Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………
- создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;
- использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности;
- обучение младших школьников приемам самоконтроля;
- обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;
- осуществление целенаправленной работы с родителями.
Для реализации этих условий она предлагает использовать следующие формы работы: работа в парах, работа в творческих группах, индивидуальная работа учителя с учеником, индивидуальная работа родителя с учеником, самостоятельная работа учащегося [18, с.3].
Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразноиспользовать разнообразные формы оценивания:
1. Папки индивидуальных
достижений. На каждого ученика
были заведены папки
2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1_й класс), например: «круг» – тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» – тема в целом усвоена; «треугольник» – тема усвоена не до конца; «отрезок» – тема не усвоена.
При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы.
3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника [18, с.6].
Рассматривая проблему формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, можно утверждать, что знания должны стимулировать развитие детей, в том числе и формирование у детей самооценки как результата познания не только окружающего мира, но и обогащения знаний о себе как личности. В процессе учебной деятельности следует давать младшим школьникам не детализированные разрозненные сведения, а систематизированный круг представлений, отражающих существенные связи и зависимости действительности. В этом случае у детей развивается умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в собственную картину мира, что создаёт важные предпосылки для усложнения форм познания окружающего мира и формирования самосознания – основы самооценки [42, с.131].
Как уже отмечалось, формирование
самооценки младших школьников
происходит главным образом на
основе ведущей деятельности
- учения, хотя в этом возрасте
ещё не утратила своего
Б.Г. Ананьев, исследуя
А.И. Липкина подчёркивает, что особую трудность для детей, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения в процессе учебной деятельности. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Учителя, работающие в начальной школе, должны учитывать, что оценка, которую они дали ребёнку на уроке может восприниматься им как общая оценка его личности и в целом повлиять на процесс формирования у него самооценки [25, с.74].
О.С. Богданова, В.И. Петрова подчёркивают, что результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами, поэтому учитель должен опираться на личностно-ориентированную модель образовательного процесса. Цель личностно-ориентированной модели – содействовать становлению ребёнка как личности, способствовать развитию его способности к самоактуализации, что невозможно без формирования самооценки. Чтобы не занизить самооценку ребёнка, способы общения в рамках данной модели предполагают умение учителя встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития [8, с.91].
В работе по формированию позитивной самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности следует опираться на такие факторы как: уверенность в собственной способности к учебной деятельности, чувство собственной значимости.
Эффективность становления оценочной деятельности во многом определяется характером общения учителя и детей в процессе учебной деятельности, поэтому учитель должен соблюдать следующие условия:
- выражать свое
положительное отношение к
- организовать учебный процесс, обеспечивая накопление детьми позитивного опыта индивидуальной учебной деятельности; ставя дидактическую задачу, показывая способы решения и оценивая исполнение;
- предоставлять образцы результатов учебной деятельности и тем самым давать ребенку критерии правильности ее выполнения;
- помогать ребенку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников [16, с.53].
Л.И. Матвеева, исследуя развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности, отметила, что важным условием успешности формирования у детей младшего школьного возраста умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы:
- первый этап
предполагает совместную
- второй этап
предполагает оценивание
- третий этап
предполагает самостоятельное
Важное условие успешного формирования самооценки - учителю следует придерживаться на уроке следующей структуры:
- вводная часть,
создающая последовательную
- основная часть,
решающая основные
- итоговая часть, в которой дети самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности по предложенным критериям. [27, с.119].
М.В. Гамезо, И.Г. Неволин, исследуя психосоматические аспекты познавательной деятельности, выделяют следующее условие - при организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с целью формирования их самооценки следует четко определять задачи (на каждый урок следует брать не более 1-2 задач):
- учить соотносить
учебную цель и результат
- учить самооценке путем переноса взаимооценки в самооценку;
- учить давать себе адекватную самооценку;
- учить рассказывать о своей деятельности, сравнивать ее с образцом и др.
Следует использовать специальные приёмы по формированию самооценки. Эффективным является такой приём: после каждого урока проводить индивидуальные беседы с использованием модели самооценки (5 пальцев руки: мизинец – то, что мы хотим сделать, наша цель; безымянный палец – что нам для этого нужно, материал; средний палец – с помощью чего мы это будем делать; указательный палец – последовательность или план выполнения задания; большой палец – результат деятельности) [12, с.97].
Необходимым условием формирования самооценки у детей в процессе учебной деятельности является учёт индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная учебная деятельность, осознание своих способностей и умений качественно выполнять учебные задания, предлагаемые учителем, приводят к становлению у детей младшего школьного возраста чувства компетентности – нового аспекта самосознания и самооценки, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием детей этого возраста. Успешность формирования самооценки зависит от ряда условий, которые учителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо учитывать при организации учебной деятельности.
Выводы
по теоретической части
Изучив психолого-
Самооценка является одним
из важных регуляторов поведения
и оказывает существенное влияние
на отношение к учебной
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы; поэтому для формирования самооценки младших школьников важен уровень достижений, приобретенных на данном возрастном этапе в ведущем виде деятельности – учебной деятельности.
Первоначальные представления
ребенка младшего школьного возраста
о себе, его «Я-концепция» тесно
связаны с его эмоциями, которые
определяются отношением к нему взрослых,
сверстников, старших детей. Эмоциональное
отношение к оценкам извне, положительные
или отрицательные внешние
Данный этап развития и
Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность. Дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.