Отчет о прохождении консультативной практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике

Краткое описание

Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.

Содержание

Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .

Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

dnevnik_konsultiruemogo.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Начинайте принимать решение  самостоятельно.  Помните, что  не существует правильных и  неправильных решений. Любые принятые  вами решения вы всегда можете  оправдать и обосновать.

 

6. Постарайтесь окружить себя  тем, что оказывает на вас  положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

 

7. Начинайте рисковать.  Принимайте  на себя ответственность, пусть  доля риска сначала может быть  невелика.

 

8.Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.

 

Также в конце занятия учащимся были розданы памятки: «Знакомство с правилами поднятия самооценки».

 

По результатам диагностики, проведенной  в классе получилось, что у примерно половины класса (13 человек в классе) прослеживается заниженная самооценка. Дети согласны с данными результатами, видно, что этот вопрос их заинтересовал, учащиеся проявили инициативу узнать о способах поднятия самооценки. Психологом школы намечен план работы по этому направлению с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 «Психологическое консультирование  – не просто набор техник  и стратегий, которые приобретают специальную структуру, это еще особые взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые не сводятся к безграничной дружбе».

К. Лютова – Робертс

 

Консультирование - одно из самых сложных направлений  деятельности школьного психолога, и я соглашусь с приведенной выше цитатой, что не только знание теории и различных техник, но и личностные качества консультанта играют важную роль.

 Анализирую работу  педагога – психолога и свою  деятельность во время прохождения  практики хочется выделить основные  темы, запросы и трудности с которыми пришлось столкнуться:

           1.Основные темы консультирования:

- низкая мотивация  учения (родители, учителя);

- неэффективное межличностное  взаимодействие, чаще в подростковом  возрасте (ученик- учитель, ученик- класс,  ребенок- родитель);

- вопросы профессионального самоопределения (учащиеся старших классов).

2. Основные запросы  клиентов:

- информационный запрос (школьники и учителя);

- манипулятивный запрос, запрос о снятии симптома (родители, учителя);

- личностные запросы, запросы о трансформации (представлен в индивидуальной консультации).

Работать со второй группой  запросов очень трудно, так как  нет работы со стороны адресата запроса, ребенок вынужден идти к психологу не понимая для чего, а родители думают, что психолог изменит поведение ребенка.

3. Основные трудности:

- Большое количество  теорий консультирования, порой  даже противоречивых, у практиканта нет теоретико – методологического позиционирования;

- Из-за неопытности и условий, которые были в школе часто сама структура консультирования была не структурирована;

- Нехватка консультаций с более опытным, специально - подготовленным коллегой (нехватка кадров в сельской местности, отдаленность информационных центров).

- Не секрет, что отношение  к психологу как к «последней инстанции», как специалисту, который все может и (в связи с этим) должен…» пока еще превалирует в сознании многих  педагогов, администрации, родителей.

Но, несмотря на все трудности, консультирование – это опыт, который  важен как для клиента (возможность высказаться, получить полезную для себя информацию, наметить новую систему поведения), так и для начинающего консультанта.

Работа строилась на основных принципах и правилах, по возможности сохранялась структура  консультирования. В работе мною были использованы  приемы из гештальт-терапии,  велась работа со сновидениями, помогал прием, когда клиент записывал и описывал свою проблему на бумаге.

 

Подводя итог нужно отметить, что консультативная работа сложная, но в тоже время интересная, требующая от консультанта определенных как профессиональных, так и личностных качеств.

 

 

 

 

Библиографические список:

 

 1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Деловая книга; М.: Academia, 1995.

 2.  Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

 3. Бачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.

 4. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Академия, 2002.

 5. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

 6. Кдчюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

 7. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998.

 8. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:НПО Модэк, 1999. (Библиотека педагога-практика).

 9. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Академия, 2003.

 11. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2002.

12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения. М.: МПСИ; Воронеж: НПО Модэк, 2002, 284

 13. Пряжников Н. С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1.

14. Психологическое консультирование: теория и практика: Учебное пособие / Сост. Н. В. Бодягина. Самара: Изд-во Самарского обл. ин-та. ПКиПРО, 2001.

15. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М.: Генезис, 2000.

 16. Семаго М. М. Консультирование семьи проблемного ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Семейная психология и семейная терапия. 1998,

№1.

 17. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1989.

 18. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: МГУ, 1988.

19. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-

Пресс, 1999. (В помощь психологу).

20. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика,1989.

 21. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2001.

 22.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. (Мастера психологии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Приложение 1

Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания

 

Опросник личностный, предназначенный  для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

По мнению автора, эмоциональное  выгорание - это выработанный личностью  механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит  из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана  методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

 

«Напряжение».

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

«Резистенция».

Неадекватное эмоциональное избирательное  реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные  нарушения.

 

Инструкция.

 

Проверьте себя. Если вы являетесь  профессионалом в какой-либо сфере  взаимодействия с людьми, вам будет  интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросчика речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

Стимульный материал.

1. Организационные недостатки на  работе постоянно заставляют  меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии  или профиля деятельности (занимаю  не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я  стал хуже работать (менее продуктивно,  качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала  мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы  домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине,  чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость  или напряжение, то стараюсь поскорее  решить проблемы партнера (свернуть  взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально  я не могу дать партнерам  того, что требует профессиональный  долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих  проблем, с которыми приходится  иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных  с работой.

13. Взаимодействие с партнерами  требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом  оказать партнеру профессиональную  поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если  что-то не ладится в отношениях  с деловым партнером. .

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться  как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации  общения на работе вызывают  раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные  претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило  меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых  коллегах по работе или партнерах  у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия  с коллегами отнимают много  сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать  или поддерживать контакты с  деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне  кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают  тревожные ожидания, святые с  работой: что-то должно случиться,  как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как  надо, не сократят ли и т.  п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я  придерживаюсь принципа: «не делай  людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним  о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо  проявить к партнеру эмоциональную  отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою  работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне  обычно становится не по себе: начинает колоть в области  сердца, повышается давление, появляется  головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что  моя работа приносит пользу  людям.

39. Последнее время (или как  всегда) меня преследуют неудачи  в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей  работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики