Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………
В процессе учебной деятельности следует давать младшим школьникам не детализированные разрозненные сведения, а систематизированный круг представлений, отражающих существенные связи и зависимости действительности. В этом случае у детей младшего школьного возраста развивается умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в собственную картину мира, что создаёт важные предпосылки для усложнения форм познания окружающего мира и формирования самосознания – основы самооценки.
Дети младших классов, имеющие достаточную или высокую самооценку, способны достигать больших учебных успехов; поэтому учителя, работающие в начальной школе, должны учитывать, что оценка, которую они дали ребёнку на уроке может восприниматься им как общая оценка его личности и повлиять на процесс формирования у него самооценки. То есть, чтобы не занизить самооценку ребёнка, учитель должен уметь встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.
Эффективность становления детской оценочной деятельности во многом зависит от соблюдения учителем следующих условий: выражать свое положительное отношение к результатам учебной деятельности младшего школьника и обеспечивать оценочный подход к остальным видам деятельности, при организации учебного процесса стараться обеспечивать накопление детьми позитивного опыта индивидуальной учебной деятельности, предоставлять образцы результатов учебной деятельности и тем самым давать ребенку критерии правильности ее выполнения, помогать ребенку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников.
Важным условием успешности формирования у детей младшего школьного возраста умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы: совместная деятельность учителя и ребенка, оценивание ребенком учебных действий сверстников, самостоятельное оценивание детьми выполняемого учебного действия на основании соотнесения собственной оценки с оценкой одноклассника и учителя.
При организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с целью формирования их самооценки следует четко определять задачи: учить соотносить учебную цель и результат учебной деятельности, учить самооценке путем переноса взаимооценки в самооценку, учить давать себе адекватную самооценку, учить рассказывать о своей деятельности. Обязательно следует использовать специальные приёмы по формированию самооценки.
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки у младших школьников (1-й класс)
2.1. Описание методики
исследования самооценки у
Эмпирическая часть
Для этого по материалам Е.А. Панько, И.С. Поздняковой, Т.Д. Марцинковской были отобраны критерии, позволяющие определить исходный уровень сформированности самооценки детей: способность к рефлексии, сформированность «Я – концепции».
Данные критерии характеризуются показателями,
имеющими качественные и количественные
выражения. (см. таблицу 1)
Критерии и показатели определения уровня сформированности
самооценки детей младшего школьного возраста
Критерии |
Показатели |
Качественные показатели |
Колич. показат. |
Методы исследования |
|
1. Соотнесение цели и результатов своей деятельности
2. Адекватность оценки результата своей деятельности при сравнении с образцом
1. Эмоциональный компонент
2. Поведенческий компонент проявления «Я – концепции» |
а) Ребенок не выделяет цели и результата, не соотносит их; б) Ребенок называет цель деятельности, но не видит результата; в) Ребенок выделяет цель, результат и соотносит их.
а) Ребенок дает неадекватную оценку результата; б) Ребенок дает адекватную оценку, но не может объяснить почему оценивает таким образом или даёт несколько завышенную оценку результата деятельности; в) Ребенок дает адекватную оценку результата деятельности и объясняет почему.
а) Ребенок эмоционально неадекватно оценивает свою деятельность; б) Ребенок вполне адекватно эмоционально оценивает свою деятельность, но не умеет обосновать свою реакцию; в) Ребенок эмоционально адекватно оценивает свою деятельность, т.к. успешно реализует намеченные цели и может объяснить свою реакцию.
а) Ребенок поведенчески неадекватно реагирует на ситуацию, затрудняясь в построении отношений с окружающими; б) Ребенок поведенчески адекватно реагирует на ситуацию при условии корректирующего вмешательства взрослого; в) Ребенок самостоятельно адекватно реагирует на ситуацию, умеет строить отношения с окружающими. |
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла |
Беседа «Оцени себя», проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько), методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)
Беседа «Оцени себя», проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько), методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)
Игра «В гостях у трех поросят» (Е.А. Панько, И.С. Позднякова)
Наблюдение
|
В соответствии с выделенными
критериями и характеристиками
выраженности данных
Низкий уровень: ребёнок не выделяет цели и результата деятельности и не соотносит их; дает необъективную и неадекватную оценку деятельности, а также неадекватно реагирует на проблемные ситуации и затрудняется в построении отношений с окружающими. Количественная характеристика: 4 - 8 баллов.
Средний уровень: самооценка достаточно неустойчива, т.е. ребенок называет цель, но не видит результата; дает объективную, адекватную оценку своей деятельности, но не может объяснить - почему оценивает ее именно так; адекватно реагирует на различные ситуации, но строит свои отношения при условии вмешательства взрослых. Количественная характеристика: 9 – 14 баллов.
Высокий уровень: ребёнок выделяет цель деятельности, ее результат и адекватно соотносит их; адекватно оценивает свою деятельность, так как реализует намеченные цели и может рассказать об этом; а также адекватно реагирует на ситуацию и умеет строить отношения с другими людьми. Количественная характеристика: 15 – 18 баллов.
Для того, чтобы сделать объективные выводы об уровне сформированности самооценки каждого из детей, привлеченных к экспериментальной деятельности, нами были подобраны соответствующие диагностические методики, которые были применены в эксперименте [см. таблицу 1].
Охарактеризуем
Наблюдение за детьми в процессе выполнения учебного задания
Цель: в процессе учебной
Описание методики.
Учительница проводит урок по труду – изготовление птицы из бумаги (техника оригами). Нами фиксировалось поведение детей на уроке, отношение того или иного ребенка друг к другу, их реакция на помощь учителя, на помощь других детей, их отношение к собственной деятельности.
Часть 1. Проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько)
Цель: исследовать уровень общей сформированности учебных навыков детей младшего школьного возраста (1-й класс), умение оценивать результат своей деятельности по образцу, а также соотносить цель и результат деятельности (изготовление птицы из бумаги).
Описание методики.
В конце урока по ручному труду на тему «Птица» учительница предложила детям оценить свою поделку, поставив ее на одну из ступенек лесенки, ориентируясь на следующие требования: третья ступенька – должны стоять качественные, удавшиеся работы, такие, в выполнении которых не помогал учитель или помогал незначительно; работы, соответствующие образцу; вторая ступенька – на эту ступеньку ставятся работы тех детей, которым помогал учитель, менее аккуратно и верно выполненные, но в целом соответствующие образцу; первая ступенька – неаккуратно выполненные или неудавшиеся по каким-либо причинам работы, не соответствующие заданному образцу.
Часть 2. Беседа «Оцени себя». (Е. А. Панько)
Цель: по результатам проблемной ситуации изучить умение детей младшего школьного возраста (1-й класс) оценивать результат выполнения учебного задания, сравнивая результат с образцом, умение выделять цель и результат деятельности и соотносить их.
Описание методики.
После того, как дети оценили свою работу (описание приведено в предыдущей части методики), им были заданы следующие вопросы:
Беседа проводилась
Игровой тест «В гостях у трёх поросят»
(Е.А. Панько, И.С. Позднякова)
Цель: установить уровень притязания детей, степень объективности самооценки, степень удовлетворенности своей деятельностью в соответствии со сформированной «Я – концепцией».
Описание методики.
Детям напомнили содержание сказки «Три поросенка», после чего в процессе беседы дети проанализировали поступки её героев - поросят. Дети выясняли - кто из поросят лучше умеет трудиться и кого из них можно назвать трудолюбивым и почему его можно так назвать. Одновременно рассматривались иллюстрации к сказке. Дополнительной целью предварительной работы являлось выявление адекватного отношения детей к героям сказки. Затем индивидуально с каждым ребенком проигрывалось соответствующая ситуация.
Ребенку
объявлялось: «Сейчас мы с
Поведение ребенка
Методика «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)
Цель: выявить адекватность самооценки детей младшего школьного возраста.
Описание методики.
Каждому ребёнку был выдан бланк с нарисованной лесенкой (семь ступенек) и карандаш. Ребенку было предложено: «Размести на ступеньках детей – на первой ступеньке нужно расположить самых хороших ребят, на второй и третьей будут стоять хорошие ребята, на четвёртой – ни хорошие, ни плохие ребята, на пятой и шестой – плохие, а на седьмой – самые плохие». Далее ребёнку предлагалось подумать – на какую ступеньку он поставит себя и нарисовать на ней кружок.
Качественные показатели к данной методике:
- ступенька 1 – завышенная самооценка (в первом классе она может считаться возрастной нормой) – 2 балла;
- ступеньки 2,
3 – адекватная самооценка (у ребёнка
сформировано положительное
- ступенька 4
– заниженная самооценка (ребёнок,
ставящий себя на четвёртую
ступеньку, имеет несколько
- ступеньки 5,
6 – низкая самооценка (учитывалось,
что иногда у ребёнка
- ступенька 7 – резко заниженная самооценка – (ребёнок, ставящий себя на самую низкую – 7-ю ступеньку находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия) – 0 баллов.
Анализ результатов данных методик приводится в следующем параграфе.
у младших школьников (1-й класс)
Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе выполнения учебного задания
Анализ
результатов наблюдения