Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом ефременко.docx

— 265.47 Кб (Скачать файл)

       - обсудить  взаимные уступки;

       - полностью  или частично разрешить конфликт;

       - если  разговор не удался, не обострять  ситуацию, а предложить вернуться  к обсуждению проблемы еще  раз через 2-3 дня.

        Естественно,  что в основу техники открытого  разговора чаще всего бывает, положена идея достижения компромисса,  в котором мы идем по пути  постепенного сближения. Решение,  принятое на основе предложенной  техники, в большинстве случаев  несет в себе конструктивную  составляющую, а главное, позволяет  уйти от противодействия и  разрешать противоречие, продвигаясь к обоюдному согласию [29,с.57].

       Таким  образом, очень часто подростки  видят борьбу единственно возможным  способом бытия. Они забывают  о других возможностях, упускают  из виду, что могут добиться  большего, если конструктивно разрешат  проблемы. Завершение конфликта  иногда достигается просто потому, что оппоненты устают враждовать  и приспосабливаются к сосуществованию.  Проявив достаточную терпимость, они, если контакты неизбежны,  постепенно приучаются жить в  мире, не требуя друг от друга  полного согласия взглядов и  привычек.

        Однако  гораздо чаще завершение конфликта  становится возможным достичь  только посредством специальных  усилий, направленных на его разрешение. Такие усилия могут потребовать  немалого искусства и большой  изобретательности. Социальный педагог  должен приложить все возможные  усилия, чтобы разрешить конфликт  и с помощью вышеперечисленных  методов и приёмов сформировать  у подростков конфликтную компетентность.

 

         2.3. Исследование особенностей развития  конфликтной компетентности в  подростковом возрасте

        Для  подтверждения гипотезы нами  было проведено исследование  в МБОУ СОШ № 6 и № 35, в  нем приняли участие учащиеся 8 классов в количестве 36 человек  в возрасте от 14 до 15 лет (см. Приложение 1).

Подростки МБОУ СОШ № 35 были выбраны в качестве экспериментальной  группы исследования, а учащиеся МБОУ СОШ № 6 в качестве контрольной. В  связи с тем, что конфликтная  компетентность требует систематической  долговременной работы по её формированию, и в МБОУ СОШ № 35 созданы соответствующие  условия и проводится работа по данному  направлению в рамках реализации программы «Школа примирения» под  руководством психолога, а в МБОУ СОШ № 6 специализированная работа по данному направлению не проводится.

Исследование состояло их трёх этапов:

- констатирующего, 

- формирующего,

- контрольного.

На первом констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня развития конфликтной компетентности у подростков мы провели ряд диагностических методик в обеих школах.

На начальном этапе  для определения того, как подросток  действует в условиях конфликта, мы воспользовались диагностической  методикой «Как вы действуете в условиях конфликта» автор-составитель Д.Я. Райгородский (см. Приложение 2).

         Подросткам предлагалось внимательно  прочитать все утверждения и  по пятибалльной шкале оценить,  насколько каждое их них типично  для их поведения в условиях  конфликта.

Обработав результаты, мы построили  следующую диаграмму:

        Рис.1 Стратегии поведения в конфликтной  ситуации по результатам диагностической  методики «Как вы действуете  в условиях конфликта» автор-составитель:  Д.Я. Райгородский.

 

Затем для определения  уровня конфликтоустойчивости у  подростков мы воспользовались методикой «Уровень конфликтоустойчивости личности» Автор-составитель: Д.Я. Райгородский (см Приложение 3).

Данная методика позволяет  выявить основные стратегии поведения  в потенциальной зоне конфликта  – межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости  личности.

Подросткам предлагалось оценить каждое из десяти полярных суждений, которые больше всего свойственны  их поведению по пятибалльной шкале.

Обработав результаты, мы построили  диаграмму (см. рис. 2)

 

         Рис. 2 Уровни конфликтоустойчивости  подростков по результатам диагностической  методики «Оценка уровня конфликтоустойчивости»  автор-составитель: Д.Я. Райгородский.

 

После этого  для того чтобы определить уровень конфликтности  подростков мы воспользовались диагностической методикой «Оценка уровня конфликтности» автор-составитель: Д.Я. Райгородский (см. Приложение 4).

Подросткам предлагалось из трёх вариантов выбрать наиболее подходящий для себя.

 

 

 

 

Обработав результаты, мы построили  следующую диаграмму:

         Рис.3 Уровни конфликтности подростков  по результатам диагностической   методики «Оценка уровня конфликтности»  автор-составитель Д.Я. Райгородский.

        Для  определения общительности подростков  мы воспользовались диагностической методикой «Оценка уровня общительности» автор: В.И. Ряховский (см. Приложение 5).

Подросткам предлагалось ответить на вопросы, выбрав один из вариантов  ответов: «да», «нет», «иногда».

Обработав результаты, мы построили  следующую диаграмму:

Рис.4 Уровни общительности  по результатам диагностической  методики «Оценка уровня общительности» автор: В.И. Ряховский

Для определения предрасположенности  личности к конфликтному поведению  мы использовали диагностическую методику на выявление предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной (см. Приложение 6).

        Обработав  результаты, мы построили следующую  диаграмму:

         Рис.5 Способы регулирования конфликта  по результатам методики «Предрасположенность  личности к конфликтному поведению»  К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.

        Как  мы видим из полученных результатов,  у подростков МБОУ СОШ №35  показатели сформированости конфликтной  компетентности выше (они выбирают  такие способы поведения в  конфликте, которые способствуют  конструктивному выходу из конфликтной  ситуации; такие стратегии поведения  в конфликтной ситуации, которые  предполагают позицию честной  и открытой конфронтации; уровень  общительности высокий у этих  подростков, что способствует развитию  конфликтной компетентности) у подростков  МБОУ СОШ №6 показатели намного  ниже.

На втором формирующем этапе эксперимента мы проводили программу на развитие конфликтной компетентности (см. Приложение 7)у подростков, входящих в экспериментальную группу. Программа проводилась совместно с психологом в МБОУ СОШ №35 в рамках реализации  коррекционно-развивающей программы «Школа примирения».

Предлагаемая нами программа  рассчитана на 10 занятий, каждое занятие  по 40 минут. Данная программа была составлена на основе работ: Т.П. Смирновой «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», Е.К Лютовой, Г.Б Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»; «Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе» под редакцией В.Н Покусаева.

Цель программы: ознакомление подростков с понятием конфликт, обучение способам конструктивного выхода из конфликта, развитие коммуникативных  и рефлексивных навыков.

Программа содержит различные  упражнения, которые соответствуют  цели.

После проведения занятий  нами был реализован третий контрольный этап эксперимента.

На этом этапе мы провели  вновь те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе  эксперимента, для того чтобы проследить улучшились ли показатели конфликтной  компетентности у подростков в контрольной и экспериментальной группах.

В начале этапа вновь провели диагностическую методику «Как вы действуйте в условиях конфликта» (автор-составитель Д.Я. Райгородский). Результаты представлены в форме следующей диаграммы:

Рис.6 Сравнительные результаты, отражающие стратегии поведения в конфликтной ситуации, в контрольной и эксперементальной группах по диагностической методики «Как вы действуете в условиях конфликта» автор-составитель:

Д.Я. Райгородский.

Затем мы также провели  диагностическую методику «Уровень конфликтоустойчивости личности» Автор-составитель: Д.Я. Райгородский

Результаты представлены в следующей диаграмме:

Рис.7 Уровни конфликтоустойчивости в контрольной и экспериментальной группах по результатам диагностической методики «Оценка уровня конфликтоустойчивости» Автор-составитель: Д.Я. Райгородский.

После этого мы воспользовались диагностической методикой   «Оценка уровня конфликтности» автор-составитель: Д.Я. Райгородский.

        Цель, которой состояла в том, чтобы  определить конфликтный ли подросток,  и если да, то каков его уровень конфликтности (очень низкий; низкий; ниже среднего; чуть ниже среднего; средний; чуть выше среднего; выше среднего; высокий; очень высокий).

        Подросткам  предлагалось ответить на 14 вопросов, каждый из которых имеет 3 варианта  ответа. Из этих вариантов, необходимо  было выбрать наиболее подходящий.

        Результаты  диагностической методики представлены  в следующей диаграмме:

         Рис.8 Уровни конфликтности в контрольной и экспериментальной группах по результатам методики «Оценка уровня конфликтности» автор-составитель: Д.Я.Райгородский.

 

Затем, для того чтобы  определить уровень сформированности у подростков коммуникативных навыков, мы воспользовались диагностической  методикой «Оценка уровня общительности» автор: В.И. Ряховский.

Подросткам предлагалось ответить на 16 вопросов, используя три  варианта ответов: "да", "иногда" и "нет". Отвечать нужно было быстро, долго не обдумывая каждый вопрос.

Результаты диагностической  методики представлены в следующей  диаграмме:

 

 

Рис.9 Уровни общительности в контрольной и экспериментальной группах по результатам диагностической методики «Оценка уровня общительности» автор: В.И. Ряховский

Последней диагностической  методикой в нашем исследование была методика «Предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.

Обработав результаты, мы построили следующую диаграмму:

Рис.10 Способы регулирования  конфликтав контрольной и экспериментальной группах по результатам методики «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» К.Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.

 

Проанализировав полученные результаты, видим, что наиболее лучшие показатели сформированности конфликтной  компетентности у подростков МБОУ СОШ  №35, так как в этой школе проводится программа «Школа примирения», а  также именно в этой школе мы проводили  свою программу, направленную на развитие конфликтной компетентности у подростков. Они выбирают такие способы поведения  в конфликте, которые способствуют конструктивному выходу из конфликтной  ситуации; такие стратегии поведения  в конфликтной ситуации, которые  предполагают позицию честной и  открытой конфронтации; уровень общительности  и уровень конфликтоустойчивости  у них высокий.  Это свидетельствует, о том, что конфликтная компетентность – это качество личности, которое  невозможно быстро развить, необходима целостная системная работа по её развитию, которая  проводится в  школе №35.

В МБОУ СОШ №6 результаты практически не изменились, так как  в этой школе мы не проводили программу, а также социальный педагог и  психолог данной школы не проводят специализированной работы по развитию конфликтной компетентности у подростков.

Таким образом, мы подтвердили  гипотезу нашего исследования - уровень  развития конфликтной компетентности определяется степенью овладения способами  регуляции поведения (если взять  результаты по подросткам школы №35, то мы увидим, что 39% и 29% больше всего  набрали такие способы поведения  в конфликте, как сотрудничество и компромисс); умением находить оптимальные стратегии поведения  в конфликтной ситуации (65%подростков выбирает такую стратегию поведения  как сова, которая способствует открытой  честной конфронтации и сотрудничеству); уровнем развитием коммуникативных  умений (50% подростков имеют высокий уровень общительности). Отсюда следует, что у этих подростков развита конфликтная компетентность.

Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии