Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45

Вложенные файлы: 1 файл

Тема КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

Введение 

       Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

       В основе этих проблем лежит сложное  взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а главным механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие:

       - несоответствие школьного режима  санитарно-гигиеническим условиям  обучения, ориентированным на средневозрастные  нормы, психофизиологическим особенностям  физически и психически ослабленных  детей;

       - несоответствие этим особенностям  темпа учебной работы в гетерогенном  классе;

       - экстенсивный характер учебных  нагрузок;

       - преобладание отрицательной оценочной  ситуации и, возникающие на  этой почве «смысловые барьеры»  в отношениях ребенка и педагогами;

       - повышенный уровень внимания родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье. [1, с. 55]

       Несоответствие  требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения.         И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для  социального роста личности оказываются  наиболее губительными.

       Выводы  многих известных педагогов и  психологов, результаты современных  исследований свидетельствуют о  том, что истоками поступков и  правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной  и других видах деятельности, которые  наблюдаются в дошкольном и младшем  школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и, при  стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой  недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

       Период  раннего детства в большей  мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки в поведении  детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться  и требовать длительного и  настойчивого перевоспитания.

     Личность  развивается формируясь. Формообразование личности начинается в раннем детстве. Появление незаметных, но опасных  психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт создают  в ранний период жизни предпосылки  для деформации личности. Возникнув  как способ ответа ребенка на неблагоприятные  социальные воздействия, эти психологические  новообразования постепенно обретают собственную логику развития. Их становление  продолжается и при отсутствии некогда  вызвавших их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду, способствующую доминированию отрицательных  качеств в личностной системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности».

[9, с. 123.]

       Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения  и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.

       Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.

       Задачи  исследования:

       1. Проанализировать различные теоретические  подходы к пониманию школьной дезадаптации.

       2. Определить уровень интеллектуального  развития, необходимый для эффективного  обучения учащихся.

       3. Выявить степень влияния агрессивности  и тревожности на школьную дезадаптацию.

       4. Установить взаимосвязь мотивации  и дезадаптации первоклассников.

       5. Установить зависимость между  особенностями семейного воспитания  и школьной дезадаптацией.

       Объектом  исследования является учебная деятельность первоклассников.

       Предметом исследования является дезадаптация учащихся первого класса.

       Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что школьная дезадаптация обусловлена определенным рядом социально-психологических факторов, среди которых значительное место занимают такие, как уровень интеллектуального развития; состояние эмоционально-волевой сферы; а также микро социальные условия, в частности, особенности семейного воспитания и психологический климат семьи.

       Методологической  основой исследования являются фундаментальные положения психологии о деятельностной сущности человека, отраженные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.П. Рубинштейна, положения о том, что личность формируется и проявляется в процессе деятельности, а также труды Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина.

       Методы  исследования:

      • наблюдение;
  • методика Д. Векслера (адаптированный вариант методики А.Ю. Онасюк);
  • социометрический опрос;
  • методика изучения самооценки Дембо-Рубенштейн (модификация В.Г. Шур);
  • исследование мотивационной готовности к школьному обучению (модифицированный вариант беседы Н.Г. Лусканова);

       Базой исследования являются 1 классы  СОШ № 2  г. Мозыря.   Всего 40 учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования. 

       
    1. Характеристика  возрастных особенностей первоклассников.
 

       Литературный  анализ свидетельствует, что период 6-8 лет - один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного  места в системе отношений  со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может [9, с. 116]. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

       На  основании возникновения личного  сознания происходит кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса:

       1) потеря непосредственности - между  желанием и действием вклинивается  переживание того, какое значение  это действие будет иметь для  самого ребенка;

       2) манерничанье - ребенок что-то из  себя строит, что-то скрывает;

       3) симптом «горькой конфеты» - ребенку  плохо, но он старается этого  не показать, возникают трудности  воспитания: ребенок начинает замыкаться  и становиться неуправляемым  [12, с. 200].

       В основе этих симптомов лежит обобщение  переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно  не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична  для внешней, она на нее влияет. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

       Симптомом, рассекающим дошкольный и младший  школьный возрасты, становится симптом  «потери непосредственности» (Л.С. Выготский): между желанием что-то сделать и  самой деятельностью возникает  новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление  той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой  смысл может иметь для ребенка  осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст [7, с. 96-115].

       Исследования  ученых-психологов свидетельствуют  о том, что педагогам и родителям  необходимы знания о психологических  особенностей детей 6-7 летнего возраста, о том общем и особенном, что важно учитывать при приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса. Что общего и чем различаются «вчерашние» дошкольник и «сегодняшний» младший школьник.

       Общее

       Восприимчивость, внушаемость, податливость.
       Отзывчивость, способность  к сопереживанию.
       Общительность, большая  раздражаемость.
       Легкая возбудимость, эмоциональность.
       Любознательность  и запечатлеваемость.
       Устойчивое бодрое и радостное настроение.
       Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых,
       установлением положительных  отношений с окружающими.
       Отчетливое проявление в поведении типологических свойств
       высшей нервной  деятельности.
       Пластичность нервной  системы.
       Подвижность, непоседливость.
       Импульсивность поведения.
       Общая недостаточность  воли.
       Неустойчивость, непроизвольность внимания.

       Особенное

       
       Дошкольник

       Первоначальное  формирование личности на основе возникновения  соподчинения мотивов, связанное с  их борьбой.

       Образование «детского общества».

       Первоначальное  формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

       Формирование  нового уровня потребностей, позволяющих  ему действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

       Возникновение относительно устойчивых форм поведения

       Развитие  самооценки и притязаний как выражение  социальной активности.

       Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом  к процессу игры.

       Связь наиболее сильных переживаний с  окружающими.

       Наибольшая  значимость первого круга общения (семья).

       Правдивость, открытость.

       Неустойчивость  интересов и желаний.

       Преобладание  неустойчивого внимания и памяти.

       Постепенный переход к произвольности, управляемости  психических процессов.

       Выделение собственной деятельности, самоконтроль в ней.

       
       Младший школьник

       Формирование  первых этических инстанций и  на их основе моральной оценки, определяющих отношение к другим людям.

       Формирование  способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений.

       Упорядочивание  чувственного опыта.

       Образование детского коллектива, формирование общественной направленности личности, т.е. обращенность к коллективу сверстников.

       Требовательность, избирательность отношений к  товарищам.

       Наибольшая  значимость авторитета учителя.

       Преобладание  мотивов поведения, связанных с  учением.

       Принятие  требований выполнения норм поведения  как необходимых.

       Развитие  нового познавательного отношения  к действительности.

       Острота и свежесть восприятия.

       Яркость воображения.

       Хорошая работоспособность.

       Глобальность  интересов.

       Дифференциация  способностей.

       Внутренняя  позиция школьника.

       

Информация о работе Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации