Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………
Анализ результатов 1-й части методики Е.А. Панько: проблемной ситуации «Оцени себя»
В первой
части диагностической
Из них
завысили оценку своих работ
4 ребёнка (Р.1, Р.2, Р.4, Р.7) и были
охарактеризованы одним баллом;
двумя баллами были
Таким образом,
анализ результатов
Анализ результатов 2-й части методики Е.А. Панько:
беседы «Оцени себя»
Не выделили
цель и затруднились соотнести
с ней результат деятельности
5 детей и получили по одному
баллу (Р.1, Р.4, Р.9, Р.12, Р.13); затруднились
выделить результат, но
Анализ
результатов, полученных при
Анализ результатов игрового теста «В гостях у трёх поросят»
(Е.А. Панько, И.С. Позднякова)
Можно отметить, что завысили свою самооценку и неадекватно оценили уровень своего трудолюбия шесть детей и, соответственно, получили по одному баллу (Р.1, Р.4, Р.6, Р.9, Р.12, Р.13); 5 детей были более адекватны в своей самооценке и получили по два балла (Р.2, Р.3, Р.5, Р.7, Р.11), тремя баллами были оценены 3 детей, давших адекватную самооценку (Р.8, Р.10, Р.14)
Из результатов использования данной методики мы смогли отметить, что многие дети пытались завысить свою самооценку, а у некоторых она еще не сформирована. (см. приложение 4)
Также
мы можем отметить, что большинство
детей адекватно оценивают
Анализ результатов методики «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)
Были получены следующие результаты: завышенную самооценку продемонстрировали 6 детей (Р.4, Р.8, Р.9, Р.10, Р.12, Р.14), 5 детей имеют адекватную самооценку (Р.2, Р.3, Р.5, Р.7, Р.11), у 3 детей выявилась заниженная самооценка (Р.1, Р.4, Р.13) и 1 ребёнок имеет низкую самооценку (Р.6). (см. приложение 5)
Сводные данные результатов эксперимента отражены в таблице 2.
В этой таблице
отражена также дифференциация
детей по соответствующим
Сводные данные полученных результатов
Реб. |
Соотнесение цели и результата |
Оценка результата по образцу |
Эмоц. компонент |
Поведенч. компонент |
Адекватн. самооценки |
Общий балл |
Уровень |
Р.1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Н |
Р.2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
С |
Р.3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
С |
Р.4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Н |
Р.5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
12 |
С |
Р.6 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
6 |
Н |
Р.7 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
С |
Р.8 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
С |
Р.9 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Н |
Р.10 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
С |
Р.11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
В |
Р.12 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Н |
Р.13 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Н |
Р.14 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
С |
1. Помнить, что развитие рефлексивной самооценки детей основывается на следующих действиях:
- сравнение ребенком своих достижений;
- сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки;
- предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия, и создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом.
2. Учитывать, что умение ребенка фиксировать свои изменения и понимать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей учебной деятельностью и связано напрямую с регулятивными действиями; т.е. знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования.
3. Развивать рефлексивность - умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.
4. Научить ребёнка четко
формулировать цели, планировать
свою деятельность по их
5. Учитывать результаты
контрольно-оценочной
6. Научить ребёнка с помощью педагога вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.
7. Научить ребёнка объективно оценивать знания своих одноклассников, т.е. необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.
8. Научить ребёнка анализировать причины, которые способствовали его успеху или неудаче в конкретной учебной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую учебную деятельность с учетом полученных выводов.
9. Создавать ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности.
10. Для обучения ребёнка приемам самооценивания и взаимооценивания использовать разнообразные формы оценивания: папки индивидуальных достижений, тематические оценочные листы, дневники достижений и др.
11. Стараться своевременно отмечать у ребёнка любые проявления произвольности познавательных процессов и поведения.
12. Учитывать, что оценка, которую педагог дал ребёнку на уроке может восприниматься ребёнком как общая оценка его личности и в целом повлиять на процесс формирования у него самооценки.
13. Опираться на личностно-ориентированную модель образовательного процесса, т.е. содействовать становлению ребёнка как личности, развитию его способности к самоактуализации, что невозможно без самооценки
14. Соблюдать следующие условия:
- выражать свое
положительное отношение к
- организовывать учебный процесс, обеспечивая накопление детьми позитивного опыта индивидуальной учебной деятельности; ставя дидактическую задачу, показывая способы решения и оценивая исполнение;
- предоставлять
образцы результатов учебной
деятельности и тем самым
- помогать ребенку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников.
15. Формировать у ребёнка умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы:
- первый этап
предполагает совместную
- второй этап
предполагает оценивание
- третий этап
предполагает самостоятельное
16. Следует придерживаться на уроке следующей структуры:
- вводная часть,
создающая последовательную
- основная часть,
решающая основные
- итоговая часть, в которой дети самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности по предложенным критериям.
17. Следует четко определять задачи (на каждый урок следует брать не более 1-2 задач):
- учить соотносить
учебную цель и результат
- учить самооценке путем переноса взаимооценки в самооценку;
- учить давать себе адекватную самооценку;
- учить рассказывать о своей деятельности, сравнивать ее с образцом и др.
18. Использовать специальные приёмы по формированию самооценки: индивидуальные беседы с использованием модели и др.
19. Учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка и зону его ближайшего развития.
20. Создавать условия, способствующие адекватному пониманию ребёнком причин неуспеха в учебной деятельности:
- обеспечить успешность в учебе за счет организации ориентировки в учебном содержании и усвоении системы научных понятий;
- обеспечить положительную обратную связь и положительное подкрепление усилий ребёнка через адекватную систему оценивания;
- отказаться от негативных оценок;
- стимулировать активность и познавательную инициативу ребенка при отсутствии жесткого контроля в обучении;
- ориентировать ребёнка на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенести акцент на чувство ответственности самого ребёнка;
- формировать адекватные реакции ребёнка на неуспех и поощрять его усилия в преодолении трудностей.
21. Осуществлять целенаправленную работу с родителями в данном направлении.
Выводы по эмпирической части исследования
В процессе эмпирической части работы нами был диагностирован актуальный уровень сформированности самооценки младших школьников на примере учеников первого класса. Для этого мы использовали такие методики как: методика «Оцени себя» в 2-х частях, игра-тест «В гостях у трех поросят», наблюдение, методика «Лесенка» в процессе учебной деятельности.
Комплекс
диагностических методик