Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом ефременко.docx

— 265.47 Кб (Скачать файл)

          В целом в качестве психологических  составляющих конфликтной компетентности  личности являются:

         -гибкий  индивидуальный стиль управления (стабильные индивидуально-психологические  способы приема и переработки  информации);

         -особый  когнитивный стиль, который включает  в себя:

         а) видение  не только явного, но и скрытого  в выполняемой деятельности, и  в конкретной ситуации;

        б) видение  впрок (заметить то, что сегодня  не востребовано, но может пригодиться  завтра);

         в) видение  перспективы (выявление нового, позитивного,  того, на что можно опереться).

          -творческое  мышление  (один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно  нового продукта и новообразованиями  в самой познавательной деятельности  по его созданию. Эти новообразования  касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление  отличают от процессов применения  готовых знаний и умений, называемых  репродуктивным мышлением);

         -открытость,

         -конфликтоустойчивость  (специфическое проявление психологической  устойчивости, способность человека  оптимально организовать свое  поведение в трудных ситуациях  социального взаимодействия, бесконфликтно  решать возникшие проблемы в отношениях с др. людьми);

         -овладение  эмоциями;

         -уточнение  своих пожеланий и возможностей;

         -установка  на сотрудничество;

         -рефлексивная  культура;

         -культура  саморегуляции; 

         -коммуникативные  умения;

         -сензитивность.

         Рассмотрим  подробнее такие состовляющие  конфликтной компетнтности личности  как  конфликтоустойчивость, и  рефлексивную культуру.

          Как  вид психологической устойчивости  конфликтоустойчивость  имеет  свою структуру, которая включает  эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный  компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики, и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным

состоянием в трудных ситуациях  взаимодействия, способности открыто  выражать свои эмоции без оскорбления  личности оппонента, не переходить в  депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша  в нем.

         Волевой компонент конфликтоучтойчивости понимается как способность личности к мобилизации сил в ситуации взаимодействия, к сознательному управлению своим поведением и психическим состоянием. Волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласие с др., самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент-это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и последствия; способность быстро принимать правильные решения; выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент - состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместное разрешение противоречия, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

           Рефлексивная  культура в конфликте включает, наряду с готовностью и умением  обращаться к исследованию собственного  психологического потенциала, также  и умение реконструировать компоненты  психологического обмена своих  партнеров и конфликтной ситуации. Именно рефлексивно - эмпатийная  позиция обеспечивает децентрацию  в отношениях, позволяя смотреть  на ситуацию конфликта не только  с «собственной колокольни».

         Развитие  рефлексивной культуры, освоение  позиций партнерства, сотрудничество  развивает творческий потенциал,  ибо невозможно запрограммировать  и предвидеть все многообразие реальных ситуаций

[59, c.85].

         О наличие или отсутствие конфликтной  компетентности свидетельствуют  стили поведения в конфликте:

         - приспособление - предполагает готовность субъекта  поступиться своими интересами  с целью сохранения взаимоотношений,  которые ставятся выше предмета  и объекта разногласий; 

         -компромисс - требует уступок с обеих сторон  до той степени, когда путем  взаимных уступок находится приемлемое  решение для противостоящих сторон;

         -сотрудничество - предполагает совместное выступление  сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются  правомерными различные взгляды  на проблему. Эта позиция дает  возможность понять причины разногласий  и найти выход из кризиса,  приемлемый для противостоящих  сторон без ущемления интересов  каждой из них;

          - ассертивное  поведение-такое поведение предполагает  способность человека отстаивать  свои интересы и добиваться  своих целей, не ущемляя интересов  других людей. Оно направлено  на то, чтобы реализация собственных  интересов являлась условием  реализации интересов взаимодействующих  субъектов. Ассертивность - это  внимательное отношение, как к  себе, так и к партнеру. Ассертивное  поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком [52, c.71].

          Все  названные стили поведения могут  быть как спонтанными, так и  сознательно используемыми для  достижения желаемых результатов  при разрешении  межличностных  конфликтов.

          Конфликтная  компетентность позволяет оптимально  взаимодействовать с личностями  конфликтного типа.

         Конфликтная компетентность подразумевает   свободное овладение принципами  управления конфликтами, они включают  в себя:

- принцип понимания - осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потенциально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потенциальных условиях возникновения конфликтов и фазах развития конфликта;

         - принцип предвидения - прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.

[5, c.115].

Основные стратегии  управления конфликтом являются важной составляющей конфликтной компетентности. Рассмотрим основные стратегии:

-стратегия предотвращения конфликтов, предполагающая следующие основные  действия: устранить реальный предмет  конфликта; привлечь в качестве  арбитра независимое незаинтересованное  лицо с готовностью подчиниться  его решению; сделать так, чтобы  один из конфликтующих отказался  от предмета конфликта в пользу  другого; 

        -стратегия  подавления конфликта (применяется  в отношении конфликтов в необратимо  деструктивной форме и к беспредметным  конфликтам), предполагающая: целенаправленно  и последовательно сократить  количество конфликтующих; разработать  систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют возникновению конфликтных взаимоотношений (например, развести конфликтующих по разным участкам работы или по разным сменам);

          -стратегии  отсрочки (как временные меры, помогающие  ослабить конфликт до момента,  когда созреют условия для  разрешения конфликта). Главное в  данной стратегии - изменить отношение  одного из конфликтующих к  другому (по принципу: "Раз силы  стали неравными, то конфликтовать  бесполезно…"). Стратегия отсрочки  часто предполагает также следующие  действия: изменить силу одного  или обоих конфликтующих в  воображении противоположной стороны;  уменьшить или увеличить роль  и место одного из конфликтующих  в воображении другого; изменить  представление конфликтующего о  самой конфликтной ситуации (об  условиях конфликта, взаимоотношениях  людей и т.п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта  в воображении конфликтующих  и тем самым сделать его  менее опасным (снизить или  повысить ценность объекта конфликта  и тем самым сделать его  соответственно ненужным или недостижимым) [3, c.54].

         О.В Пашкова  предложила модель конфликтной компетентности, состоящую из трёх блоков:

         1. базовый  блок – личностные качества (адекватная  самооценка, высокий уровень самоконтроля, креативность);

         2. когнитивный  компонент – наличие знаний  о способах конструктивного разрешения  конфликта и его профилактики;

          3. поведенческий  компонент – выбор оптимальной  стратегии поведения в конфликтной компетентности [18, c.66].

          Конфликтную  компетентность можно рассмотреть  как жизненный опыт столкновения  и решения конфликтов (внутриличностных, межличностных, групповых), в которой  входят и личностные качества, которые развиваются в процессе сопротивления и устойчивости к негативному влиянию конфликта, и когнитивные составляющие и стратегии поведения в конфликте, соответствующие ситуациям [59, c.89].

          Таким  образом, конфликтная компетентность  предполагает свободное овладение  стратегиями управления конфликтной  ситуацией, высокий уровень саморегуляции  и ассертивных качеств личности, конфликтоустойчивость, установку  на сотрудничество и кооперацию, развитие коммуникативных умений, рефлексивную культуру личности.

 

1.3. Особенности проявления конфликтности в подростковом возрасте

          Подростковый возраст - это возраст  самоутверждения среди сверстников,  протеста и бунта против старших,  возраст сильных эмоций и переживаний.  Основным новообразованием этого  возраста является становление  нового, ещё достаточно неустойчивого  самосознания, изменение  Я-концепций  , попытки понять самого себя  и свои возможности. Развитие  на данном этапе идёт быстрыми  темпами, особенно много изменений  наблюдается в формирование личности [17, c.59].

Согласно, периодизации Л.С. Выготского подростковый возраст находится в границах между 13-17 лет [42, c.27].

           Изучением подросткового  возраста  занимались такие психологи как:  Л.И. Божович,  С.Холл, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, К. Левин, А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С.  Мерлин, Я.Л. Коломенский, М.И Рожков, и многие другие.

         Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка  отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».  В них зафиксирована сложность  и важность происходящих в  этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой

[42, c.46].

          Переход от детства к взрослости  составляет основное содержание  и специфическое отличие всех  сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного,  социального.

          По всем направлениям происходит  становление качественно новых  образований, появляются элементы  взрослости в результате перестройки  организма, самосознания, отношений  с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

          Главная особенность подростка  - личностная нестабильность. В подростковом  возрасте могут впервые возникать  или заметно обостряться разного  рода патологические реакции,  связанные с развитием психических  (а иногда и соматических) заболеваний  или значительными затруднениями  процесса формирования личности. Переходный возраст предъявляет  совокупность условий, в высшей  степени благоприятствующих как  внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению  внутренних конституционных задатков  и предрасположений, которые до  того находились в латентном состоянии [39, c.47].

Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии