Как показывают исследования
отечественных психологов, отрицательные
качества у подростков (своеволие,
упрямство, негативизм, грубость, дерзость)
возникают чаще всего при недооценке
самостоятельности подростка, игнорировании
его мнения, при требовании от
него беспрекословного подчинения,
при чрезмерной опеке и т.д. [28, c.53].
Чувство
взрослости - это психологический
симптом начала подросткового
возраста.
По определению Д.Б. Эльконина,
чувство взрослости есть новообразование
сознания, через которое подросток
сравнивает себя с другими
(взрослыми или товарищами), находит
образцы для усвоения, строит
свои отношения с другими людьми,
перестраивает свою деятельность.
Переходность подросткового возраста,
конечно, включает биологический
аспект. Это период полового созревания,
интенсивность которого подчеркивается
понятием гормональная буря. Физические,
физиологические, психологические изменения,
появление сексуального влечения делают
этот период исключительно сложным, в
том числе и для самого стремительно вырастающего
во всех смыслах подростка.
Л.И Божович отмечает, что у
подростков привлекательность занятий
и интересов определяется возможностью
широкого общения со сверстниками,
и главное занять среди них
- удовлетворяющие положение [23,с.65].
А.Н. Леонтьев обращает внимание
на то, что соотношение внешних
требований с возможностями и
потребностями, интересами самого
подростка определяет его личностное
развитие [23, с.71].
То, что нравственные качества, общественные
нормы поведения оказываются
в центре внимания подростков,
приводит к формированию у
них идеала - некоторого обобщенного
представления об облике «настоящего
человека».
Интимно-личностное
общение является ведущим видом
деятельности подростка. Я.Л.
Коломенский определяет общение
в подростковом возрасте как
«межличностное взаимодействие»,
которое раскрывает характер
межличностных отношений - это
симпатии, антипатии, безразличие[26, с.84].
Именно в этом возрастном периоде
закладываются основные ценности.
Подросток активно включается
во взрослую жизнь, формирует
свою идентичность, осваивает различные
социальные роли [60, с.104].
В подростковых взаимоотношениях
проявляется и реализуется очень
важное для формирующейся личности
чувство принадлежности: чтобы быть
«своим», надо выглядеть, «как
все», и разделять общие увлечения.
И в этом смысле важно средство
самовыражения, коммуникации, идентификации
и приобретения статуса в своей среде
[27, с. 64].
В подростковом возрасте начинает
формироваться устойчивый круг
интересов, который является психологической
базой ценностных ориентаций
подростков. Происходит переключение
интересов с частного и конкретного
на отвлеченное и общее, наблюдается рост
интереса к вопросу мировоззрения, религии,
морали и этики. Развивается интерес к
собственным психологическим переживаниям
и переживаниям других людей.
Подростковый возраст считается
решающим в нравственном становлении
человека. Подростка ожидает немало
трудностей и проблем. На ещё
не окрепшее моральное сознание
обрушивается поток жизненных
противоречий между «хочу» и
«надо», «можно» и «нельзя», «для
себя» и «для других». Эти
постоянно возникающие противоречия
осложняют моральный выбор подростка
и могут привести к нежелательным
последствиям (развязанность, потребительство,
цинизм, легкомыслие и др.). Нравственное
становление личности происходит
в процессе перехода от зависимого,
управляемого детства к взрослой
самостоятельности. Развивается нравственный
самоконтроль [36,с.97].
На протяжении всего подросткового
возраста потребность подростков
заключается в том, чтобы взрослые,
особенно родители, признали их
равноправными партнёрами в общении.
Но именно эта потребность
часто оказывается фрустрированной,
поэтому порождает между подростками
и родителями многочисленные
и разнообразные конфликты, проявляющиеся
как отрицательные формы поведения
у подростков. Чаще всего отмечаются
грубость, упрямство, негативизм, противопоставление
себя взрослым.
Подростки восстают против излишний
опеки и нежностей, а грубость
со стороны подростка является
своеобразной формой борьбы за
свою самостоятельность, за утверждение
своей взрослости как в собственных
глазах, так и в глазах окружающих.
Подростку,
переживающему один из самых
сложных и острых возрастных
кризисов, в большей мере свойственен
внутриличностный конфликт, к которому
приводят споры с самим собой,
самопознание, самоутверждение и
самореализация. Внутриличностный
конфликт может возникнуть при
низкой удовлетворенности жизнью,
друзьями, учебой, отношениями со сверстниками,
малой уверенностью в себе и близких людях,
из-за стрессов [38, c.65].
Внутренний
конфликт всегда, так или иначе,
связан с внешними обстоятельствами.
Возникнув под их воздействием,
он сказывается в поведении
человека, в его поступках. Окружающие
замечают эмоциональное неблагополучие,
которое обычно сопутствует внутреннему
конфликту, пока он не разрешился.
Лишение ребенка того участия
старшего, которое ему необходимо
для нормального психического
развития, - это тоже конфликт, первоначальный.
Он порождает хронический дискомфорт
или неустойчивость настроения,
повышенную ранимость ребенка,
снижает уровень его психической
выносливости и задерживает при
взрослении уровень самозащиты.
Создается порочная цепь конфликтной
готовности.
При наличии внутреннего
конфликта подростку, понять, что
с ним происходит. Бесполезно и
даже вредно требовать от подростка,
чтобы он объяснил, что с ним
происходит. Происходит накопление эмоционального
неблагополучия и создается основа
конфликтной готовности. От него требуют
невозможное, т. е. то, чего ему никто
не дал и не помог обрести. Он почти
всегда (не по своей воле) находится
в ситуациях, исключающих формирование
корректных, благоприятных способов общения
[36, c.93].
Подростки могут занимать самое
разное положение среди сверстников:
от очень хорошего до «крайне
неблагоприятного», «отверженного».
Основными переживаниями подростков,
связанными с общением со сверстниками,
являются тревога, зависимость,
подражание и конфликт, выражающийся
в переживание беззащитности,
в то время как защищенность
в группе сверстников они чувствуют
реже, чем эмоционально благополучные
школьники. Не столько особенности
общения влияют на возникновение
и закрепление тревожности, сколько,
напротив, тревожность определяет
конфликтное поведение при таком
общении. Таким образом, переживания
подростков, связанные с отношениями
со сверстниками, во многом сходны
с переживаниями, вызываемыми общением
с родителями. И там и здесь доминируют
чувства незащищенности, зависимости
[44, c.32].
Причиной конфликтов в школе
может стать акселерация (ускорение
роста и физического развития
детей по сравнению с предыдущими
поколениями), так как она не
столько ускоряет общее созревание
организма, сколько усиливает
его дисгармонию с социальным
созреванием и усугубляет течение
подросткового кризиса. Это затрудняет
правильное воспитание детей.
Педагогам становится все труднее
понимать и внутреннее состояние,
и потребности учеников, общаться
с ними, руководить ими. Поэтому
возникают конфликты [41, c.78].
Слишком
жесткое или слишком лояльное
отношение к ученикам вызывает
реакцию протеста, потому что
в подростковом возрасте дети
оценивают в учителе, прежде
всего, человеческие качества. Он
должен понимать своих учеников,
вести за собой, относиться
к ним с уважением и т.д.[43,
c.97].
Также меняется отношение и
к учебе. Учеба воспринимается
как подготовка к взрослой
жизни, и поэтому учитель (главный
источник информации), по мнению
подростков, должен понятно, доступно
объяснять материал. На этой почве
тоже могут возникнуть противоречия.
Поводом для длительных и глубоких
переживаний подростка может
стать конфликт с одноклассниками.
Так как в подростковом возрасте
огромное значение имеет общение
со сверстниками, проблемы с друзьями
являются самым настоящим несчастьем
для подростков. Ссоры с друзьями
могут стать причиной не только
стресса, но и более серьёзных
психических расстройств, могут
заметно сказаться на интеллекте
развивающейся личности.
Многие
подростки испытывают затруднения
в контактах со сверстниками
и переживают свое одиночество
болезненно. Любые трудности в
социальной сфере приводят к
нарушению деятельности, отношений,
порождают негативные эмоции
и переживания, вызывают чувство
дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные
последствия для развития личности ребенка.
Большая часть конфликтов среди
подростков возникает из-за претензий
на лидерство в микрогруппах.
Межличностные конфликты могут
возникать между устоявшимся
лидером и набирающим авторитет
лидера членом микрогруппы. Конфликтные
ситуации могут возникать при
взаимодействии лидеров микрогрупп,
каждый из которых может претендовать
на признание его авторитета
всем классом. Лидеры могут
втягивать в конфликты своих
сторонников, расширяя масштабы
межличностного конфликта. Конфликтные
ситуации между учениками устраняются
руководителем класса, который должен
найти каждому лидеру свою
специфическую сферу лидирования,
иногда вместе с родителями [48, c.81].
Также возможным негативным результатом
межличностных конфликтов, как с
взрослыми, так и со сверстниками,
наряду с недоеданием, недосыпанием,
эмоциональной холодностью близких
подростку людей и ощущением
своей ненужности, покинутости, наряду
с чувством лишнего в семье
или обществе (группе), можно выделить
обострение взаимоотношений со
всеми взрослыми, в том числе
и с учителями (если конфликт
происходил с родителями или
иными близкими людьми), формирование
негативного отношения к учебной
деятельности и к школе в
целом. Указанные причины приводят
к усилению недоброжелательных
отношений с ближайшим окружением,
в том числе и со сверстниками,
создают ситуацию хронического
психологического дистресса, который,
в свою очередь, отражается
на психическом и физическом
состоянии, приводя к неврозам
или, в крайнем случае, к суицидам [50, c.75].
Расставание с любимым человеком
в подростковом возрасте грозит
обернуться настоящей трагедией.
Поскольку подростки всё чувствуют
по максимуму, им кажется, что
они теряют единственную любовь
в жизни, что сама жизнь утрачивает
всякий смысл без возлюбленного
или возлюбленной. Поэтому нередко
расставание с любимым человеком
доводит подростка до
попытки самоубийства [50, c.78].
Таким образом, переход к подростковому
возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих
на личностное развитие ребенка.
В этот период у подростка
происходит формирование мировоззрения,
нравственных убеждений, принципов
и идеалов, системы одиночных
убеждений, формирование самосознания,
потребности осознать себя как
личность. Важной особенностью самосознания
подростка является противоречие
между потребностью познать себя
и недостаточным умением правильно
анализировать личностные проявления,
недостаточным уровнем объективных
знаний о себе. На этой основе
порой возникают конфликты, рождаемые
противоречием между уровнем
притязания подростка и его
реальным положением в коллективе,
противоречием между отношением
его к самому себе, качествам
своей личности и отношением
к нему и качествам его личности
со стороны взрослых и сверстников.
Все эти противоречия находят
свое место во внутриличностных
и межличностных конфликтах.
Выводы по первой
главе
Не секрет что сегодня
конфликты – неизбежное явление
социальной жизни.
На протяжении всей своей
жизни человек сталкивается с
конфликтами. Проблема конфликта
является актуальной.
Большое количество психологов
и педагогов занимаются этой проблемой.
Не смотря на столь долгое изучение конфликтов,
до сих пор нет точного алгоритма решения
этой проблемы.
Особенно уязвимым возрастом
является подростковый. Подростковый
или как его ещё называют «переломный
возраст» является возрастом самоутверждения,
протеста и бунта против старших.
Именно в этом возрасте происходит
становление личности, формируются
основные ценностные ориентации.
Переход от детства к взрослости
составляет основное содержание и специфическое
отличие всех сторон развития в этот
период - физического, умственного, нравственного,
социального.