Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом ефременко.docx

— 265.47 Кб (Скачать файл)

       -держаться  спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее,  если собеседник излишне взволнован;

       -установить  контакт глазами и стараться  не терять его;

       -дать  собеседнику выговориться, не перебивая  его;

        -дать  собеседнику понять, что вы понимаете  его состояние (приблизиться, наклонится  к нему);

       -признать  свою вину, если объективно таковая  есть;

       -постараться  предельно тактично показать  собеседнику, в чём, как вам  кажется, он тоже не прав;

       -показать, что вы заинтересованы в решение  проблемы собеседника, сотрудничестве  с ним, будете поддерживать  его, если это не противоречит  интересам дела;

       -разделять  с собеседником ответственность  за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества [40, с.115].

        Таким  образом, социально-педагогическая  деятельность по развитию конфликтной  компетентности у подростков  является сложным процессом, требующим  от социального педагога максимума усилий и тех знаний, которые могут помочь подростку справиться со сложными конфликтными ситуациями, встречающиеся в повседневной жизни.

 

       2.2.  Методы и приёмы развития конфликтной компетентности  в подростковом возрасте

        Развитие  конфликтной компетентности - это  сложный процесс, который требует  от социального педагога, психолога  большой подготовки в этом  вопросе.

        Процесс  развития конфликтной компетентности  будет зависеть от того, как  выполняются социальным педагогом  необходимые педагогические условия [33, с.75].

Необходимым педагогическим условием, является организация общения подростков с субъектами взаимодействия в процессе разрешения конфликтов. Продуктивность разрешения конфликтов зависит от общения между оппонентами, а характер общения определяется стилем взаимодействия. Гуманистическое общение основано на диалоге. Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений. Оно предполагает совместный поиск общих позиций; взаимную дополняемость позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога; понимание точек зрения партнера, проявление толерантности в отношении к оппоненту, уважительное отношение к иному мнению. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по интересам, поведению и ценностям, т.е. имеют свою индивидуальность. Проявление подростками толерантности будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы, возможности продуктивного разрешения конфликтов между подростками и партнерами конфликтного взаимодействия, гармонизации отношений между ними. В организации общения подростков с партнерами конфликтного взаимодействия необходимо, чтобы акцент делался на формирование эмпатии. В целом конструктивное общение подростков в процессе разрешения конфликтов способствует формированию эмпатии, рефлексии и самооценки у подростков.

         Следующее педагогическое условие  − учет индивидуальных психологических и социальных особенностей подростков в процессе продуктивного разрешения конфликтов. Группа ученых  - И.Б. Пономарев, Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева, Л.А. Семчук и др. связывают индивидуальные особенности подростков в конфликте с позитивной функцией конфликта, рассматривая конфликт, как средство коррекции индивидуальных особенностей. Учеными обозначены индивидуальные личностные различия: свойства темперамента: импульсивность, вспыльчивость; черты характера: стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие; характеры подростков, типы акцентуаций у подростков. Предотвращая отрицательные последствия конфликтов, очень важно учитывать тип темперамента конфликтующих: холерик отличается повышенной возбудимостью; меланхолик долго помнит и переживает обиду; флегматик трудно доступен для убеждения; сангвиник легко успокаивается, но ему также бывает трудно сдержать свои чувства. Ряд ученых (К.Е. Халин, Ю.В. Климова, Е.В. Левкина, Н.А. Богатырева и др.) указывают на трудности общения с некоторыми людьми, что и создает в отношениях с ними напряженность, которая легко может перейти в конфликт − «трудные» подростки, «конфликтные» личности и др. Отличительные особенности таких людей – вспыльчивость, несдержанность, импульсивность, критичность по отношению к окружающим, завышенная самооценка.

Обогащение подростков знаниями о продуктивных конфликтах и способах их разрешения, на наш взгляд, также является одним из необходимых педагогических условий. Главная способность в конфликте − способность к конфронтации-объяснению. Это − умение отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта. Поэтому с целью формирования у подростков навыков нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизацию, их отношений, целесообразно в учебно-воспитательном процессе педагогам проводить с подростками воспитательные мероприятия по продуктивному разрешению конфликтов. Решая задачи обучения подростков продуктивному разрешению конфликтов, следует учитывать их возрастные и личностные особенности, причины конфликтных ситуаций, стратегии поведения в конфликте. Необходимо научить подростков анализировать конфликтные ситуации и последствия разрешения конфликта, адекватно оценивать свои поступки и действия [33, с.79].

         Существуют следующие методы формы проведения воспитательно-развивающих мероприятий для подростков по продуктивному разрешению конфликтов: практикумы по культуре общения и конструктивному поведению; тестирование и самотестирование; беседы, семинары (обучающие), собрания, тренинги эффективного взаимодействия, бесконфликтного поведения, ролевые, деловые и тематические игры и занятия; занятия-упражнения (на определение эмоционального состояния подростка, на преодоление страха начала разговора и др.); беседы, инсценировки, театрализованные выступления, сценки, классные и социально-педагогические часы, викторины, практикумы по анализу конфликтных ситуаций, конкурсы рисунков и т.д.[17, с.93].

         Существуют и конкретные модели разрешения конфликтов.

          Н.Пезешкиан рекомендует использовать  пятишаговую модель решения конфликтов:

         -наблюдение или дистанцирование  (цель дистанцирования-позволить  клиенту отойти от конфликтной  ситуации, посмотреть на нее со  стороны, занять позицию наблюдателя;

        -инвентаризация (производится анализ конфликта);

        -ситуативная  поддержка (выяснение того, что  объединяет участников конфликта;  какие положительные качества, имеющиеся  у конфликтующих сторон, могли  бы стать фундаментом для менее  конфликтных отношений);

         -вербализация;

        -расширение  системы целей (клиентов нужно  вывести за пределы конфликта  и предложить им подумать над  тем, что они будут делать, если конфликта не будет) [38, с.76].

        Ключевым  в деятельности социального педагога  является создание новой ситуации  в отношениях сторон, способствующей  урегулированию существующего между  ними конфликта (Н.В.Гришина). При  урегулировании противостояния  социальный педагог стратегической  задачей считает не воздействие на подростков, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения [10, с.84].

        Социальный  педагог организует работу с.  конфликтующими в двух плоскостях. Первая представляет собой организацию  и проведение переговорного процесса, в ходе которого стороны приходят  к выработке согласованного решения.  Это позволяет решить проблему  конфликта, согласовать интересы  обеих сторон. Осуществление взаимодействия  по типу “триады” (первый участник  конфликта — социальный педагог  — второй участник конфликта)  делает участников конфликта  более уступчивыми, так как  они склонны рассматривать свои  уступки как уступки психологу,  а не противоположной стороне.  Таким образом, социальный педагог  позволяет не потерять собственное  достоинство обеими сторонами.

        Вторая  плоскость деятельности социального  педагога заключается в оказании  психолого-педагогической, воспитательной  помощи подросткам и их родителям.  Важной задачей такой помощи  становится восстановление отношений  сторон. В случае успеха социальному  педагогу удается преобразовать  отношения недавних участников в новое качественное состояние [47, с.75].

         Последовательность деятельности  социального педагога при регулировании  конфликта включает раздельные  встречи с участниками конфликта,  формирование положительного настроя  участников на совместную работу, а также этап совместной работы. Совместная работа может быть  организована с использованием  интегративного принятия решения,  предложенной А. Филли. Она  состоит из шести шагов.

        1. Анализ  и коррекция ситуации с целью  создания благоприятного климата.

        2. Анализ  и коррекция представлений. С  помощью специальных процедур  выясняются причины конфликта  и позиции участников.

         3. Анализ и коррекция отношений.  Участники определяют свои чувства  по отношению к конфликту и  друг к другу.

        4. Определение  проблемы.

        5. Поиск  решения.

        6. Принятие  решения. Оценка альтернативных  решений и постижение согласия относительно одного из них [53, с.123].

        При  разрешении конфликтов социальным педагогом используются следующие приёмы:

         Безоценочность позиции. Социальный педагог не дает оценок действиям или позициям участников конфликта. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения.

        Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия.

        Процедурный характер деятельности. Задача социального педагога — организовать процедуру обсуждения, ориентируя участников конфликта на сотрудничество. Содержание процесса зависит от участников.

        Стимулирование сотрудничества. Социальный педагог поощряет шаги участников конфликта, направленные на нормализацию отношений, побуждает их к этому, обеспечивая переход от конфронтации к сотрудничеству.

         Работа с процессом, а не  с решением. Социальный педагог несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям [53, с.134].

        Существует  два основных приёма разрешения  конфликта:

        1) силовое  подавление;

        2) переговоры.

        Силовое подавление (как моральное, так и физическое) происходит, как правило, после применения конфликтующими участниками стратегии соперничества. Более сильный субъект конфликта утверждает свою позицию, заставляя оппонента подчиниться ей и принять требования сильной стороны. В этом случае полностью достигается цель только одной стороны. Другая сторона выполняет все требования выигравшей стороны либо путем извинений признает свои ошибки.

        Противоположным  способом разрешения конфликтов  являются переговоры. Переговоры – процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Здесь все конфликтующие стороны нацелены на достижение обоюдных интересов и разрешение проблемы, вызвавшей конфликт. Для использования методики переговоров необходимо перевести русло отношений оппонентов из эмоционального в рациональное. Важно ясное понимание происходящего процесса для поиска компромиссов или установления сотрудничества [17, с.56].

        Существуют  специальные приемы, позволяющие  нормализовать отношения конфликтующих  сторон. Одним из них является  техника «ПРИСН», предложенная  психологом Ч. Осгудом.

         «ПРИСН» – последовательные и  реципрокные инициативы в снижении  напряжения. Данная техника служит  эффективным инструментом в снижении  напряжения у субъектов конфликта  в любых видах конфликта (межличностный,  межгрупповой, межгосударственный).

         Правила метода ПРИСН:

         – показать участникам конфликта  некоторые шаги, направленные на  примирение, объясняя их содержание  и функциональную необходимость;

         – открыто заявлять, что один  из оппонентов всячески стремится  остановить открытый конфликт;

         – выполнять все обещания, высказанные  публично;

         – всячески побуждать противоборствующую  сторону определить уступки, на  которые она готова пойти в  обмен на уступки другой стороны;

        –  этап уступок занимает достаточно  длительное время, не следует  его ускорять;

        –  в ожидании уступок от оппонента  важно оберегать взаимность отношений [6, с.78].

        Другой  эффективной техникой на пути  к переговорному процессу может  быть техника открытого разговора с целью разрешения конфликта.               Логика разговора может быть следующей:

        - конфликт  нам невыгоден: работать и жить  придется вместе, поэтому лучше  помогать, а не вредить друг  другу;

        - предлагаю  борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;

       - признать  свои ошибки, приведшие к конфликту;

       - сделать  уступки оппоненту в части  того, что для меня в данной  ситуации не является главным;

       - в мягкой  форме высказать пожелание об  уступках со стороны оппонента  и аргументировать свое предложение;

Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии