Отчет о прохождении консультативной практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике

Краткое описание

Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.

Содержание

Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .

Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

dnevnik_konsultiruemogo.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

На Европейской конференции  Всемирной организации здравоохранения (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный  с работой, является важной проблемой  примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. 60% работников системы образования ежегодно обращаются за медицинской помощью по проблемам, связанным с симптомами эмоционального выгорания.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Социальный психолог Каролина Маслач (1976 г.) при изучении работы врачей в госпиталях и клиниках описала часто повторяющиеся симптомы: физическое и эмоциональное истощение, развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам. Совокупность этих симптомов впоследствии назвали синдромом эмоционального выгорания (СЭВ).

В “группе риска” СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые  по роду своей деятельности имеют  широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система  человека имеет некоторый “лимит общения”, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

 

2. Разминка

Ведущий. Наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания учителей. Начнем с самодиагностики личностных черт и свойств.

Следует обратить внимание на то, что обсуждение результатов  возможно только по желанию.

 

Методика № 1. “Ранжирование”

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам проранжировать следующие понятия: деньги, семья, дети, я, работа, то есть поставить цифру “1” напротив самого важного для вас понятия, “2” — напротив менее важного в вашей жизни и т.д. Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его “Я”. Как показывает опыт, чаще у учителей “Я” находится на одном из последних мест (на 4–5-м), что может способствовать эмоциональному выгоранию.

 

Методика № 2. “10 животных” 
(из книги Д.А. Белухина “Учитель: от любви до ненависти…”)

Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в  порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик  запишите этих животных.

 

Есть ли среди них тот, на кого вы похожи?

Где он находится  в списке? На каком месте?

Если в самом  начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине — вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и  минусы. Адекватная самооценка — залог  психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.

 

3. Теоретическая  часть

Проводится  в виде презентации, которая содержит следующие разделы:

— симптомы эмоционального выгорания,

 

Выделяются  три ключевых признака СЭВ.

Первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

 

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.

 

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

 

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

 

Стадии эмоционального выгорания

 

В настоящее время существует несколько  теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

 

Дж. Гринберг предлагает рассматривать  эмоциональное выгорание как  пятиступенчатый прогрессирующий  процесс.

 

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

 

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

 

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

 

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

 

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

 

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

 

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие  стадии или фазы.

 

1. Предупреждающая  фаза 

 

а) Чрезмерное участие:

• чрезмерная активность;

• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и  разочарований;

• ограничение социальных контактов.

 

б) Истощение:

• чувство усталости;

• бессонница;

• угроза несчастных случаев.

 

2. Снижение уровня собственного участия

 

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

• потеря положительного восприятия коллег;

• переход от помощи к  надзору и контролю;

• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

• доминирование стереотипов  в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

 

б) По отношению к остальным  окружающим:

• отсутствие эмпатии;

• безразличие;

• циничные оценки.

 

в) По отношению к профессиональной деятельности:

• нежелание выполнять свои обязанности;

• искусственное продление  перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности  работой.

 

г) Возрастание требований:

• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

• чувство переживания  того, что другие люди используют тебя;

• зависть.

 

3. Эмоциональные  реакции 

 

а) Депрессия:

• постоянное чувство  вины, снижение самооценки;

• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

 

б) Агрессия:

• защитные установки, обвинение  других, игнорирование своего участия  в неудачах;

• отсутствие толерантности  и способности к компромиссу;

• подозрительность, конфликты  с окружением.

 

4. Фаза деструктивного  поведения 

 

а) Сфера интеллекта:

• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить  сложные задания;

• ригидность мышления, отсутствие воображения.

 

б) Мотивационная сфера:

• отсутствие собственной  инициативы;

• снижение эффективности  деятельности;

• выполнение заданий строго по инструкции,

 

в) Эмоционально-социальная сфера:

• безразличие, избегание  неформальных контактов;

• отсутствие участия  в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному  лицу;

• избегание тем, связанных  с работой;

• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

 

5. Психосоматические  реакции и снижение иммунитета;

 

• неспособность к  релаксации в свободное время;

• бессонница, сексуальные  расстройства;

• повышение давления, тахикардия, головные боли;

• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

 

6. Разочарование  и отрицательная жизненная установка; 

 

• чувство беспомощности  и бессмысленности жизни;

• экзистенциальное отчаяние.

 

Согласно М. Буришу сильная  зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

 

— причины эмоционального выгорания,

Главной причиной СЭВ  считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

 

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

 

 

4. Практическая  часть

Ведущий. Предлагаем вам небольшое исследование некоторых особенностей вашей эмоциональной сферы. Постарайтесь отвечать честно, “положа руку на сердце”. Разумеется, результаты самодиагностики могут обсуждаться в группе только по вашему желанию.

Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики