Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике
Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.
Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .
Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
У В. в жизни проходит полоса трагических событий. В 9 лет он теряет своего отца, который был для него самым близким и родным человеком (и только недавно узнает, что возможно в его смерти виновата его мать, по крайней мере, она спровоцировала его к этому). Потом спустя небольшой промежуток времени умирает его любимая бабушка, которую он часто навещал, потом утонул его двоюродный брат и друг (причем эту смерть он видит своими глазами, хочет помочь, но не успевает).
К.: Как ты относишься к череде таких событий?
В.: Может это мне наказание, может судьба такая, что все близкие люди уходят от меня.
Дальше В. говорит, что прошло и пол года, как мама нашла другого, а потом еще другого мужчину – его отчима. Но описывает его так: толстый уголовник, пьяница, ничего не умеет делать, не любит их, считает их чужими, обзывает их. В. боится, что отчим заберет у них все и даже дом. Когда он был маленьким, он поскорее мечтал вырасти, окрепнуть, стать «как отец» и поставить его на место. Он даже ради этого стал ходить на тренировки.
В. зол на мать, зол на то, что не успел умереть отец, как она привела другого мужчину, считает ее легкомысленной.
В. нравиться общаться с психологами, они его выслушивают, не смеются, как друзья, понимают и принимают.
В процессе консультирования поза у клиента открытая, но глаза старается отводить, видно, что он волновался, так как заикается.
В конце консультации В. говорит, что ему стало легче после высказанного, он еще хочет встретиться.
К.: В. я предлагаю тебе дома выполнить следующее задание, тебе нужно разделить лист на 2 столбца: в 1 написать свои положительные качества «Я хороший», во 2 свои отрицательные «Я плохой». Причем качества должны быть твоими, а не те о которых тебе говорили.
Результаты консультирования:
1.Знакомство с клиентом;
2. Возможность выговориться о своих проблемах.
Примечания: В. не хочет мириться с ситуацией, но ничего сам не хочет предпринимать, а напротив проявляет агрессию, или использует уход от конфликта (может сбежать из дома). Во всей сложившейся ситуации В. обвиняет других людей (отчим, мать) или винит во всем судьбу. Видно, что В. ждет понимания и помощи, ему не хватает внимания.
2 консультация.
Настроение у клиента хорошее. Всю ночь перед консультацией ворочался. Очень ждал встречи. Предложенное задание не было выполнено.
К.: На прошлой встрече, ты сказал мне, что самым близким для тебя в жизни человеком был отец. Давай поговорим о нем.
Клиенту были предложены следующие вопросы:
Расскажи о своем папе, каким он был?
В.: Папа был сильным, защищал нас, его все уважали, милиция лишний раз не связывалась с ним, слыша его имя, он любил нас, всегда помнил о нас. У папы были золотые руки, он любил природу, если у него были проблемы, он не срывался на нас, а шел на природу: на рыбалку или в лес и брал меня с собой.
Ты помнишь, как это произошло, что ты почувствовал, когда его не стало?
В.: Мне стало одиноко, он оставил меня одного, он мог бы меня многому научить, но не смог. Я хочу походить на него, даже сейчас у меня много качеств, которые были у него.
Давай сейчас поговорим об отчиме, расскажи какой он?
В.: Когда он появился, я думал, что все будет хорошо, он будет защищать меня, он ведь пришел с «зоны», и я думал, если что он и его друзья придут, и будут защищать меня перед другими, я буду в глазах других в авторитете. Но все оказалось не так. Отчим давит на меня, хочет, чтобы мы жили и воспитывались, как он воспитывался. Мама все отдает ему, подчиняется ему. Мы иногда даже голодали из-за того, что мама отдавала всю еду отчиму, а нас не кормила.
Ты бы хотел сказать, что ты о нем думаешь, какие чувства испытываешь?
(ПУСТОЙ СТУЛ)
В.: Ты никто для меня, пустое место, ты ничего не умеешь делать, как только издеваться над нами, у тебя в руках ничего не держится.
К.: В., а если произойдет, так что его не станет, тебе станет легче?
В.: Да!
К.: Но ты все равно понимаешь, что наверно твоей маме трудно будет одной и все равно появиться какой-то мужчина, как ты к этому отнесешься?
В.: Пусть находит, только чтобы он был нормальным, а если нет, то я этого не позволю.
К.: Нормальный - это какой?
В.: Сильный, смелый, уважающий нас, хорошо к нам относящийся, человек, который сможет постоять за нас.
К.: Такой как был папа, такой как ты?
В.: Наверно Да, чуть-чуть, но должен.
К.: В., в мире ты не найдешь двух одинаковых людей, и отчим не должен и не может походить на твоего отца, это совершенно другой человек, он не должен защищать тебя. Я не говорю что он плохой или хороший человек он просто не похож на того человека, который был для тебя папой, а для твоей мамы мужем. К тому же отчим это выбор твоей мамы, а не тебя, если ей комфортно и удобно с ним жить, зачем тогда вмешиваться в их отношения, это выбор твоей мамы.
В.: Может вы правы, столько всего произошло, я, конечно, был против легкомысленного решения матери, тем более отец только что умер, а она уже нашла другого. Дело наверно даже не в нем, в чем-то другом, я хотел думать, что он защитник, а он не хочет этого делать. Но оправдывать его тоже не дело, все равно он не прав в каких-то моментах.
Результаты консультирования:
1. Возможность выговориться, высказать свои чувства «Пустой стул».
2. Возможность составить портрет папы, и отчима, сопоставить свои чувства.
3. Возможность вывести клиента на понимание того, что отчим это другой человек, который не может походить на его отца.
Примечания: В. начинает понимать, что отчим это другой человек, что он не сможет защитить его, как это делал отец, по крайней мере, он говорит это. Но в то же время он не принимает выбор своей матери и считает ее легкомысленной, он считает, что отчим ее не достоин, боится за мать и свою семью. В. не может осознать, что такое отношение к отчиму он создал сам.
3 консультация.
Настроение у клиента хорошее. Клиент сам позвонил, и договорился о встрече.
К.: В, как твои отношения с отчимом сейчас?
В.: Эта проблема не такая значимая для меня сейчас, я наверно смирился с его пребыванием, тем более мать ждет от него ребенка, да и он стал каким-то другим. Конечно, он не стал для меня другом, но я буду смотреть за ним, вдруг что не-то.
Клиент на эту встречу пришел со следующим вопросом:
В.: Девушки, к которым возникают у меня чувства, погуляв со мной некоторое время, кидают меня и встречаются с другими.
К.: Почему тебя этот вопрос беспокоит, были наверно какие-то ситуации?
В.: Мой друг познакомил меня с двумя девушками. Одна была красивая, а другая толстая какая-то. Я выбрал красивую. Все было хорошо, но потом она начала флиртовать с друзьями, откровенно себя вела. А потом она сказала, давай останемся друзьями, типа у нее есть другой.
К.: Что ты испытал, когда она тебе сказала об этом?
В.: Меня бросили на пол как плюшевого медведя, я почувствовал себя одиноким, и думал, что такую больше не найду.
К.: Ну и что сейчас происходит?
В.: Я потом ее видел, думал она изменит свое решение, но она потом опять парня поменяла..
К.: В. а какая она?
В.: Красивая, модная, не такая как все, яркая, «вытрепистая».
К.: Ты говорил, что девушки кидают тебя, это один случай в твоей жизни?
В.: В том то и дело что нет, я вот и не знаю, почему так. Вот, например, на дискотеке приобниму девушку, а она говорит, отстань, и тут же может идти и обниматься с другим.
Последняя девушка - была идеалом, все было хорошо, я даже познакомился с ее родителями, но она оказалась моей троюродной сестрой.
К.: «Расскажи про предмет». Я бы хотела, чтобы сейчас выбрал предмет в кабинете и рассказал о нем от его имени. Например: «Я батарея», или «Я стол».
В.: « Я лампочка. Я сделана на заводе, придумал ее умный мужик, у меня есть, что-то внутри, ярко свечу, гудю, на меня садятся мухи, перегреваюсь иногда, ломаюсь, и меня меняют на другую лампочку».
К.: Как ты думаешь, ты нужна в этом кабинете?
В.: Нужна, я приношу пользу, ведь меня зачем-то прикрепили.
К.: Но ты же не основная лампочка, если тебя убрать, ничего не измениться, ты не нужна.
В.: Все равно нужна.
К.: Нет, не нужна, тебя так просто прикрепили, ты лишняя.
В.: Да лишняя, убрали бы меня и все, не нужна.
К.: А где бы ты хотела висеть?
В.: Я бы хотела висеть в дорогих ресторанах, висеть одна, висеть, пока не перегорю.
К.: Что ты чувствуешь на фоне остальных лампочек:
В.: Одиночество, конкуренция, чувство зависти, я ниже всех, черное пятно.
К.: Хотел бы убрать себя?
В.: Да!
К.: А если нет такой возможности, мог бы подружиться с другими лампочками? Какими они должны обладать качествами?
В.: Я бы нашел общий язык, но подружился бы не со всеми, подмигивал бы. Качества: Ярко светить, поддерживать.
К.: А если твою любимую лампочку уберут, или она уйдет к другим лампочкам, что ты будешь испытывать?
В.: Я бы сказал ей, что делает не правильный выбор, я бы испытывал грусть, печаль, расставание, боль.
К.: Ты не находишь похожими чувства лампочки, на те которые испытываешь ты сейчас.
В.: Да, особенно когда меня кидают.
К.: Ты не находишь похожими чувства которые ты испытывал в детстве, когда умер твой папа, а мама нашла другого, кинула вас, совершила легкомысленный поступок.
В.: Да, наверно.
К.: Часто мы притягиваем то, что видим, испытываем и стремимся к этому, а цикличность событий обусловлена, тем, что человек останавливается в какой – то момент и идет не вперед, а по кругу, проживая одни и те же события. У тебя был выбор, и ты выбрал ту, которая похожа на тебя, и чем-то на маму, имя даже у них одинаковое.
Что ты вообще думаешь, как хочешь поступать дальше?
В.: Ничего, значит мне судьба такая предназначена, я думаю, что все равно найду себе кого-то, просто сейчас не буду встречаться с легкомысленными. Посмотрим, время есть.
К.: Что ты сейчас чувствуешь?
В. Я не хочу больше, мне не по себе, щас возьму и уйду куда-нибудь. И вообще «Мне одному, что ли надо жить».
Результаты консультирования:
Примечания: В. пришел, чтобы получить поддержку «Мне нравиться работать с психологами», помощь, ждал совета что ему нужно делать «Мне одному что ли надо жить», хотел чтобы его пожалели, но не получил этого. В. не хочет работать над собой, может он это понимает, но не чего для этого не делает. Он переложить ответственность за свою жизнь на других (просит защиты). Все что происходит с ним, он ссылается на судьбу, хотя сам не хочет, чтобы так было, или он обвиняет других людей за то, что с ним происходит. Ему не хватает внимания, и он всячески демонстрирует это как вербально, так и не вербально.
Возможно, В. не смог пережить смерть его отца – самого близкого для него человека, и не смог простить и принять поступок его матери: предательство отца и детей, замену их на другого человека. Ему и сон сниться с детства до сих пор как его в самый ответственный момент кидает девушка. Он застрял на той ситуации, и это перенеслось на его отношения с девушками, он потенциально выбирает тех, кто его бросает, и ничего не хочет делать с этим.
Консультируемый: Ксюша, старшеклассница
1 консультация
Повод обращения: Мне часто сняться страшные сны. Больше всего я боюсь всяких чертей. Я бы хотела разобраться в этом (интересуется психологией, читала книгу о том, что сновидения - это один из механизмов психологической защиты, они могут дать дополнительную информацию)
Ход консультации:
К.: Как давно они тебя сняться?
Кс.: Давно, с самого детства. Я все время боюсь на них посмотреть (чертей). В детстве я даже вся в поту просыпалась. Во снах я не вижу их, просто чувствую, что они рядом. Несколько дней назад опять приснился такой сон.
К.: Можешь рассказать о нем?
Кс.: Да. Я у бабушки в доме и вдруг в дом заходят вампиры. Я очень боюсь их, не хочу на них смотреть. Они прижимают меня к стене, мне страшно… Сон перематывается, и я оказываюсь с ними за столом. Они не такие уж и страшные, но другие люди находятся в опасности. Меня целует один из вампиров, а потом говорит что кровь на его губах, это кровь человека, которого недавно убили. Мне от этого становиться жутко и не по себе. И вот наступает момент, когда приходит дьявол, он должен показаться и тут возникает знакомый мужчина (значимый в ее жизни) и говорит: «ты должна на него посмотреть». Я знаю, что он уже зашел и стоит, я даже представляю какой он, но я не хочу, мне страшно на него посмотреть. Сон резко прерывается, и я просыпаюсь.
Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики