Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат
Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
-держаться
спокойно, не терять самоконтроля,
говорить лаконично, чуть
-установить контакт глазами и стараться не терять его;
-дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
-дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклонится к нему);
-признать свою вину, если объективно таковая есть;
-постараться предельно тактично показать собеседнику, в чём, как вам кажется, он тоже не прав;
-показать,
что вы заинтересованы в
-разделять
с собеседником
Таким
образом, социально-
2.2. Методы и приёмы развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте
Развитие
конфликтной компетентности - это
сложный процесс, который
Процесс
развития конфликтной
Необходимым педагогическим условием, является организация общения подростков с субъектами взаимодействия в процессе разрешения конфликтов. Продуктивность разрешения конфликтов зависит от общения между оппонентами, а характер общения определяется стилем взаимодействия. Гуманистическое общение основано на диалоге. Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений. Оно предполагает совместный поиск общих позиций; взаимную дополняемость позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога; понимание точек зрения партнера, проявление толерантности в отношении к оппоненту, уважительное отношение к иному мнению. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по интересам, поведению и ценностям, т.е. имеют свою индивидуальность. Проявление подростками толерантности будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы, возможности продуктивного разрешения конфликтов между подростками и партнерами конфликтного взаимодействия, гармонизации отношений между ними. В организации общения подростков с партнерами конфликтного взаимодействия необходимо, чтобы акцент делался на формирование эмпатии. В целом конструктивное общение подростков в процессе разрешения конфликтов способствует формированию эмпатии, рефлексии и самооценки у подростков.
Следующее педагогическое
Обогащение подростков знаниями о продуктивных конфликтах и способах их разрешения, на наш взгляд, также является одним из необходимых педагогических условий. Главная способность в конфликте − способность к конфронтации-объяснению. Это − умение отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта. Поэтому с целью формирования у подростков навыков нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизацию, их отношений, целесообразно в учебно-воспитательном процессе педагогам проводить с подростками воспитательные мероприятия по продуктивному разрешению конфликтов. Решая задачи обучения подростков продуктивному разрешению конфликтов, следует учитывать их возрастные и личностные особенности, причины конфликтных ситуаций, стратегии поведения в конфликте. Необходимо научить подростков анализировать конфликтные ситуации и последствия разрешения конфликта, адекватно оценивать свои поступки и действия [33, с.79].
Существуют следующие методы формы проведения воспитательно-развивающих мероприятий для подростков по продуктивному разрешению конфликтов: практикумы по культуре общения и конструктивному поведению; тестирование и самотестирование; беседы, семинары (обучающие), собрания, тренинги эффективного взаимодействия, бесконфликтного поведения, ролевые, деловые и тематические игры и занятия; занятия-упражнения (на определение эмоционального состояния подростка, на преодоление страха начала разговора и др.); беседы, инсценировки, театрализованные выступления, сценки, классные и социально-педагогические часы, викторины, практикумы по анализу конфликтных ситуаций, конкурсы рисунков и т.д.[17, с.93].
Существуют и конкретные модели разрешения конфликтов.
Н.Пезешкиан рекомендует
-наблюдение или
-инвентаризация
(производится анализ
-ситуативная
поддержка (выяснение того, что
объединяет участников
-вербализация;
-расширение системы целей (клиентов нужно вывести за пределы конфликта и предложить им подумать над тем, что они будут делать, если конфликта не будет) [38, с.76].
Ключевым
в деятельности социального
Социальный
педагог организует работу с.
конфликтующими в двух
Вторая
плоскость деятельности
Последовательность
1. Анализ
и коррекция ситуации с целью
создания благоприятного
2. Анализ и коррекция представлений. С помощью специальных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников.
3. Анализ и коррекция отношений.
Участники определяют свои
4. Определение проблемы.
5. Поиск решения.
6. Принятие
решения. Оценка
При разрешении конфликтов социальным педагогом используются следующие приёмы:
Безоценочность позиции. Социальный педагог не дает оценок действиям или позициям участников конфликта. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения.
Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия.
Процедурный характер
Стимулирование сотрудничества. Социальный педагог поощряет шаги участников конфликта, направленные на нормализацию отношений, побуждает их к этому, обеспечивая переход от конфронтации к сотрудничеству.
Работа с процессом, а не с решением. Социальный педагог несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям [53, с.134].
Существует
два основных приёма
1) силовое подавление;
2) переговоры.
Силовое подавление (как моральное, так и физическое) происходит, как правило, после применения конфликтующими участниками стратегии соперничества. Более сильный субъект конфликта утверждает свою позицию, заставляя оппонента подчиниться ей и принять требования сильной стороны. В этом случае полностью достигается цель только одной стороны. Другая сторона выполняет все требования выигравшей стороны либо путем извинений признает свои ошибки.
Противоположным
способом разрешения
Существуют
специальные приемы, позволяющие
нормализовать отношения
«ПРИСН» – последовательные и
реципрокные инициативы в
Правила метода ПРИСН:
– показать участникам
– открыто заявлять, что один
из оппонентов всячески
– выполнять все обещания, высказанные публично;
– всячески побуждать
–
этап уступок занимает
–
в ожидании уступок от
Другой
эффективной техникой на пути
к переговорному процессу
- конфликт
нам невыгоден: работать и
- предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;
- признать свои ошибки, приведшие к конфликту;
- сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной ситуации не является главным;
- в мягкой
форме высказать пожелание об
уступках со стороны оппонента
и аргументировать свое
Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии