляет
собой многоступенчатый процесс,
включающий в себя: анализ и
оценку ситуации, выбор способа
разрешения конфликта, формирование
плана действий, его реализацию,
оценку эффективности своих действий
[29, с.83].
Для
диагностики и коррекции конфликтного
поведения у подростков в общеобразовательных
школах социальными педагогами
и психологами используются различные
методы профилактики и урегулирования
конфликтов (уклонение, сглаживание,
принуждение, компромисс и решение
проблемы). Они направлены на снижение,
а в идеальном случае - на искоренение
конфликтности у подростков [29, с.97].
В
практике школьного социального
педагога очень важен анализ
конфликтной ситуации. Инцидент, например,
можно заглушить путём «нажима»,
но в этом случае конфликтная
ситуация сохраняется, принимает
затяжную форму и отрицательно
влияет на работоспособность
коллектива
[30, с.34].
Для того чтобы результат работы
социального педагога с подростками,
склонным к конфликтам, был успешным,
необходимо развивать конфликтную
компетенцию по основным направлениям:
-проводить консультационную работу
с родителями и педагогами, направленную
на снятие провоцирующих факторов
конфликтного поведения у подростков;
-обучать
подростка конструктивным поведенческим
реакциям в проблемной ситуации,
снятие деструктивных элементов
в поведении;
-обучать
подростка техникам и способам
управления собственным гневом,
развитие контроля над деструктивными
эмоциями;
-проводить
работу по снижению уровня
личностной тревожности у подростков;
-формировать осознание собственных
эмоций и чувствдругих людей;
развитие эмпатии;
-развивать позитивную самооценку
у детей подросткового возраста;
-обучать ребенка отреагированию
(выражению) своего гнева приемлемым
способом, безопасным для себя
и окружающих, а также отреагированию
негативной ситуации в целом [33, с.79].
Работа с подростками по развитию
конфликтной компетентности должна
носить комплексный, системный
характер; сочетать в себе элементы
приемов и упражнений из разных
направлений коррекционной работы,
а также не должна быть эпизодической.
Работу
с подростками в рамках данных
направлений можно строить как
в индивидуальной форме, так
и в групповой.
Всем известно, что подростковый
возраст, этот тот возраст,
где встаёт проблема «отцов
и детей», поэтому существуют основные направления
профилактики конфликтов родителей и
детей:
1.Повышение педагогической культуры
родителей, позволяющей учитывать
возрастные психологические особенности
детей, их эмоциональные состояния.
2.Организация семьи на коллективных
началах. Общие перспективы, определенные
трудовые обязанности, традиции
взаимопомощи, совместные увлечения
служат основой выявления и
разрешения возникающих противоречий.
3.Подкрепление словесных требований
обстоятельствами воспитательного
процесса.
4. Интерес к внутреннему миру
детей, их заботам и увлечениям
[45, с.47].
Основные направления социально-педагогической
работы в школе по развитию
конфликтной компетентности у
подростков:
1. Диагностическое - выявление
социальных и личностных проблем
ребенка, изучение личности ребенка,
его индивидуальных особенностей,
особенности развития и воспитания
ребенка, систематизация полученной
информации;
2. Прогностическое - программирование
и прогнозирование на основе
анализа социально-педагогической
ситуации процесса воспитания
и развития личности; проектирование
личности ребенка, определение
перспектив процесса саморазвития
и самовоспитания личности;
3. Посредническое - помощь в координации
направлена на активизацию различных
ведомств и служб по совместному
разрешению проблемы конкретной
семьи и положения конкретного
ребенка в ней, помощь в информировании
направлена на обеспечение семьи
информацией по вопросам социальной
защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут
касаться как жилищного, семейно-брачного,
трудового, гражданского, пенсионного
законодательства, прав детей, женщин,
инвалидов, так и проблем, которые
существуют внутри семьи;
4.Коррекционно-реабилитационное– осуществление
социотерапевтической помощи нуждающимся,
коррекция асоциального поведения детей
и подростков, стилей семейного воспитания,
межличностных отношений; усиление позитивных
влияний и нейтрализация или переключение
негативных влияний социальной среды;
помощь ребенку в адаптации и социальной
реабилитации;
5. Предупредительно-профилактическое
- своевременное выявление и
предупреждение фактов отклоняющегося
поведения подростков, проведение профилактической
работы [49, с.48];
В
качестве важного направления
деятельности социального педагога
по развитию конфликтной компетентности
является работа по развитию
коммуникативных навыков и умений
у подростков. Но и необходимо
развивать коммуникативные навыки
и умения и у самих педагогов.
В.М.Афонькова утверждает, что успешность
педагогического вмешательства
в конфликты учащихся зависит
от позиции социального педагога.
Выделяют основные позиции
социального педагога:
-позиция авторитарного вмешательства
в конфликт – педагог, не
будучи убежден, что конфликт
– это всегда плохо и что
с ним надо бороться, старается
подавить его;
-позиция нейтралитета – педагог
старается не замечать и не
вмешиваться в столкновения, возникающие
среди воспитанников;
-позиция избежания конфликта
– педагог убежден, что конфликт
– показатель его неудач в
воспитательной работе с детьми
и возникает из-за незнания, как
выйти из создавшейся ситуации;
-позиция целесообразного вмешательства
в конфликт – педагог, опираясь
на хорошее знание коллектива
воспитанников, соответствующие
знания и умения, анализирует
причины возникновения конфликта,
принимает решение либо подавить
его, либо дать возможность
развиться до определенного предела.
Действия педагога в этой позиции
позволяют контролировать конфликт
и управлять им [35, с.83].
В
качестве одного из направлений
социально-педагогической деятельности
по развитию конфликтной компетентности
у современных подростков является
– медиаторство, тоесть содействие
третьей стороны двум или более другим
в поисках соглашения в спорной или конфликтной
ситуации.
Существует
высокоавторитарный стиль (судья
или арбитр) медиаторства выгоден,
если требуется быстрое решение;
если конфликт длителен, позиции
сторон определены, но они не
могут найти взаимоприемлемое
решение. Он также эффективен
при ужесточении конфликта, его
нагруженности эмоциями. После того
как участники "остынут", возможно
применение менее авторитарных стилей.
При доверии оппонентов к третьей стороне
авторитарный стиль воспринимается легче.
Наличие у участников навыков обсуждения
проблем повышает эффективность неавторитарного
стиля (посредник или помощник) (А.Я.Анцупов,
А.И. Шипилов) [47, с.69].
Другой
подход, которого придерживаются
авторы, заключается в том, что
социальному педагогу необходимо
уметь гибко применять все
типы медиаторства. Основными для
социального педагога являются
роль посредника, а дополнительными
- роли судьи, помощника и наблюдателя
[41, с.85].
При
взаимодействии с участниками
конфликта социальный педагог
может использовать следующие тактики посреднического
поведения:
-поочерёдное
выслушивание на совместной встрече
применяется для уяснения ситуации
в период острого конфликта;
-сделка:
посредник стремится вести переговоры
с участием обеих сторон, делая
основной упор на принятии
компромиссного решения;
-челночная
дипломатия: посредник разделяет
конфликтующие стороны и постоянно
курсирует между ними, обсуждая
аспекты соглашения;
-давление
на одного из участников конфликта:
большую часть времени «судья»
посвящает работе с одним из
участников конфликта, доказывая
ошибочность его позиции. В
конце концов, участник идёт на
уступки;
-директивная
тактика: акцентирование внимания
на слабых моментах в позициях
оппонентов, ошибочности их действий
по отношению друг к другу.
Цель-склонение сторон к примирению [51,
с.115.]
Согласно
Н.В Гришиной, ключевым в деятельности
социального педагога является
создание новой ситуации в
отношениях сторон, способствующей
урегулированию существующего между
ними конфликта [10, с.55].
Существенную
помощь социальному педагогу
может оказать прогнозирование
ответных реакций и действий
учеников в конфликтных ситуациях.
На это указывали многие педагоги-исследователи
(Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова,
М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и
др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо
вынужденно примеряться, приспосабливаться
к ситуации, либо сознательно и целенаправленно
влиять на нее, т.е. творить новое.
По мнению Л.Ф.Спирина, педагог,
включаясь в педагогическую ситуацию,
связанную с конфликтом должен
выявить объект и субъект и
охарактеризовать их; вскрыть воспитательные
отношения и их развитие; определить
задачу, возникшую перед субъектом
воспитания и намеченную цель;
дать характеристику последовательных
этапов педагогической деятельности
в процессе решения задачи
и на основе проведения анализа
предложить свой вариант решения [13, с.78].
Методикой или стратегией урегулирования
конфликтов необходимо владеть каждому
педагогу. С методикой следует ознакомить
педагогов школы посредством проведения
учёбы.
Существуют основные этапы урегулирования
конфликта:
Этап 1. Психологическая подготовка
к урегулированию конфликта.
Этап 2. Определение истинной проблемы,
вызвавшей конфликт.
Этап 3. Поиски возможных вариантов
решения конфликта.
Этап 4. Разработка и выбор вариантов
решения конфликта.
Этап 5.Процесс урегулирования конфликта
Этап 6. Завершение процесса урегулирования
конфликта.
Таким образом, завершение конфликта
представляет собой прекращение
его по любым причинам. Основными
формами завершения конфликта
являются: разрешение, урегулирование,
затухание, устранение
[40, с.105].
При возникновении
напряжения в общении необходимо:
-проявлять
естественное внимание к собеседнику,
доброжелательность, терпимость, дружелюбие;