Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом ефременко.docx

— 265.47 Кб (Скачать файл)

 

Выводы по второй главе

        Социально-педагогическая  деятельность по развитию конфликтной  компетентности среди подростков  является одной из основных  видов деятельности социального  педагога.

        Развитие  конфликтной компетентности - это  сложный процесс, который требует  от социального педагога, психолога  большой подготовки в этом  вопросе. Для того чтобы сформировать  у подростков конфликтную компетентность  социальному педагогу нужно приложить  как можно больше усилий.

        Формируя  конфликтную компетентность, он должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка.

        Также  немало важную роль играет  и работа с родителями, а прежде  всего консультационная работа с ними.

         Социальный педагог может выступать медиатором при разрешении конфликтов среди подростков.

         По результатам исследования  было выявлено, что в МБОУ СОШ № 35 результаты уровня сформированности конфликтной компетентности намного выше, чем в МБОУ СОШ №6, где заметно наблюдаются проблемы у подростков с формированием уровня конфликтоустойчивости, с выбором стратегии поведения в конфликтной компетентности, с способом регулирования конфликтов и уровнем  сформированности коммуникативных умений.

        Нами  была предложена программа по развитию конфликтной компетентности у подростков, которая развивает навыки бесконфликтного поведения, а также помогает выбрать оптимальные стратегии поведения в конфликте, если подросток уже попал в конфликтную ситуацию.

      Предлагаемую  программу, мы проводили в экспериментальной группе, в рамках реализации коррекционно-развивающей программы «Школа примирения» под руководством психолога школы.

 

Заключение

          В настоящее время проблема  конфликта и конфликтной компетентности  стала одной из важнейших проблем  нашего общества.

          Конфликтная компетентность - устоявшийся  термин, который впервые был обоснован  в школе культурно-исторической  психологии Л.С.Выготского, в работах  Т.В.Ковшечниковой, А.-Н.Клермона, Ж.Пиаже,  Б.И.Хасана, Г.Д.Щедровицкого.

         Сегодня  «конфликтная компетентность»  занимает одно из центральных  мест в философской, социологической  и психологической науках и  является широко распространенным. При этом сохраняется устойчивый  и все возрастающий интерес  к изучению различных аспектов  и форм конфликтной компетентности. Однако, несмотря на имеющиеся  в психологической науке исследования  социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A.B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И.Пригожин, Т.Н. Привалихина и  др.), посвященные рассмотрению данного  понятия, конфликтная компетентность  изучена все же в недостаточной  степени. Понимание конфликта  как интегральной характеристики  представляет собой методологическую  основу для данного вида компетентности.

В качестве психологических  составляющих конфликтной компетентности личности являются:

    -гибкий индивидуальный  стиль управления (стабильные индивидуально-психологические  способы приема и переработки  информации);

         -особый когнитивный стиль, который  включает в себя:

         а) видение не только явного, но и скрытого в выполняемой  деятельности, и в конкретной  ситуации;

         б) видение впрок (заметить  то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра);

          в) видение перспективы (выявление  нового, позитивного, того, на что  можно опереться).

         -творческое мышление  (один из  видов мышления, характеризующийся  созданием субъективно нового  продукта и новообразованиями  в самой познавательной деятельности  по его созданию. Эти новообразования  касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление  отличают от процессов применения  готовых знаний и умений, называемых  репродуктивным мышлением);

          -открытость,

           -конфликтоустойчивость (специфическое  проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально  организовать свое поведение  в трудных ситуациях социального  взаимодействия, бесконфликтно решать  возникшие проблемы в отношениях  с др. людьми.);

          -овладение эмоциями;

          -уточнение своих пожеланий и  возможностей;

          -установка на сотрудничество;

           -рефлексивная культура;

           -культура саморегуляции; 

           -коммуникативные умения;

           -сензитивность.

         Переход к подростковому возрасту  характеризуется глубокими изменениями  условий, влияющих на личностное  развитие ребенка. В этот период  у подростка происходит формирование  мировоззрения, нравственных убеждений,  принципов и идеалов, системы  одиночных убеждений, формирование  самосознания, потребности осознать  себя как личность.       Важной особенностью самосознания  подростка является противоречие  между потребностью познать себя  и недостаточным умением правильно  анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах.Поэтому важно развивать конфликтную компетентность именно в подростковом возрасте.

        Социально-педагогическая  деятельность по развитию конфликтной  компетентности среди подростков  является одной из основных  видов деятельности социального  педагога.

        Работа  с подростками по развитию  конфликтной компетентности должна  носить комплексный, системный  характер; сочетать в себе элементы  приемов и упражнений из разных  направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической.

         Существуют основные направления,  методы и приёмы по развитию  конфликтной компетентности, а также  основные стратегии поведения  в конфликте.

Для подтверждения гипотезы  исследования о том что,уровень развития конфликтной компетентности у современных подростков определяется следующим: степенью овладением способами регуляции поведения; умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации; уровнем развития коммуникативных умений; мы провели исследование, которое состояло из трёх этапов, в МБОУ СОШ № 35 и № 6, с учащимися 8 класса, в возрасте от 14 до 15 в количестве 18 человек. Нами были использован ряд диагностических методик.

  С помощью исследования нам удалось выявить, что необходима работа социального педагога, который с помощью основных методов и приёмов, сформирует у подростков конфликтную компетентность.

        Также  мы предложили и провели на  втором формирующем этапе программу,  направленную на развитие конфликтной  компетентности у подростков.

Таким образом, мыподтвердили  гипотезу нашего исследования, и ещё  раз доказали, что тема нашего исследования является актуальной.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С.Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст] / Г.С Абрамова– М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, - 80с.

2.Анцупов, А.Я. Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный       подход [Текст] / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004, - 65с.

3.  Авксеньтьев, В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч [Текст] / В.А. Авксеньтьев – М.: «Академия», 2000, -54 с.

4.Анцупов, А.Я. Шипилов, А.И.Конфликтология: учебник для ВУЗов [Текст]/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004, - 70 с.

5.  Башкин, М.В. Конфликтная  компетентность личности: диссерт.  … канд. психол. наук. – Ярославль, 2009,  с.90-127.

6.  Бородкин, Ф. М., Коряк, И. М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, И.М. Коряк – Новосибирск: , 2001, 35-56с.

7. Войтова, С.Л., Зубат, Е.Н. Конфликтология [Текст] / С.Л. Войтова, Е.Н. Зубат – С-Петербург: СПб, 2000, - 85с.

8. Ворожейкин, И.Е.. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К.Конфликтология: учебник [Текст] / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов – М.: ИНФРА – М, 2000, 54 -70с.

9.  Галустова, О.В.Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / О.В. Галустова – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006, - 32с.

10.  Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина – М.: Просвещение, 2003. 45 – 75с.

11. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. “ЭКСМО”,2001.-105-130с.

12. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2000. № 5 - 20-38с.

13.  Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. № 4. – 78с.

14. Данакин, И.С., Дятченко, Л.Я., Сперанский В.И.Конфликты и технология их предупреждения [Текст] / И.С.Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский – Белгород: Белгородский центр социальных технологий, 2000, -70с.

15.  Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное [Текст] / А.В.Дмитриев. – М.: Гардарики, 2002, -75с.

16. Дмитриев,А.В. Конфликтология: учебное пособие [Текст] / А.В.Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000, - 71с.

17. Ершов, А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение [Текст] / А.А. Ершов - М.: Просвещение, 2000, 50-79с.

18. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций [Текст]/ Д.П. Зеркин Ростов-на-Дону: Феникс,2000, - 66с.

19. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов – М.: Просвещение, 2003, -72с.

20.  Иванова, В.Ф. Социология и психология конфликтов [Текст] / В.Ф. Иванова - М.: ИНФРА - М, 2000, - 55с.

21.  Кибанов, А.Я. Конфликтология [Текст] /А.Я.Кибанов – М.: ИНФРА-М, 2006, - 40с.

22. Куницина, В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность [Текст] / В.Н. Куницина – СПб.: СпбГУ, 2007, - 23с.

23. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А.Крутецкий – М.: Просвещение, 2002, -71с.

24. Леонов, Н.И. Соотношение конфликтной и конфликтологической компетентностей // Социальный мир человека. – Вып.3. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров», 24-25 июня 2010г. – Часть II: Прикладная социальная психология. / Под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: 2010, С.35-60.

            25.  Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение [Текст] / Н.И. Леонов – СПб: Питер, 2005, - 78 с.

           26. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты [Текст] / Э.Э. Линчевский – М.: Экономика, 2000. 60-94с.

27. Мириманова, М.С.Конфликтология: учебник для студентов [Текст] /  М.С. Мириманова – Минск: «ТетраСистемс». 2001, 64с.

           28. Новопашина, Л.А. К вопросу о ведущей деятельности в подростковом периоде// Журнал практического психолога, №3, 2004, 12-41с.

           29. Никитина, Л. Содержание работы  социального педагога в образовательном  учреждении. //Воспитание школьников. - 2001. - № 1.

           30.   Никитина, Л.Е.. Социальный  педагог в учреждениях образования (модель и методика работы) [Текст] / Л.Никитина - М., 2001, 31-100с.

           31. Олейник, А.Н. Основы конфликтологии [Текст] / А.Н.Олейник - М.: «Академия», 2000, 34-79с.

           32. Пашкова, О. В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002, с. 25-50.

33. Покусаев, В.Н.Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе [Текст] /В.Н. Покусаев  – Волгоград: Перемена. 2001,

-79с.

34. Растянников, А.В., Степанов  С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное  развитие компетентности в совместном творчестве [Текст] / А.В. Растянников, С.Ю. Степанов, Д.В. Ушаков. - М., 2002, - 60-100с.

35. Российская энциклопедия  социальной работы. / Под ред. А.М.  Панова, Е.И. Холостовой: В 2-х ч. - М., 2003, -83с.

36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / C.Л.Рубинштейн  – М., 2001, 45- 97с.

37. Рыбина, Е. В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. - 2006. -№1. - Том 12. – с.15-21.

38.  Сафьянов, В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. [Текст] / В.И.Сафьянов - М.: Просвещение, 2000, - 65с.

39.  Сергоманов, П.А., Васильева, Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте// Журнал практического психолога, №3, 2004, 23-50с.

40. Скотт, Дж. Г. . Способы разрешения конфликтов [Текст] / Г.Дж. Скотт – С-Петербург: СПб., 2000, 83-120с.

41.  Сластенин, В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия. //Теория и практика социальной работы: В 2-х т. Т. 2. М.; Тула. – 2003, 23-87с.

42. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков- М.: Школьная Пресса, 2000, 35-98с.

43.  Словарь по социальной  педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. /Автор-составитель  Л.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр  «Академия», 2002, -97с.

44.  Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова - Абакан, ХГУ,2005, 45-76с.

45. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова –   Ростов-на-Дону : Феникс, 2005, -47с.

Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии