Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………
Столяренко Л.Д. выделяет следующие критерии самосознания:
1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2) осознание своей активности – «Я управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, может быть и моё качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта (самооценка) [37, с.237].
Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как личность оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности [30, с.178].
По мнению Л.С. Выготского, самооценка - это обобщенное (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение к себе [10, с.73].
А.В. Захаровой
самооценка рассматривается
В словаре педагогических терминов под ред. А.А. Белан самооценка определяется как оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, сточки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [38, с.146].
В словаре профессионального образования С.М. Вишняковой самооценка представлена как мнения и суждения человека о себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своём месте и роли среди других людей. Является одним из важных регуляторов поведения и оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного образования [9, с.290].
Проблема самооценки наиболее полно исследована в трудах отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, Л.Д. Столяренко, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухиной и др.; зарубежных исследователей Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.
А.Н. Леонтьев подчёркивает мысль, что как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности, её возможностей, направленности, а принятые личностью ценности составляют ядро самооценки. Самооценка является основным компонентом самосознания, она является стержнем этого процесса, показателем индивидуального уровня развития личности. Оценить какое-либо проявление объективного или субъективного мира - значит определить свое отношение к нему [23, с.62].
На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причём сначала учится оценивать других, а потом уже – себя. К 14 – 15 годам подросток овладевает умением самоанализа и самонаблюдения, анализирует достигнутые результаты и тем самым оценивает себя.
Существует два варианта нарушения развития самооценки:
1. Заниженная самооценка. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности» (М. Селигман). Пути коррекции заниженной самооценки - адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка, даже если он и не дает правильного итогового результата; адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.
2. Завышенная самооценка. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. Пути коррекции - спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика. Неадекватно завышенная самооценка к моменту завершения начального образования обнаруживает себя в феномене «аффекта неадекватности» (М.С. Неймарк) как сложном эмоционально-поведенческом комплексе, обусловленном актуализацией системы защитных механизмов личности, не позволяющих ориентироваться в регуляции поведения на адекватную реалистическую самооценку.
Личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку по содержанию.
Л.Д. Столяренко отмечает, что сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек объективно оценивает себя), неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Это влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудностей тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным [37, с.322].
Е.В. Ишмаметьева предлагает подразделять самооценку на следующие виды: завышенная неадекватная, высокая адекватная, заниженная неадекватная, адекватная устойчивая [18, с.322].
Таким образом, самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Это обобщенное и вместе с тем дифференцированное отношение к себе; важнейшее личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком деятельности; автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности.
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности – учении. Л.И. Божович отмечает, что это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности [5, с.101].
Младший школьный возраст
обладает рядом специфических признаков.
Эти возрастные особенности обусловлены
рамками первого периода
Г.М. Бреслаев указывает, что в этом возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя [7, с.32].
Р.С. Немов отмечает, что особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. [31, с.172]
Е.Л. Серебрякова отмечает, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы. Поэтому для формирования самооценки так важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если уже в первом классе ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, это может негативно сказаться на уровне самооценки ребёнка, выразиться в занижении уровня самооценки [36, с.76].
Первоначальные представления ребенка младшего школьного возраста о себе, его «Я-концепция» тесно связаны с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Р. Бернс подчёркивает - эмоциональное отношение к оценкам извне, положительные или отрицательные внешние оценки, накладывают отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки [4, с.39].
Роль школьного оценивания в становлении рефлексивной самооценки учащегося чрезвычайно велика. Ожидания педагога в отношении успешности своих учеников в значительной степени оправдываются (так называемый эффект Пигмалиона). Ярким примером подобного эффекта может служить результат искусственного деления учащихся на группы «по способностям». Такое деление нередко приводит к тому, что у детей, попавших в слабую группу, понижается уровень развития способностей. Объяснение этого феномена связано с тем, что рефлексивная самооценка определяет особенности мотивации учащихся, в том числе соотношение мотивации достижений и избегания неудач.
Широко распространенное
в школах явление «выученной беспомощности»
состоит в уверенности ученика
в том, что успех и неудачи
в учении не зависят от его целенаправленной
деятельности и усилий, и сопровождается
переживанием собственного бессилия и
беспомощности, появлением тревожности
и беспричинным снижением настроения.
Возникновение этого
Под каузальной атрибуцией понимается процесс интерпретации причин своего и чужого поведения (Х. Хекхаузен). Б. Вайнер дал классификацию четырех типов атрибуции, влияющих на мотивацию учения и включающих такие факторы, как способность, усилие, трудность задания и везение. Другими словами, учащиеся начальной школы могут объяснять свой неуспех в учении либо недостатком способностей, либо низким уровнем старания, либо объективной сложностью задания, либо случайностью (повезло, не повезло). Причины неуспеха различаются по локусу (направленности) контроля (внешний или внутренний), по стабильности и по возможности субъекта.
Получая внешние оценки, младший школьник испытывает разнообразные чувства: злости, вины, обиды, испуга, радости и др. На что-то он не обращает внимания, что-то с негодованием и отвергает, но что-то из этого набора внешних оценок работает и дает свои результаты в формировании личностной самооценки ребёнка. В свете вышесказанного характер формирующейся самооценки ребенка младшего школьного возраста, в немалой степени будет зависеть от деятельности взрослых: родителей учителей. И.С. Кон отмечает, что данный этап развития и становления личности – решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я – Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку. Именно здесь достигается оптимальный уровень самосознания личности, максимально корректируется дефицит развития, возникший в период дошкольного детства [19, с.72].
Как уже выше
отмечалось, ведущей деятельностью
младшего школьника становится
учение, по сравнению с дошкольным
детством изменяется уклад
В младшем школьном возрасте активно формируется не только самооценка, но начинает активно проявляться и интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия, без чего воспитание гуманного отношения к людям невозможно.
Л.И. Божович, О.С. Богдановой, Л.И. Матвеевой, В.И. Петровой выделены психологические особенности детей данного возраста, которые необходимо учитывать при формировании положительных отношений с окружающими. Так, в младшем школьном возрасте у детей, имеющих адекватную или несколько завышенную самооценку, значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих возрастных ступенях, проявляется потребность в общении со сверстниками.
Н.Ф. Прокин отмечает, что процесс собственно-личностного развития детей под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом: в доступных для детей (с учётом младшего школьного возраста) видах деятельности, в основном учебной деятельности, образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности, формирования её самооценки [11, с.70].