Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике
Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.
Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .
Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(проводится
диагностика стрессоустойчивост
Учителям также раздаются
Учителям, у которых прослеживается «синдром эмоционального выгорания» школьным психологом предложена индивидуальная консультация.
Ведущий. Психологи считают, что развитию СЭВ способствуют следующие личностные особенности: эмоциональность, сверхвысокий самоконтроль (особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций), склонность к повышенной тревоге, перфекционизм (стремление всегда быть первым), сниженная стрессоустойчивость. Личностные факторы, снижающие риск эмоционального выгорания, — оптимизм, общительность, постоянный поиск новых контактов, умение идти на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов, высокая стрессоустойчивость и креативность при решении профессиональных задач.
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Ведущий. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи — то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. Профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Упражнение “Метеориты”
Цель: снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности, выбор наиболее эффективной стратегии поведения.
Материалы и оборудование: листы бумаги, веревка, самолетики из бумаги с надписью: “Пофигисты” и “Трудоголики”.
Психолог предлагает участникам поиграть, предварительно разделив их на 2 команды. Для деления на команды необходимы два помощника (желающие из числа участников занятий — они будут капитанами команд). Им задается вопрос, отвечая на который они выбирают второго члена своей команды из общей группы. Второй вопрос задается уже выбранному, второму члену команды — так появляется третий и т.д.
Примерный перечень вопросов
— С кем из присутствующих вы полетели бы в космос?
— У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на ваши?
— У кого бы вы спросили совета?
— Для кого не пожалели бы личного времени?
— С кем бы вы совершили шопинг-терапию?
— Кому бы подарили маленького ежика?
— Чьи детские фотографии вы бы хотели посмотреть?
После того как команды сформированы, им по жребию присваивается название: “Трудоголики” или “Пофигисты” и вручаются самолеты. Команды отправляются в полет на планету Эмоционального комфорта.
Задание № 1. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции (“Почему хорошо быть “трудоголиком”?”; “Почему хорошо быть “пофигистом”?”). Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.
Задание № 2. Учителям предлагается сделать из бумаги метеориты и по сигналу ведущего перебрасывать их на территорию соперника (помещение, где проходит занятие, разделяют положенной на пол веревкой — “границей”). Игра в метеориты длится 2–3 минуты, после чего по сигналу психолога прекращается. Побеждает тот, у кого на территории оказывается меньше метеоритов.
Затем проводится обсуждение вопросов, связанных с профилактикой синдрома эмоционального выгорания учителей.
— Кем же лучше быть: “трудоголиком” или “пофигистом”?
— Какие методы борьбы с эмоциональным выгоранием вы знаете и используете?
Далее психолог кратко рассказывают о целом арсенале существующих средств и методов борьбы с профессиональными стрессами и синдромом эмоционального выгорания:
• психотренинг;
• психотерапия, арт-терапия, визуализация, игротерапия, музыкотерапия;
• соблюдение психогигиены (настрой на позитив; умение обращать внимание на 95% плюсов, а не на 5% минусов, неудач и ошибок; расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);
• овладение
умениями и навыками саморегуляции
(релаксация, дыхательная гимнастика,
определение целей и
• профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов профилактики СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других гимназий, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива);
• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
• эмоциональное
общение (когда человек анализирует
свои чувства и делится ими
с другими людьми, вероятность
выгорания значительно снижаетс
• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между физическим состоянием и разумом существует тесная связь: неправильное питание, гиподинамия, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
После обсуждения психологи предлагают учителям памятку по профилактике эмоционального выгорания и приглашают к дальнейшей совместной работе. (Приложение 3)
2.«Понятие самооценки и формирование адекватной самооценки подростка».
От классного руководителя поступил запрос: в классе есть дети, у которых самооценка занижена, а особенно она отмечает девочку, которая из-за низкой самооценки не может реализовать свой потенциал, на индивидуальные консультации девочка ходить не против, но стесняется.
Цель: научиться оценивать себя и успешность своих действий.
Задачи:
1)Предоставление подросткам информации о том, что такое самооценка, и какая она бывает.
2) Привлечение внимания
3) Ознакомление с конкретными практическими правилами, предназначенными для формирования адекватной самооценки.
Понятие самооценки
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности.
Самооценка связана с одной из главных потребностей человека в самоутверждении, со стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Самооценка формируется под влиянием оценки окружающих, т.е. складывается собственное отношение к себе, а так же к отдельных формам своей активности: общению, поведению, деятельности, переживаниям.
Как же формируется самооценка?
Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Существенно важные ориентиры для своего поведения, человек все время сверяет с тем, что он делает, и с тем, что ожидают от него окружающие, прислушивается к их мнениям, чувствам и требованиям. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).
Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
Завышенная самооценка. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.
Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.
При излишней самоуверенности люди не видят препятствий на пути к достижению цели. Им всё кажется лёгким. Это часто приводит их к поражению и позору.
Заниженная самооценка. Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, самоконтроля. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Далее проводится диагностика уровня самооценки, посредством использования тестов:
Учащиеся сами обрабатывают тесты и видят полученные результаты.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
Способы изменения самооценки
1. Постарайтесь более позитивно
относиться к жизни. Используйте
внутренний диалог с собой,
состоящий только из
2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства.
3. Относитесь к себе с уважением.
4. Попытайтесь избавиться от
того, что вам самим не нравится
в себе. Чаще смотрите на
себя в зеркало, пытаясь
Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики