Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат
Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
Выводы по второй главе
Социально-педагогическая
деятельность по развитию
Развитие
конфликтной компетентности - это
сложный процесс, который
Формируя конфликтную компетентность, он должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка.
Также немало важную роль играет и работа с родителями, а прежде всего консультационная работа с ними.
Социальный педагог может
По результатам исследования было выявлено, что в МБОУ СОШ № 35 результаты уровня сформированности конфликтной компетентности намного выше, чем в МБОУ СОШ №6, где заметно наблюдаются проблемы у подростков с формированием уровня конфликтоустойчивости, с выбором стратегии поведения в конфликтной компетентности, с способом регулирования конфликтов и уровнем сформированности коммуникативных умений.
Нами была предложена программа по развитию конфликтной компетентности у подростков, которая развивает навыки бесконфликтного поведения, а также помогает выбрать оптимальные стратегии поведения в конфликте, если подросток уже попал в конфликтную ситуацию.
Предлагаемую программу, мы проводили в экспериментальной группе, в рамках реализации коррекционно-развивающей программы «Школа примирения» под руководством психолога школы.
Заключение
В настоящее время проблема
конфликта и конфликтной
Конфликтная компетентность - устоявшийся
термин, который впервые был обоснован
в школе культурно-
Сегодня «конфликтная
В качестве психологических составляющих конфликтной компетентности личности являются:
-гибкий индивидуальный
стиль управления (стабильные индивидуально-
-особый когнитивный стиль,
а) видение не только явного, но и скрытого в выполняемой деятельности, и в конкретной ситуации;
б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра);
в) видение перспективы (
-творческое мышление (один из
видов мышления, характеризующийся
созданием субъективно нового
продукта и новообразованиями
в самой познавательной
-открытость,
-конфликтоустойчивость (
-овладение эмоциями;
-уточнение своих пожеланий и возможностей;
-установка на сотрудничество;
-рефлексивная культура;
-культура саморегуляции;
-коммуникативные умения;
-сензитивность.
Переход к подростковому
Социально-педагогическая
деятельность по развитию
Работа
с подростками по развитию
конфликтной компетентности
Существуют основные
Для подтверждения гипотезы исследования о том что,уровень развития конфликтной компетентности у современных подростков определяется следующим: степенью овладением способами регуляции поведения; умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации; уровнем развития коммуникативных умений; мы провели исследование, которое состояло из трёх этапов, в МБОУ СОШ № 35 и № 6, с учащимися 8 класса, в возрасте от 14 до 15 в количестве 18 человек. Нами были использован ряд диагностических методик.
С помощью исследования нам удалось выявить, что необходима работа социального педагога, который с помощью основных методов и приёмов, сформирует у подростков конфликтную компетентность.
Также
мы предложили и провели на
втором формирующем этапе
Таким образом, мыподтвердили гипотезу нашего исследования, и ещё раз доказали, что тема нашего исследования является актуальной.
Список литературы
1. Абрамова, Г.С.Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст] / Г.С Абрамова– М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, - 80с.
2.Анцупов, А.Я. Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход [Текст] / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004, - 65с.
3. Авксеньтьев, В.А. Этническая конфликтология: В 2 ч [Текст] / В.А. Авксеньтьев – М.: «Академия», 2000, -54 с.
4.Анцупов, А.Я. Шипилов, А.И.Конфликтология: учебник для ВУЗов [Текст]/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004, - 70 с.
5. Башкин, М.В. Конфликтная компетентность личности: диссерт. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2009, с.90-127.
6. Бородкин, Ф. М., Коряк, И. М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, И.М. Коряк – Новосибирск: , 2001, 35-56с.
7. Войтова, С.Л., Зубат, Е.Н. Конфликтология [Текст] / С.Л. Войтова, Е.Н. Зубат – С-Петербург: СПб, 2000, - 85с.
8. Ворожейкин, И.Е.. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К.Конфликтология: учебник [Текст] / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов – М.: ИНФРА – М, 2000, 54 -70с.
9. Галустова, О.В.Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / О.В. Галустова – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006, - 32с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина – М.: Просвещение, 2003. 45 – 75с.
11. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. “ЭКСМО”,2001.-105-130с.
12. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2000. № 5 - 20-38с.
13. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. № 4. – 78с.
14. Данакин, И.С., Дятченко, Л.Я., Сперанский В.И.Конфликты и технология их предупреждения [Текст] / И.С.Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский – Белгород: Белгородский центр социальных технологий, 2000, -70с.
15. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное [Текст] / А.В.Дмитриев. – М.: Гардарики, 2002, -75с.
16. Дмитриев,А.В. Конфликтология: учебное пособие [Текст] / А.В.Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000, - 71с.
17. Ершов, А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение [Текст] / А.А. Ершов - М.: Просвещение, 2000, 50-79с.
18. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций [Текст]/ Д.П. Зеркин Ростов-на-Дону: Феникс,2000, - 66с.
19. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов – М.: Просвещение, 2003, -72с.
20. Иванова, В.Ф. Социология и психология конфликтов [Текст] / В.Ф. Иванова - М.: ИНФРА - М, 2000, - 55с.
21. Кибанов, А.Я. Конфликтология [Текст] /А.Я.Кибанов – М.: ИНФРА-М, 2006, - 40с.
22. Куницина, В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность [Текст] / В.Н. Куницина – СПб.: СпбГУ, 2007, - 23с.
23. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А.Крутецкий – М.: Просвещение, 2002, -71с.
24. Леонов, Н.И. Соотношение конфликтной и конфликтологической компетентностей // Социальный мир человека. – Вып.3. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров», 24-25 июня 2010г. – Часть II: Прикладная социальная психология. / Под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: 2010, С.35-60.
25. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение [Текст] / Н.И. Леонов – СПб: Питер, 2005, - 78 с.
26. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты [Текст] / Э.Э. Линчевский – М.: Экономика, 2000. 60-94с.
27. Мириманова, М.С.Конфликтология: учебник для студентов [Текст] / М.С. Мириманова – Минск: «ТетраСистемс». 2001, 64с.
28. Новопашина, Л.А. К вопросу о ведущей деятельности в подростковом периоде// Журнал практического психолога, №3, 2004, 12-41с.
29. Никитина, Л. Содержание работы
социального педагога в
30. Никитина, Л.Е.. Социальный
педагог в учреждениях
31. Олейник, А.Н. Основы конфликтологии [Текст] / А.Н.Олейник - М.: «Академия», 2000, 34-79с.
32. Пашкова, О. В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002, с. 25-50.
33. Покусаев, В.Н.Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе [Текст] /В.Н. Покусаев – Волгоград: Перемена. 2001,
-79с.
34. Растянников, А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве [Текст] / А.В. Растянников, С.Ю. Степанов, Д.В. Ушаков. - М., 2002, - 60-100с.
35. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой: В 2-х ч. - М., 2003, -83с.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / C.Л.Рубинштейн – М., 2001, 45- 97с.
37. Рыбина, Е. В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. - 2006. -№1. - Том 12. – с.15-21.
38. Сафьянов, В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. [Текст] / В.И.Сафьянов - М.: Просвещение, 2000, - 65с.
39. Сергоманов, П.А., Васильева, Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте// Журнал практического психолога, №3, 2004, 23-50с.
40. Скотт, Дж. Г. . Способы разрешения конфликтов [Текст] / Г.Дж. Скотт – С-Петербург: СПб., 2000, 83-120с.
41. Сластенин, В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия. //Теория и практика социальной работы: В 2-х т. Т. 2. М.; Тула. – 2003, 23-87с.
42. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков- М.: Школьная Пресса, 2000, 35-98с.
43. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. /Автор-составитель Л.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002, -97с.
44. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова - Абакан, ХГУ,2005, 45-76с.
45. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005, -47с.
Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии