Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55

Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Pisareva.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

В процессе учебной деятельности следует давать младшим школьникам не детализированные разрозненные сведения, а систематизированный круг представлений, отражающих существенные связи и  зависимости действительности. В  этом случае у детей младшего школьного  возраста развивается умение вычленять  основные стороны действительности и увязывать их в собственную  картину мира, что создаёт важные предпосылки для усложнения форм познания окружающего мира и формирования самосознания – основы самооценки.

Дети младших классов, имеющие достаточную или высокую самооценку, способны достигать больших учебных успехов; поэтому учителя, работающие в начальной школе, должны учитывать, что оценка, которую они дали  ребёнку на уроке может восприниматься им как общая оценка его личности и повлиять на процесс формирования у него самооценки. То есть, чтобы не занизить самооценку ребёнка, учитель должен уметь встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

Эффективность становления  детской оценочной деятельности во многом зависит от соблюдения учителем следующих условий: выражать свое положительное отношение к результатам учебной деятельности младшего школьника и обеспечивать оценочный подход к остальным видам деятельности, при организации учебного процесса стараться обеспечивать накопление детьми позитивного опыта индивидуальной учебной деятельности, предоставлять образцы результатов учебной деятельности и тем самым давать ребенку критерии правильности ее выполнения, помогать ребенку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников.

Важным условием успешности формирования у детей младшего школьного возраста умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы: совместная деятельность учителя и ребенка, оценивание ребенком учебных действий сверстников, самостоятельное оценивание детьми выполняемого учебного  действия на основании соотнесения собственной оценки с оценкой одноклассника и учителя.

При организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с целью формирования их самооценки следует четко определять  задачи: учить соотносить учебную цель и результат учебной деятельности, учить самооценке путем переноса взаимооценки в самооценку, учить давать себе адекватную самооценку, учить рассказывать о своей деятельности. Обязательно следует использовать специальные приёмы по формированию самооценки.

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки у младших  школьников (1-й класс)

 

2.1. Описание методики  исследования самооценки у младших  школьников (1-й класс)

 

          Эмпирическая часть исследования  была организована на базе  БОУ       г. Омска  «СОШ №91» в 1а классе (см. приложение 1). Цель экспериментального исследования: исследование уровня сформированности самооценки детей младшего школьного возраста (на примере 1-го класса).

          Для этого по материалам Е.А.  Панько, И.С. Поздняковой, Т.Д. Марцинковской были отобраны критерии, позволяющие определить исходный  уровень сформированности самооценки детей: способность к рефлексии, сформированность «Я – концепции».

         Данные  критерии характеризуются показателями, имеющими качественные и количественные выражения. (см. таблицу 1)                                                                                                    

Критерии и показатели определения уровня сформированности

самооценки детей младшего школьного возраста

                                                                                                               Таблица 1

 

Критерии 

 

Показатели 

 

Качественные показатели

Колич.

показат.

Методы исследования

 

  1. Способность к рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сформирован-ность «Я – концепции»

 

1. Соотнесение цели и  результатов своей деятельности

 

 

 

 

 

 

2. Адекватность оценки результата своей  деятельности при сравнении с образцом

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эмоциональный компонент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Поведенческий компонент  проявления «Я – концепции»

 

а) Ребенок не выделяет цели и результата, не соотносит их;

б) Ребенок называет цель деятельности, но не видит результата;

в) Ребенок выделяет цель, результат и соотносит их.

 

 

а) Ребенок дает неадекватную оценку результата;

б) Ребенок дает адекватную оценку, но не может объяснить почему оценивает таким образом или даёт несколько завышенную оценку результата деятельности;

в) Ребенок дает адекватную оценку результата деятельности и объясняет почему.

 

а) Ребенок эмоционально неадекватно оценивает свою деятельность;

б) Ребенок вполне адекватно  эмоционально оценивает свою деятельность, но не умеет обосновать свою реакцию;

в) Ребенок эмоционально адекватно оценивает свою деятельность, т.к. успешно реализует намеченные цели и может объяснить свою реакцию.

 

а) Ребенок поведенчески неадекватно реагирует на ситуацию, затрудняясь в построении отношений с окружающими;

б) Ребенок поведенчески  адекватно реагирует на ситуацию при условии корректирующего вмешательства взрослого;

в) Ребенок самостоятельно адекватно реагирует на ситуацию, умеет строить отношения с  окружающими.

 

1 балл

 

 

2 балла

 

 

3 балла

 

 

 

1 балл

 

 

2 балла

 

 

 

 

 

 

3 балла

 

 

 

 

1 балл

 

 

2 балла

 

 

 

 

3 балла

 

 

 

 

 

 

1 балл

 

 

 

 

2 балла

 

 

 

 

3 балла

 

Беседа «Оцени себя»,

проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько),

методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)

 

Беседа «Оцени себя»,

проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько),

 методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)

 

 

 

 

 

 

Игра «В гостях у трех поросят» (Е.А. Панько, И.С. Позднякова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   

           В соответствии с выделенными  критериями и характеристиками  выраженности данных показателей  нами были выделены три уровня  сформированности самооценки детей младшего школьного возраста: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень: ребёнок  не выделяет цели и результата деятельности и не соотносит их; дает необъективную  и неадекватную оценку деятельности, а также неадекватно реагирует  на проблемные ситуации и затрудняется в построении отношений с окружающими.  Количественная характеристика: 4 - 8 баллов.

  Средний уровень: самооценка достаточно неустойчива, т.е. ребенок называет цель, но не видит результата; дает объективную, адекватную оценку своей деятельности, но не может объяснить - почему оценивает ее именно так; адекватно реагирует на различные ситуации, но строит свои отношения при условии вмешательства взрослых. Количественная характеристика: 9 – 14 баллов.

Высокий уровень: ребёнок выделяет цель деятельности, ее результат и адекватно соотносит их; адекватно оценивает свою деятельность, так как реализует намеченные цели и может рассказать об этом; а также адекватно реагирует на ситуацию и умеет строить отношения с другими людьми. Количественная характеристика: 15 – 18 баллов.

Для того, чтобы сделать объективные выводы об уровне сформированности самооценки каждого из детей, привлеченных к экспериментальной деятельности, нами были подобраны соответствующие диагностические методики, которые были применены в эксперименте [см. таблицу 1].

          Охарактеризуем диагностические  методики, использованные в эксперименте.

Наблюдение  за детьми в процессе выполнения учебного задания

        Цель: в процессе учебной деятельности  понаблюдать за поведением детей младшего школьного возраста, выделив поведенческий компонент проявления «Я – концепции» в характере реагирования детей на ситуации, возникающие в общении с учителем и одноклассниками.

         Описание методики.

         Учительница проводит урок по  труду – изготовление птицы  из бумаги (техника оригами). Нами  фиксировалось поведение детей на уроке, отношение того или иного ребенка друг к другу, их реакция на помощь учителя, на помощь других детей, их отношение к собственной деятельности.

Часть 1. Проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько)

Цель: исследовать уровень  общей сформированности учебных навыков детей младшего школьного возраста (1-й класс), умение оценивать результат своей деятельности по образцу, а также соотносить цель и результат деятельности (изготовление птицы из бумаги).

Описание методики.

В конце урока по ручному  труду на тему «Птица» учительница  предложила  детям оценить свою поделку, поставив ее на одну из ступенек лесенки, ориентируясь на следующие  требования: третья ступенька – должны стоять качественные, удавшиеся работы, такие, в выполнении которых не помогал учитель или помогал незначительно; работы, соответствующие образцу; вторая ступенька – на эту ступеньку ставятся работы тех детей, которым помогал учитель, менее аккуратно и верно выполненные, но в целом соответствующие образцу; первая ступенька – неаккуратно выполненные или неудавшиеся по каким-либо причинам работы, не соответствующие заданному образцу. 

Часть 2. Беседа «Оцени себя». (Е. А. Панько)

Цель: по результатам проблемной ситуации изучить умение детей младшего школьного возраста (1-й класс) оценивать  результат выполнения учебного задания, сравнивая результат с  образцом, умение выделять цель и результат  деятельности и соотносить их.

Описание методики.

После того, как дети оценили  свою работу (описание приведено в  предыдущей части методики),  им были заданы следующие вопросы:

  1. Чем тебе нравится эта птица?
  2. На какую ступень ты бы поставил эту работу?
  3. На какую ступень ты поставил свою работу?
  4. Что ты в следующий раз сделаешь по-другому?

Беседа проводилась индивидуально, в спокойной обстановке. Результаты беседы фиксировались.

        Игровой тест «В гостях у  трёх поросят»

(Е.А.  Панько, И.С. Позднякова)

     Цель: установить уровень притязания детей, степень объективности самооценки, степень удовлетворенности своей деятельностью в соответствии со сформированной «Я – концепцией».

    Описание методики.

    Детям  напомнили  содержание сказки  «Три поросенка», после чего в процессе беседы дети проанализировали поступки её героев - поросят. Дети выясняли - кто из поросят лучше умеет трудиться и кого из них можно назвать трудолюбивым и почему его можно так назвать. Одновременно рассматривались иллюстрации к сказке. Дополнительной  целью предварительной работы являлось выявление адекватного отношения детей к героям сказки. Затем индивидуально с каждым ребенком проигрывалось соответствующая ситуация.

    Ребенку  объявлялось: «Сейчас мы с тобой  отправимся в необычайное путешествие. Представь, что ты со своим классом попал в сказку. Узнаёшь, какая это сказка?». Затем предлагались три рисунка с изображением домиков поросят из сказки «Три поросенка». Далее учительница предлагала: «Поросята пригласили всех детей к себе в гости. Только домики у них небольшие, все дети сразу в один домик не поместятся. Как же нам поступить? Давай сделаем так: в домике Наф-Нафа будут гостить самые трудолюбивые дети, которые любят и умеют трудиться. В домике Нуф-Нуфа будут гостить те дети, которые меньше любят трудиться и ещё не всё умеют делать сами. В домике Ниф-Нифа - дети, которые пока еще не очень любят трудиться и мало что умеют делать сами.   Вот тебе фотографии детей. Подумай, в каком домике мог бы погостить каждый из ребят. Не забудь про себя».

      Поведение ребенка фиксировалось.  Затем показатели детской самооценки сравнивались с объективными данными по результатам наблюдения за деятельностью каждого испытуемого.

              Методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)

     Цель: выявить адекватность самооценки детей младшего школьного возраста.

    Описание методики.

    Каждому ребёнку был выдан бланк с нарисованной лесенкой (семь ступенек) и карандаш. Ребенку было предложено: «Размести на ступеньках детей – на первой ступеньке нужно расположить самых хороших ребят, на второй и третьей будут стоять хорошие ребята, на четвёртой – ни хорошие, ни плохие ребята, на пятой и шестой – плохие, а на седьмой – самые плохие». Далее ребёнку предлагалось подумать – на какую ступеньку он поставит себя и нарисовать на ней кружок.

Качественные  показатели к данной методике:

- ступенька 1 – завышенная самооценка (в первом  классе она может считаться возрастной нормой) – 2 балла;

- ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка (у ребёнка  сформировано положительное отношение  к себе, он умеет оценивать  себя и свою деятельность; это нормальный вариант развития самооценки) – 3 балла;

- ступенька 4 – заниженная самооценка (ребёнок,  ставящий себя на четвёртую  ступеньку, имеет несколько заниженную  самооценку, что скорее всего связано с определённой психологической проблемой ученика) – 1 балл;

- ступеньки 5, 6 – низкая самооценка (учитывалось,  что иногда у ребёнка ситуативно  занижается самооценка) – 1-0 баллов в зависимости от ситуации;

- ступенька 7 – резко заниженная самооценка  – (ребёнок, ставящий себя на  самую низкую – 7-ю ступеньку  находится в ситуации школьной  дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия) – 0 баллов.

Анализ результатов  данных методик приводится в следующем  параграфе.

 

 

 

 

 

    1. Анализ уровня сформированности самооценки

у младших школьников (1-й класс)

 

Анализ  результатов наблюдения за детьми в  процессе выполнения учебного задания

    Анализ  результатов наблюдения показал,  что затрудняются в выполнении  учебного задания и неадекватно оценивают ситуацию 3 ребенка, которые получили по одному баллу (Р.1, Р.9, Р.13); двумя баллами оценены 9 детей, которым в выполнении учебного задания помогала учительница и они не совсем адекватно оценили трудности, возникшие в процессе выполнения задания (Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7, Р.8, Р.10, Р.12); 2 ребенка продемонстрировали умение  адекватно оценивать ситуацию и выполнять задание самостоятельно, стремясь к качественному результату - они получили по 3 балла (Р.11, Р.14). (см. приложение 2)

Информация о работе Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности