Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45

Вложенные файлы: 1 файл

Тема КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

       Неудачи в сфере межличностных отношений, выражающиеся в нарушениях контактов  со сверстниками являются уже вполне отчетливым признаком социально-психологической (в том числе и школьной) дезадаптации. В качестве надежного экспресс-метода рекомендуется использование социометрического  опроса, позволяющего определить иерархию межличностных предпочтений для  каждого члена класса и, кроме  того, получить представление о целостной  структуре формирующегося детского коллектива.

       Важное  значение эти данные могут иметь  при планировании внеучебных мероприятий, при организации самоуправления класса, где выявление и правильное использование неформальных лидеров группы являются необходимыми.

       По  материалам психологической диагностики  исследования межличностных отношений  методом социометрического опроса были получены следующие результаты:

             На основе социометрических данных были выделены дети с различным статусом занимаемым ими в группе: лидеры – Ксения, Алексей, Дарья, – что является показателем общительности, того что, социальные контакты для них эмоционально значимы, о доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.

              Кроме этого, были выявлены ²отвергаемые² – Илья, Влад, Виктор, – что может свидетельствовать об активном отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности обучения в связи с поведением, рассторможенность, неустойчивость в достижении целей, недисциплинированность. Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.

       Кроме того, на основе анализа социометрических данных выявлены дети с узким кругом общения, изолированные – Катерина, Татьяна, что может свидетельствовать  о самоизоляции, пассивности, негативизме.

       Таким образом, на основе проведения исследования межличностных отношений методикой ²Социометрия² прослеживается определенная структура групповых взаимоотношений, выявлены дети с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Кроме того, выделяются дети по активности в общении:

  • общительные, стремящиеся со всеми иметь хорошие дружеские отношения;
  • имеющие несколько постоянных друзей (как правило, это дети отвергаемые другими одноклассниками);
  • избирательные в общении, пассивные и дети, находящиеся в самоизоляции, негативно настроенные, с агрессивными тенденциями.

       По  результатам исследования ценностных ориентаций методом ²Самооценка² были получены следующие результаты:

            экспериментальная группа

  • завышенная самооценка по всем показателям наблюдается у семи учащихся из 18, что является показателем идеализирования образа своей личности и возможностей, преувеличения своей ценности для окружающих. Прогностическая оценка, характеризующая уровень притязаний также нереалистична завышена, что свидетельствует о переоценке своих возможностей и способностей;
  • оценка выше среднего прослеживается у 3 испытуемых но уровень притязания у этих детей реалистичный, что является показателем того, что дети стремятся к самосовершенствованию, к достижению поставленных целей;
  • адекватная самооценка прослеживается у 4 детей из 18, что является показателем правильности соотнесения своих возможностей и способностей, они достаточно критически относятся к себе, стараются не переоценить себя. Но у этих 4 испытуемых у 2 наблюдается низкая прогностическая оценка, что свидетельствует о том, что дети в какой-то степени избегают социальной активности, трудных для ее целей;
  • самооценка ниже среднего у четырех членов данной группы, это дети неуверенные в себе, робкие, не могут реализовать свои способности, критичны к себе и к другим. У них прослеживается низкий уровень притязаний.

       Таким образом, по классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким  уровнем притязаний, что может  свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатам социометрического опроса они относятся к статусной категории отверженных и изолированных.

       При анализе результатов исследования самооценки были получены следующие показатели:

  • завышенная самооценка появляется у 14 учащихся из 28, но уровень притязаний находится на 2-3 ступени ниже, что может свидетельствовать о преувеличении своих возможностей, низком уровне критичности; при этом не переоценивают свои способности, не ставят перед собой трудных задач и целей;
  • средняя оценка прослеживается у 10 учащихся, при этом уровень притязания на 2-3 ступени выше среднего, что является показателем того, что дети правильно оценивают свои возможности и способности, достаточно критично относятся к себе, стремятся к самосовершенствованию;
  • низкая самооценка и несколько сниженный уровень притязаний выявлены у 4 детей, что может свидетельствовать о неуверенности в своих силах, робости, невозможности реализовать свои возможности, неспособности ставить перед собой цели и задачи.

       Кроме этого, двое испытуемых с завышенной самооценкой и одним с низкой по результатам социометрического  опроса являются отвергаемыми.

       Сравнивая результаты, полученные классах, можно сделать выводы о том, что отмечается тенденция к завышению самооценки и уровня притязания. Что свидетельствует о том, что дети не реально оценивают свои возможности и способности.

       Выявленные  дети с адекватной самооценкой, что  является показателем достаточной  критичности к себе, стремления к  самосовершенствованию, об этом свидетельствуют  уровень притязаний (выше среднего).

       В результате анализа показателей  низкой самооценки, выявляются некоторые  из этих детей, относятся к статусной  категории отвергаемых.

       Для исследования мотивационной готовности к школьному обучению использовался  модифицированный вариант беседы [10], состоящий из вопросов, подразделяющихся на ²школьные² и ²дошкольные².

       В результате у 13 учащихся из 15 в экспериментальной  группе выявлено:

  • наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения);
  • ориентация на новое собственно школьное содержание занятий;
  • ориентация на новые собственно школьные нормы организации деятельности и поведения;
  • признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

       У 2 детей проявляется дошкольная позиция, о чем свидетельствуют ответы, содержащие:

  • предпочтения классным занятиям домашние;
  • предпочтения поощрений (сладости, подарки, …), традиционному для учебных заведений способу оценки его школьных достижений;
  • не признание авторитета учителя.

       Таким образом, у большинства учащихся достаточно высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности.

       В другом классе прослеживается аналогичная тенденция у большинства (22):

  • сформирована высокая мотивация к школьному обучению (положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней);
  • проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий (предпочтения уроков грамоты и счета занятиям ²дошкольного² типа, рисование, пение…);
  • отказывание от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;
  • признание авторитета учителя.

       У четырех детей отмечается ²дошкольная позиция², о чем свидетельствуют преобладание ответов нешкольного содержания.

       Сравнивая результаты двух классов, можно предположить, что у большинства детей к середине первого года обучения сформировался достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в первой, и во второй классе выявляются дети с ²дошкольной² позицией.

       В результате сравнительного анализа  комплексной многомерной диагностики  двух классов учащихся первых классов городской общеобразовательной школы №2 в условиях максимально схожих (стиль руководства учителя, гуманитарная направленность), прослеживаются следующие психологические особенности адаптации:

  1. особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается;
  2. существует некоторое расхождение на уровне сформированности словарного запаса, осведомленности, информированности в различных областях социокультурной жизни. В 1 «А» этот уровень несколько ниже, чем в 1 «Б». Отличается тенденция сближения показателей в субтестах ²Сложение фигур², ²Кубики Косса², ²Кодирование²;
  3. выявлены с различными социальными статусами: лидеры, отвергаемые и изолированные. Прослеживается направленность на формирование отдельных групп в обоих классах;
  4. выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
  5. у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязаний;
  6. у большинства детей выявляется достаточно высокий уровень мотивации. Но и в одном, и в другом классе выявлены дети с ²дошкольной позицией².

       Итак, в данном случае можно говорить об успешной адаптации учащихся.

       Следующим этапом исследования является выделение  групп дезадаптированных детей. Критерием дезадаптации являются:

       диагностические данные;

       экспертная  оценка;

       результаты  наблюдения.

       Анализ  познавательной, коммуникативной и  личностной сфер, позволяет выделить группы дезадаптированных детей в двух классах:

  • 1 «А» – Алена, Наталья, Юрий;
  • 1 «Б» – Андрей, Илья, Влад, Виктор, Карина, Татьяна.

       У данных учащихся выделяются особенности  познавательной сферы: ниже среднего уровень  осведомленности, словарного запаса. Кроме  этого, дети испытывают затруднения  в отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся  к статусной категории ²отвергаемых².

       Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.

       У этих детей низкая самооценка, с  низким уровнем притязания.

       При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные  учащиеся имеют ²дошкольную позицию². 

2.3 Адаптационная программа для учащихся первых классов 

       Профилактика  и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников

       Первый  класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.

Информация о работе Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации