Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике
Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.
Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .
Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
41. Бывают дни, когда контакты
с партнерами складываются
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу
отдохнувшим, со свежими
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе встречаются
48.После общения с
49. На работе я испытываю
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с
работой, я был бы более счастл
64. Я в отчаянии из-за того,
что на работе у меня
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые
рассчитывают на особое
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время:
скорей бы рабочий день
69. Состояния, просьбы,
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий
день проходит спокойно и
74.Мои требования к выполняемо
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе
обычно мало сказывается (
80. Если предоставляется случай,
я уделяю партнеру меньше внима
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему),
что происходит на работе, я
утратил интерес, живое
83. Работа с людьми плохо
84. Работа с людьми явно
Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.
Существует трехступенчатая
Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Обработка данных.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма
3. Находится итоговый показатель
синдрома «эмоционального
Ключи.
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих
Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-
«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное
Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 -20 баллов - сложившийся симптом.
20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
в каких направлениях надо влиять
на обстановку в профессиональном коллективе,
чтобы снизить нервное
какие признаки и аспекты поведения
самой личности подлежат коррекции,
чтобы эмоциональное «
Приложение 2
Диагностика стрессоустойчивости
Часть I
Инструкця. Отметьте, пожалуйста, замечаете ли вы у себя появление следующих реакций по тем или иным поводам. И если отмечаете, то как часто.
3 — очень часто,
2 — время от времени,
1 — редко,
0 — никогда.
1. Супружеские или семейные |
3 2 1 0 |
2. Вымещение агрессии на ком-либо |
3 2 1 0 |
3. Апатия |
3 2 1 0 |
4. Желание покинуть рабочее |
3 2 1 0 |
5. Нежелание поддержать коллег |
3 2 1 0 |
6. Ощущение неспособности к труду |
3 2 1 0 |
7. Раздражительность |
3 2 1 0 |
8. Неспособность принимать |
3 2 1 0 |
9. Лихорадочная активность по ничтожным поводам |
3 2 1 0 |
10. Неспособность |
3 2 1 0 |
11. Чувство отчужденности |
3 2 1 0 |
12. Депрессия |
3 2 1 0 |
13. Сильные головные боли |
3 2 1 0 |
14. Чувство “вымотанности” |
3 2 1 0 |
15. 3лость |
3 2 1 0 |
16. Состояние тревожности |
3 2 1 0 |
17. Бессоница, расстройства сна |
3 2 1 0 |
18. Чувство изолированности на работе |
3 2 1 0 |
19. Страх |
3 2 1 0 |
20. Чувство вины |
3 2 1 0 |
21. Переедание |
3 2 1 0 |
22. Повышенная чувствительность к критике |
3 2 1 0 |
23. Боли в спине |
3 2 1 0 |
Часть II
Инструкция. Отметьте, пожалуйста, насколько в напряженных ситуациях вам свойственны следующие реакции:
3 — в большой степени,
2 — в небольшой степени,
1 — незначительно,
0 — не свойственно.
1. Нервозность |
3 2 1 0 |
2. Ухудшение самочувствия |
3 2 1 0 |
3. Ухудшение результатов своей деятельности |
3 2 1 0 |
4. Понижение работоспособности |
3 2 1 0 |
5. Появление нехарактерных ошибок |
3 2 1 0 |
6. Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) |
3 2 1 0 |
7. Изменение обычной, привычной позы |
3 2 1 0 |
8. Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) |
3 2 1 0 |
9. Изменения в речи |
3 2 1 0 |
10.Ухудшение памяти (что-то забываю) |
3 2 1 0 |
11. Ухудшение внимания (невнимательность) |
3 2 1 0 |
12. Ухудшение мышления (замедление
темпа мыслительной |
3 2 1 0 |
Обработка результатов
Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста:
0–35 баллов — высокая стрессоустойчивость;
36–70 баллов
— средняя стрессоустойчивость;
71–105 баллов — низкая стрессоустойчивость.
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ЧТО
ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ
ВЫГОРАНИЯ?
(по материалам Н.Г. Осуховой)
1. Прежде всего признайте, что оно есть.
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: “Я страдаю профессиональным выгоранием”. Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, уход в работу.
Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак своей “силы”. Некоторые защищаются от собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее “Я подумаю об этом завтра”?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. “Расплата за сочувствие” проявится в расстройствах нервной системы, ощущении загнанности и пр.
Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики