Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике
Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.
Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .
Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отчет
о прохождении консультативной практики
ВЫПОЛНИЛ :
Орлова Е.А
ЗС- 031000-61(к)
СОДЕРЖАНИЕ
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Цели практики:
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка
приемов и техник, которые могут
быть использованы в процессе
оказания психологической
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование
полученных результатов
Этапы практики:
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Понятие психологического консультирования, цели.
Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [ 7 ].
Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем, их осознании.
Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения (Таблица 1)[10].
Таблица 1.
Основные методические подходы к психологическому консультированию
(по Г.С. Абрамовой)
Направление, его представители |
Методические приемы, используемые в консультировании |
Основной метод и задача |
Цель, результат |
I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) |
Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса. |
Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсознанием |
Интерпретация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа. |
II. Бихевио-ральное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) |
Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения |
Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия |
Изменение поведения клиента |
III. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл) |
Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв |
Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его во время ответственного решения |
Повышение ответственности человека за свои поступки, социальная самоактуализация |
Модель психологического консультирования
Ни одно направление в психологии не может отразить все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе консультирования, поэтому чтобы представить процесс консультирования более структурированным воспользуемся моделью, которая включает в себя этапы и технологии, используемые в психологическом консультировании.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (По Ю.Е. АЛЕШИНА) [2]
Этапы психологического консультирования |
Содержание этапов психологического консультирования |
Технологии, используемые на разных этапах психологического консультирования |
1 этап. Знакомство с клиентом. Начало беседы. (5-10 мин.) |
1) Приветствие 2) Пауза (40-60 сек.) 3) Знакомство (принцип равенства имен) 4) Как будет проходить работа (рассказать об условиях, принципах консультирования) Результат этапа: принятие клиентом осознанного решения о вступлении в процесс консультирования |
Технология установления контакта (подстройка к клиенту на |
2 этап Расспрос клиента (25-35 мин.) 2.1. Формирование консультативных гипотез (10-15 мин.) 2.2. Проверка консультативных гипотез (15-20 мин.) |
Цель: Понимание сути проблемы клиента Направления работы: 1) Эмпатическое слушание 2) Стимулирование клиента на рассказ 3) Структурирование беседы 4) Осмысление того, что говорит клиент 2 алгоритма проверки гипотез: 1) Начать задавать вопросы, 2) Изложение гипотезы (осуществление интерпретации). В случае согласия клиента с предположениями консультанта проводится анализ 2-3-х конкретных ситуаций Результат этапа: принятие клиентом гипотезы консультанта о причинах проблемы |
Технология активного слушания
Технология работы с эмоциональными переживаниями клиента |
3 этап Оказание воздействия (10-15 мин.) 3.1. Коррекция установок клиента
3.2.Коррекция поведения клиента |
Формирование в сознании клиента цепочки событий: Негативные чувства клиента → цель клиента → неадекватные средства достижения цели → негативные чувства партнера → усугубление проблемы Результат подэтапа: выраженное непринятие клиентом прежних способов поведения в конфликтной ситуации, установка на поиск новых способов. Помощь клиенту в |
Технология работы с эмоциональными переживаниями клиента |
4 этап Завершение консультативной беседы (5-10 мин.) |
1)Подведение итогов беседы 2) Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений 3) Обсуждение домашнего задания 4) Прощание с клиентом |
Обобщение, резюмирование |
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.
Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Представленная ниже Таблица 2 включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.
Таблица 2
Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта
№ п/п |
Сравниваемые особенности поведения |
Хороший психолог-консультант |
Плохой психолог-консультант |
1 |
Постановка целей |
Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей |
Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента |
2
|
Стратегия консультирования, проявляемая в рекомендациях, предлагаемых клиенту |
Предлагает клиенту разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить |
Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит |
3
|
Восприятие Происходящего во время консультации |
Понимает и способен
принять и признать как правильную
любую точку зрения на проблему,
практически действовать в |
Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и признать точки зрения других |
4
|
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди клиента
|
Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих альтернативных |
Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода. Другие теории и подходы воспринимает как не верные |
5 |
Осознание собственных возможностей и ограничений |
Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами- консультантами и готов |
Действует без осознания ограниченности собственных Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным опытом
с другими психологами- |
6 |
Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта |
Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него |
Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого
|
7 |
Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди |
Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди |
Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента |
8 |
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования |
В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования |
Есть ситуации, для
которых психолог-консультант |
9 |
Уважение человеческого достоинства клиента |
Честно и с должным уважением относится к клиенту |
Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне |
10 |
Конфиденциальность |
Сохраняет в тайне все, что касается клиента, его проблемы и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения |
Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми |
В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами:
1. Способность к эмпатии,
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о
клиенте с помощью
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально
положительное отношение к
5. Безоценочное отношение к
6. Отказ от нравоучений,
7. Доверие к клиенту, вера
в его способность и
8. Готовность и стремление
9. Умение держать оптимальную
психологическую дистанцию
10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя [9].
Индивидуальная консультация
Консультируемый: Ваня, подросток.
1 консультация.
Повод обращения: Конфликтные отношения с отчимом.
« Что мне делать, главная проблема в моей жизни - это отчим!»
Ход консультации: Знакомство.
В начале консультации познакомилась с клиентом, попросила сесть, как ему будет удобно.
В. Выбрал самое значимое место в кабинете (сел за учительский стол) (нет условий для проведения консультации в отдельном кабинете) и попросил выйти всех тех, кто присутствовал в кабинете.
В начале консультации я попросила В. рассказать о его настроении, о себе, а также подробнее рассказать о его запросе, с которым он пришел.
В.: «Судьба распорядилась, и я родился». Вспоминает, что в начальной школе он попадает в класс, в котором не хотел бы учиться. Мама переводит его в класс, где нет его друзей по садику Он говорит, что в классе все делились на подгруппы. Часто возникали такие ситуации, что с ним поначалу играли, подлизывались к нему, а потом «кидали». «Ненавижу людей, которые сначала подлизываются, а потом кидают».
Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики