В целом в качестве психологических
составляющих конфликтной компетентности
личности являются:
-гибкий
индивидуальный стиль управления
(стабильные индивидуально-психологические
способы приема и переработки
информации);
-особый
когнитивный стиль, который включает
в себя:
а) видение
не только явного, но и скрытого
в выполняемой деятельности, и
в конкретной ситуации;
б) видение
впрок (заметить то, что сегодня
не востребовано, но может пригодиться
завтра);
в) видение
перспективы (выявление нового, позитивного,
того, на что можно опереться).
-творческое
мышление (один из видов мышления,
характеризующийся созданием субъективно
нового продукта и новообразованиями
в самой познавательной деятельности
по его созданию. Эти новообразования
касаются мотивации, целей, оценок,
смыслов. Творческое мышление
отличают от процессов применения
готовых знаний и умений, называемых
репродуктивным мышлением);
-открытость,
-конфликтоустойчивость
(специфическое проявление психологической
устойчивости, способность человека
оптимально организовать свое
поведение в трудных ситуациях
социального взаимодействия, бесконфликтно
решать возникшие проблемы в отношениях
с др. людьми);
-овладение
эмоциями;
-уточнение
своих пожеланий и возможностей;
-установка
на сотрудничество;
-рефлексивная
культура;
-культура
саморегуляции;
-коммуникативные
умения;
-сензитивность.
Рассмотрим
подробнее такие состовляющие
конфликтной компетнтности личности
как конфликтоустойчивость, и
рефлексивную культуру.
Как
вид психологической устойчивости
конфликтоустойчивость имеет
свою структуру, которая включает
эмоциональный, волевой, познавательный,
мотивационный и психомоторный
компоненты.
Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости
отражает эмоциональное состояние личности
в ситуации взаимодействия, уровень и
характер возбудимости психики, и ее влияние
на успешность общения в трудной ситуации.
Заключается в умении управлять своим
эмоциональным
состоянием в трудных ситуациях
взаимодействия, способности открыто
выражать свои эмоции без оскорбления
личности оппонента, не переходить в
депрессивные состояния в случае
затяжного конфликта или проигрыша
в нем.
Волевой компонент конфликтоучтойчивости понимается
как способность личности к мобилизации
сил в ситуации взаимодействия, к сознательному
управлению своим поведением и психическим
состоянием. Волевой компонент обеспечивает
толерантность, терпимость к чужому мнению,
несогласие с др., самообладание и самоконтроль.
Познавательный компонент-это
устойчивость функционирования познавательных
процессов личности, невосприимчивость
к провокационным действиям оппонента.
Он включает: умение определить начало
предконфликтной ситуации; анализ причин
возникновения конфликта; умение сводить
к минимуму искажение восприятия конфликтной
ситуации и личности оппонента, а также
своего поведения; умение дать объективную
оценку конфликта, прогнозировать его
развитие и последствия; способность быстро
принимать правильные решения; выдвигать
и обосновывать альтернативные решения
проблемы; способность к аргументации
и цивилизованной полемике в условиях
спора.
Мотивационный компонент -
состояние внутренних побудительных сил,
способствующих оптимальному поведению
в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает
адекватность побуждений складывающейся
ситуации, их направленность на совместное
разрешение противоречия, возможность
корректировки отстаиваемых интересов
в зависимости от изменения обстановки.
Психомоторный компонент обеспечивает
правильность действий, их четкость и
соответствие ситуации. Заключается в
умении владеть своим телом, управлять
жестикуляцией и мимикой, контролировать
свои позы, положения рук, ног, головы,
не допускать тремора рук, дрожания голоса,
нарушений координации и скованности
движений.
Рефлексивная
культура в конфликте включает,
наряду с готовностью и умением
обращаться к исследованию собственного
психологического потенциала, также
и умение реконструировать компоненты
психологического обмена своих
партнеров и конфликтной ситуации.
Именно рефлексивно - эмпатийная
позиция обеспечивает децентрацию
в отношениях, позволяя смотреть
на ситуацию конфликта не только
с «собственной колокольни».
Развитие
рефлексивной культуры, освоение
позиций партнерства, сотрудничество
развивает творческий потенциал,
ибо невозможно запрограммировать
и предвидеть все многообразие реальных
ситуаций
[59, c.85].
О наличие или отсутствие конфликтной
компетентности свидетельствуют
стили поведения в конфликте:
- приспособление
- предполагает готовность субъекта
поступиться своими интересами
с целью сохранения взаимоотношений,
которые ставятся выше предмета
и объекта разногласий;
-компромисс
- требует уступок с обеих сторон
до той степени, когда путем
взаимных уступок находится приемлемое
решение для противостоящих сторон;
-сотрудничество
- предполагает совместное выступление
сторон для решения проблемы.
При таком поведении считаются
правомерными различные взгляды
на проблему. Эта позиция дает
возможность понять причины разногласий
и найти выход из кризиса,
приемлемый для противостоящих
сторон без ущемления интересов
каждой из них;
- ассертивное
поведение-такое поведение предполагает
способность человека отстаивать
свои интересы и добиваться
своих целей, не ущемляя интересов
других людей. Оно направлено
на то, чтобы реализация собственных
интересов являлась условием
реализации интересов взаимодействующих
субъектов. Ассертивность - это
внимательное отношение, как к
себе, так и к партнеру. Ассертивное
поведение препятствует возникновению
конфликтов, а в конфликтной ситуации
помогает найти верный выход из нее. При
этом наибольшая эффективность достигается
при взаимодействии одного ассертивного
человека с другим таким же человеком
[52, c.71].
Все
названные стили поведения могут
быть как спонтанными, так и
сознательно используемыми для
достижения желаемых результатов
при разрешении межличностных
конфликтов.
Конфликтная
компетентность позволяет оптимально
взаимодействовать с личностями
конфликтного типа.
Конфликтная компетентность подразумевает
свободное овладение принципами
управления конфликтами, они включают
в себя:
- принцип понимания - осознание реальной
проблемы, соотношения сил в конфликте,
предмета конфликта, знание потенциально
конфликтных личностей, хорошая ориентация
в потенциальных условиях возникновения
конфликтов и фазах развития конфликта;
- принцип
предвидения - прогнозирование потенциальных
конфликтов между сотрудниками, группировками
и своевременная подготовка к ним.
[5, c.115].
Основные стратегии
управления конфликтом являются важной
составляющей конфликтной компетентности.
Рассмотрим основные стратегии:
-стратегия предотвращения конфликтов,
предполагающая следующие основные
действия: устранить реальный предмет
конфликта; привлечь в качестве
арбитра независимое незаинтересованное
лицо с готовностью подчиниться
его решению; сделать так, чтобы
один из конфликтующих отказался
от предмета конфликта в пользу
другого;
-стратегия
подавления конфликта (применяется
в отношении конфликтов в необратимо
деструктивной форме и к беспредметным
конфликтам), предполагающая: целенаправленно
и последовательно сократить
количество конфликтующих; разработать
систему правил, норм, предписаний,
упорядочивающих взаимоотношения между
потенциально конфликтными по отношению
друг к другу людьми; создавать и непрерывно
поддерживать условия, которые затрудняют
или препятствуют возникновению конфликтных
взаимоотношений (например, развести конфликтующих
по разным участкам работы или по разным
сменам);
-стратегии
отсрочки (как временные меры, помогающие
ослабить конфликт до момента,
когда созреют условия для
разрешения конфликта). Главное в
данной стратегии - изменить отношение
одного из конфликтующих к
другому (по принципу: "Раз силы
стали неравными, то конфликтовать
бесполезно…"). Стратегия отсрочки
часто предполагает также следующие
действия: изменить силу одного
или обоих конфликтующих в
воображении противоположной стороны;
уменьшить или увеличить роль
и место одного из конфликтующих
в воображении другого; изменить
представление конфликтующего о
самой конфликтной ситуации (об
условиях конфликта, взаимоотношениях
людей и т.п.); изменить значимость
(характер, форму) объекта конфликта
в воображении конфликтующих
и тем самым сделать его
менее опасным (снизить или
повысить ценность объекта конфликта
и тем самым сделать его
соответственно ненужным или недостижимым)
[3, c.54].
О.В Пашкова
предложила модель конфликтной компетентности,
состоящую из трёх блоков:
1. базовый
блок – личностные качества (адекватная
самооценка, высокий уровень самоконтроля,
креативность);
2. когнитивный
компонент – наличие знаний
о способах конструктивного разрешения
конфликта и его профилактики;
3. поведенческий
компонент – выбор оптимальной
стратегии поведения в конфликтной
компетентности [18, c.66].
Конфликтную
компетентность можно рассмотреть
как жизненный опыт столкновения
и решения конфликтов (внутриличностных,
межличностных, групповых), в которой
входят и личностные качества,
которые развиваются в процессе сопротивления
и устойчивости к негативному влиянию
конфликта, и когнитивные составляющие
и стратегии поведения в конфликте, соответствующие
ситуациям [59, c.89].
Таким
образом, конфликтная компетентность
предполагает свободное овладение
стратегиями управления конфликтной
ситуацией, высокий уровень саморегуляции
и ассертивных качеств личности,
конфликтоустойчивость, установку
на сотрудничество и кооперацию,
развитие коммуникативных умений,
рефлексивную культуру личности.
1.3. Особенности проявления
конфликтности в подростковом возрасте
Подростковый возраст - это возраст
самоутверждения среди сверстников,
протеста и бунта против старших,
возраст сильных эмоций и переживаний.
Основным новообразованием этого
возраста является становление
нового, ещё достаточно неустойчивого
самосознания, изменение Я-концепций
, попытки понять самого себя
и свои возможности. Развитие
на данном этапе идёт быстрыми
темпами, особенно много изменений
наблюдается в формирование личности
[17, c.59].
Согласно, периодизации Л.С.
Выготского подростковый возраст находится
в границах между 13-17 лет [42, c.27].
Изучением подросткового возраста
занимались такие психологи как:
Л.И. Божович, С.Холл, А. Гезелл,
Д.Б. Эльконин, К. Левин, А.Н Леонтьев,
А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С.
Мерлин, Я.Л. Коломенский, М.И Рожков,
и многие другие.
Особое положение подросткового
периода в развитии ребенка
отражено в его названиях: «переходной»,
«переломный», «трудный», «критический».
В них зафиксирована сложность
и важность происходящих в
этом возрасте процессов развития,
связанных с переходом от одной эпохи
жизни к другой
[42, c.46].
Переход от детства к взрослости
составляет основное содержание
и специфическое отличие всех
сторон развития в этот период
- физического, умственного, нравственного,
социального.
По всем направлениям происходит
становление качественно новых
образований, появляются элементы
взрослости в результате перестройки
организма, самосознания, отношений
с взрослыми и товарищами, способов социального
взаимодействия с ними, интересов, познавательной
и учебной деятельности, содержания морально-этических
норм, опосредствующих поведение, деятельность
и отношения.
Главная особенность подростка
- личностная нестабильность. В подростковом
возрасте могут впервые возникать
или заметно обостряться разного
рода патологические реакции,
связанные с развитием психических
(а иногда и соматических) заболеваний
или значительными затруднениями
процесса формирования личности.
Переходный возраст предъявляет
совокупность условий, в высшей
степени благоприятствующих как
внешним травматическим воздействиям,
так и обострению и проявлению
внутренних конституционных задатков
и предрасположений, которые до
того находились в латентном состоянии
[39, c.47].