Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат
Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
- обсудить взаимные уступки;
- полностью
или частично разрешить
- если разговор не удался, не обострять ситуацию, а предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.
Естественно,
что в основу техники
Таким
образом, очень часто
Однако
гораздо чаще завершение
2.3. Исследование особенностей
Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование в МБОУ СОШ № 6 и № 35, в нем приняли участие учащиеся 8 классов в количестве 36 человек в возрасте от 14 до 15 лет (см. Приложение 1).
Подростки МБОУ СОШ № 35 были выбраны в качестве экспериментальной группы исследования, а учащиеся МБОУ СОШ № 6 в качестве контрольной. В связи с тем, что конфликтная компетентность требует систематической долговременной работы по её формированию, и в МБОУ СОШ № 35 созданы соответствующие условия и проводится работа по данному направлению в рамках реализации программы «Школа примирения» под руководством психолога, а в МБОУ СОШ № 6 специализированная работа по данному направлению не проводится.
Исследование состояло их трёх этапов:
- констатирующего,
- формирующего,
- контрольного.
На первом констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня развития конфликтной компетентности у подростков мы провели ряд диагностических методик в обеих школах.
На начальном этапе
для определения того, как подросток
действует в условиях конфликта,
мы воспользовались
Подросткам предлагалось
Обработав результаты, мы построили следующую диаграмму:
Рис.1 Стратегии поведения в
Затем для определения уровня конфликтоустойчивости у подростков мы воспользовались методикой «Уровень конфликтоустойчивости личности» Автор-составитель: Д.Я. Райгородский (см Приложение 3).
Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта – межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.
Подросткам предлагалось оценить каждое из десяти полярных суждений, которые больше всего свойственны их поведению по пятибалльной шкале.
Обработав результаты, мы построили диаграмму (см. рис. 2)
Рис. 2 Уровни конфликтоустойчивости
подростков по результатам
После этого для того
чтобы определить уровень конфликтности
подростков мы воспользовались диагностическо
Подросткам предлагалось из трёх вариантов выбрать наиболее подходящий для себя.
Обработав результаты, мы построили следующую диаграмму:
Рис.3 Уровни конфликтности
Для
определения общительности
Подросткам предлагалось ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов: «да», «нет», «иногда».
Обработав результаты, мы построили следующую диаграмму:
Рис.4 Уровни общительности по результатам диагностической методики «Оценка уровня общительности» автор: В.И. Ряховский
Для определения
Обработав результаты, мы построили следующую диаграмму:
Рис.5 Способы регулирования
Как
мы видим из полученных
На втором формирующем этапе эксперимента мы проводили программу на развитие конфликтной компетентности (см. Приложение 7)у подростков, входящих в экспериментальную группу. Программа проводилась совместно с психологом в МБОУ СОШ №35 в рамках реализации коррекционно-развивающей программы «Школа примирения».
Предлагаемая нами программа рассчитана на 10 занятий, каждое занятие по 40 минут. Данная программа была составлена на основе работ: Т.П. Смирновой «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», Е.К Лютовой, Г.Б Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»; «Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе» под редакцией В.Н Покусаева.
Цель программы: ознакомление подростков с понятием конфликт, обучение способам конструктивного выхода из конфликта, развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.
Программа содержит различные упражнения, которые соответствуют цели.
После проведения занятий нами был реализован третий контрольный этап эксперимента.
На этом этапе мы провели вновь те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, для того чтобы проследить улучшились ли показатели конфликтной компетентности у подростков в контрольной и экспериментальной группах.
В начале этапа вновь провели диагностическую методику «Как вы действуйте в условиях конфликта» (автор-составитель Д.Я. Райгородский). Результаты представлены в форме следующей диаграммы:
Рис.6 Сравнительные результаты, отражающие стратегии поведения в конфликтной ситуации, в контрольной и эксперементальной группах по диагностической методики «Как вы действуете в условиях конфликта» автор-составитель:
Д.Я. Райгородский.
Затем мы также провели диагностическую методику «Уровень конфликтоустойчивости личности» Автор-составитель: Д.Я. Райгородский
Результаты представлены в следующей диаграмме:
Рис.7 Уровни конфликтоустойчивости в контрольной и экспериментальной группах по результатам диагностической методики «Оценка уровня конфликтоустойчивости» Автор-составитель: Д.Я. Райгородский.
После этого мы воспользовались диагностической методикой «Оценка уровня конфликтности» автор-составитель: Д.Я. Райгородский.
Цель,
которой состояла в том, чтобы
определить конфликтный ли
Подросткам
предлагалось ответить на 14 вопросов,
каждый из которых имеет 3 варианта
ответа. Из этих вариантов, необходимо
было выбрать наиболее
Результаты
диагностической методики
Рис.8 Уровни конфликтности в контрольной и экспериментальной группах по результатам методики «Оценка уровня конфликтности» автор-составитель: Д.Я.Райгородский.
Затем, для того чтобы
определить уровень сформированности
у подростков коммуникативных навыков,
мы воспользовались
Подросткам предлагалось ответить на 16 вопросов, используя три варианта ответов: "да", "иногда" и "нет". Отвечать нужно было быстро, долго не обдумывая каждый вопрос.
Результаты диагностической методики представлены в следующей диаграмме:
Рис.9 Уровни общительности в контрольной и экспериментальной группах по результатам диагностической методики «Оценка уровня общительности» автор: В.И. Ряховский
Последней диагностической методикой в нашем исследование была методика «Предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
Обработав результаты, мы построили следующую диаграмму:
Рис.10 Способы регулирования
конфликтав контрольной и
Проанализировав полученные
результаты, видим, что наиболее лучшие
показатели сформированности конфликтной
компетентности у подростков МБОУ СОШ
№35, так как в этой школе проводится
программа «Школа примирения», а
также именно в этой школе мы проводили
свою программу, направленную на развитие
конфликтной компетентности у подростков.
Они выбирают такие способы поведения
в конфликте, которые способствуют
конструктивному выходу из конфликтной
ситуации; такие стратегии поведения
в конфликтной ситуации, которые
предполагают позицию честной и
открытой конфронтации; уровень общительности
и уровень
В МБОУ СОШ №6 результаты практически не изменились, так как в этой школе мы не проводили программу, а также социальный педагог и психолог данной школы не проводят специализированной работы по развитию конфликтной компетентности у подростков.
Таким образом, мы подтвердили
гипотезу нашего исследования - уровень
развития конфликтной компетентности
определяется степенью овладения способами
регуляции поведения (если взять
результаты по подросткам школы №35,
то мы увидим, что 39% и 29% больше всего
набрали такие способы
Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии