Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55

Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Pisareva.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

    Исходя  из результатов эксперимента, мы  сделали вывод, что многие дети первого класса в период школьной адаптации испытывают трудности с объективным оцениванием результатов своей деятельности, многие дети вообще не умеют этого делать; т.е. дети, принявшие участие в диагностировании,  продемонстрировали в целом средний или низкий уровни сформированности самооценки.

В процентном соотношении  уровень самооценки детей представлен  следующим образом:

 

Уровень сформированности самооценки

Количество детей 

высокий уровень 

средний уровень

низкий уровень

7 %

50 %

43 %

Всего

100 %


Заключение

 

          В курсовой работе по теме «Особенности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности» были поставлены задачи: раскрыть сущность самооценки посредством изучения психолого-педагогической литературы, выявить   особенности   проявления   самооценки   детей   младшего школьного возраста, охарактеризовать   особенности   учебной   деятельности   младших школьников и возможности её использования в формировании самооценки, выявить уровень сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста.

        Для решения данных задач нами  была изучена психолого-педагогическая  литература по проблеме формирования самооценки  детей младшего школьного возраста, что позволило нам установить, что самооценка в основном  формируется к концу старшего дошкольного возраста и особенную значимость для формирования самооценки приобретает младший школьный возраст, в котором самооценка продолжает активно формироваться.

         Чтобы самооценка у детей младшего школьного возраста успешно формировалась, учителя должны использовать специальные методики ее формирования, что зачастую отсутствует в практике работы с учащимися начальных классов по причине недостаточной подготовленности педагогов.

        Изучение психолого-педагогической  и методической литературы показало, что именно в учебной деятельности ребенку младшего школьного возраста наиболее отчётливо виден результат своей деятельности, он может сравнивать его с результатом сверстника, с образцом. 

        Для ребёнка младшего школьного  возраста очень значима оценка  со стороны взрослого.

По материалам изучения психолого-педагогической литературы нами были выделены критерии и показатели определения уровня сформированности самооценки  младших школьников: способность ребенка к рефлексии, сформированность «Я-концепции».

В процессе эмпирической части работы нами был диагностирован уровень сформированности самооценки младших школьников на примере учеников первого класса.

Анализ результатов  диагностирования выявил необходимость  усиления педагогической работы с детьми, принявшими участие в обследовании, т.к. у этих детей выявлены в основном средний (50% детей) и низкий (43% детей) уровни сформированности самооценки; высокий уровень (адекватно высокую самооценку) продемонстрировал только один ребёнок. К среднему уровню отнесены дети, продемонстрировавшие относительно адекватную самооценку с некоторым завышением (что допустимо в этом возрасте); к низкому уровню отнесены дети, продемонстрировавшие заниженную или неадекватно высокую самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. – М., 2002. – 412с.

2. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности //Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 91–99.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды. Т.2. /Б.Г. Ананьев. - М., 2003. – 276с.

4. Бернс Р. Развитие  я – концепции и воспитание /Р. Бернс. – М., 2005. – 301с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2003. – 243с.

6. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника //Вопросы психологии личности школьника. - М., 2002. – 102с.

7. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. – М., 2005. – 263с.

8. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М., 2003. – 275с.

9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь /С.М. Вишнякова. – М., 2001. – 538с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С.  Выготский. – М., 2002. – 326с.

11. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Прокина Н.Ф. – М., 2004. – 372с.

12. Гамезо М.В., Неволин И.Г. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения /М.В. Гамезо, И.Г. Неволин. - М., 2003. – 307с.

13. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления /А.Н. Гельмонт. - М., 2004. – 163с.

14. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация внеклассных мероприятий /Ю.Н. Григоренко. – М., 2002. – 157с.

15. Диянова З.В. Самосознание личности /З.В. Диянова. – Иркутск, 2002. – 316с.

16. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова. – Таллин. – 2006. – 282с.

17. Захарова А.В. Структурная динамическая модель самооценки /А.В. Захарова. – М., 2000. – 247с.

18. Ишмаметьева Е.В. /Е.В. Ишмаметьева //Начальная школа плюс До и После, 2004. - №6.

19. Кон И.С. В поисках себя /И.С. Кон. – М., 2008. – 264с.

20. Кон И.С. Открытия «Я» /И.С. Кон. – М., 2003. – 302с.

21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности /О.А. Конопкин. – М., 2001. – 293с.

22. Крутецкий В.А. Психология /В.А.  Крутецкий. – М., 2009. – 342с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М., 2005. – 316с.

24. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности //Проблемы диагностики умственного развития учащихся /А.И. Липкина. - М., 2005. – 126с.

25. Липкина А.И. Педагогическая  оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника /А.И. Липкина //Психологические проблемы неуспеваемости школьника. – М., 2003. – 140с.

26. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. – М., 2007. – 243с.

27. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения /Л.И. Матвеева. – СПб., 2004. – 314с.

28. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста /В.Н. Могилева. – М., 2007. – 265с.

29. Мид М. Как построить свое Я /М. Мид. – М., 2002. – 347с.

30. Мухина В.С. Детская психология /В.С. Мухина. – М., 2005.  - 272с.

31. Немов Р.С. Психология. Т. 2. /Р.С. Немов. – 2004. – 496с.

32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - М., 2006. – 347с.

33. Савонько А.П. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми /Автореф. канд. дис. - М., 2003. – 119с.

34. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения /В.Ф. Сафин. – М., 2005. – 205с.

35. Столин В.В. Самосознание личности /В.В. Столин. – М., 2003. – 323с.

36. Серебрякова Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования /Автореф. канд. дис. - М., 2005. – 124с.

37. Столяренко Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2002. – 672с.

38. Словарь педагогических терминов /Под ред. А.А. Белан. – Омск, 2003. – 312с.

39. Чеснокова И.И. Проблема самосознания и психологии /И.И. Чеснокова. – М., 2007. – 361с.

40. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников //Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №10. - С. 99 - 102.

41. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога /Л.М. Фридман. – М., 2002. – 316с.

42. Якобсон С.Г. Младший школьный возраст. Психология и педагогика /С.Г. Якобсон. – М., 2006. – 176с.

 

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение  1

 

Список детей 

 

  1. Назарова Таня

 

  1. Бехт Артем

 

  1. Кирьянова Валя

 

  1. Садырова Гульмира

 

  1. Бегов Рома

 

  1. Газаева Шафак

 

  1. Сайко Алена

 

  1. Пехотинцев Илья

 

  1. Балогов Кирилл

 

  1.  Аристова Лиля

 

  1.  Широкова Вика

 

  1.  Колесникова Настя

 

  1.  Кондратов Никита

 

  1.  Квяшко Саша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Наблюдение  за детьми в процессе выполнения учебного задания на уроке труда - изготовление птицы из бумаги (оригами)

     Цель: в процессе учебной деятельности  понаблюдать за поведением детей младшего школьного возраста, выделив поведенческий компонент проявления «Я – концепции» в характере реагирования детей на ситуации, возникающие в общении с учителем и одноклассниками.

      Р.1. Не очень  аккуратна, обращается за помощью к учителю, не старается, не волнуется и не переживает по поводу получившегося результата.

Р.2. Невнимателен во время объяснения материала, но когда работа не получается, обращается за помощью к учителю, принимает помощь одноклассников.

Р.3. Во время объяснения слушает  учителя, но часто отвлекается, невнимательна. При выполнении работы не просит помощи, всё время смотрит как выполняют соседи и старается делать также. Не аккуратна. Спокойна, не раздражительна; помощь учителя принимает лишь тогда, когда учитель сам подходит к её столу.

Р.4. Задание выполняет не отвлекаясь, внимательно и аккуратно. Помощи учителя не просит, но принимает ее. Отказывается от помощи соседей, пытается самостоятельно выполнить деятельность. К результатам своей деятельности равнодушна.

Р.5. Внимателен и сам выполняет  свою работу. Если не получаются мелкие детали и сгибы, попросит учителя  помочь. Когда выполнил своё задание, начал помогать товарищам.

          Р.6. Внимательно слушает учителя,  выполняет за ним все действия, трудолюбива, усидчива, выполняет  задание  самостоятельно, но помощь  не отвергает.

Р.7. Внимательно слушает  учителя, старательно выполняет  задание, усидчива, но не аккуратна, не самостоятельна, своей деятельностью довольна.

Р.8. Внимательно слушает  учителя, самостоятельно пытается выполнить  задание. По ходу деятельности  за помощью  к учителю обращается редко, старается  выполнять все самостоятельно и  у него это получается; радуется, когда учитель его хвалит.

Р.9. Без помощи учителя  не может выполнить ни одного этапа  работы, все время отвлекается. Когда  понял - что нужно делать, начал  указывать соседям -  как нужно  выполнять работу, хотя своё задание  ещё не выполнил.

Р.10. Старалась выполнить  все указания учителя, ответственно относится к выполнению задания, но самостоятельно не замечает некоторых  ошибок.

Р.11. Выполняет задание  аккуратно, строго придерживаясь инструкций учителя; старается сравнивать свою поделку с образцом; критично относится  к результатам Р.13. Отвлекается  во время урока, предлагает свою помощь соседям, лидер в классе, но затрудняется адекватно оценить своё поведение  и деятельность.

Р.12. Старается выполнить  задание без ошибок, но отвлекается, работа выполнена не до конца, просит помощи учителя, дети ей тоже помогают, она не отвергает их помощь.

Р.13. Не совсем аккуратен в работе, просит помощи у учителя, т.к. не помнит последовательность выполнения поделки, не внимателен, оценить работу не может.

Р.14. Внимательно слушает, уверен в себе и результате своей  деятельности, спорит с соседкой по поводу того, как правильно делать хвост птице; помогает остальным.

 

 

 

Приложение 3-а

Часть 1. Проблемная ситуация «Оцени себя» (Е.А. Панько)

Информация о работе Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности