Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45

Вложенные файлы: 1 файл

Тема КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

       Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по начальному звену стала профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.

       Цель  деятельности по данному  направлению работы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде. Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач:

       1. Выявление особенностей психолого-педагогического  статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

       2. Создание системы психолого-педагогической  поддержки всех первоклассников  в период их первичной школьной  адаптации, позволяющей им не  только приспособиться к школьным  требованиям, но и всесторонне  развиваться и совершенствоваться  в различных сферах общения  и деятельности.

       3. Создание специальных педагогических  и социально-психологических условий,  позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую  и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические  трудности.

       Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников.

       В программу работы по адаптации детей  к школе входят:

       - консультирование и просвещение  педагогов по вопросам, касающимся  организации педагогической и  психологической поддержки детей  в наиболее острый период первичной  адаптации;

       - консультирование и просвещение  родителей;

       - проведение психолого-педагогической  диагностики школьных трудностей первоклассников;

       - проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;

       - проведение деловой игры с  педагогами, в которой проигрываются  и в ходе совместного обсуждения  разрешаются проблемные ситуации, возникающие между учителем и ребёнком, между учителем и родителем, между родителями детей;

       - проведение деловой игры с  родителями первоклассников по  выработке единых требований  семьи и школы к первокласснику;

       - проведение коррекционных занятий  с родителями, дети которых находятся  в состоянии дезадаптации.

       Выделяется  группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем  преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.

       Для первоклассников, имеющих трудности  в адаптации, была разработана коррекционно-развивающая  программа занятий «Сказочная мозаика», цель которой: преодоление трудностей в интеллектуальной сфере, эмоциональном  состоянии, поведении, общении. 

       Программа коррекционно-развивающей  работы с учащимися

       Данная  программа имеет объём 17 часов 

       (плюс 13 часов индивидуальной работы  с детьми).

       Достижение  этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

       1. Коррекция и развитие у детей  познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной  школе.

       2. Коррекция и развитие у детей  социальных и коммуникативных  умений, необходимых для установления  межличностных отношений со сверстниками  и соответствующих ролевых отношений  с педагогами.

       3. Формирование устойчивой учебной  мотивации на фоне позитивной  «Я концепции» детей, устойчивой  самооценки и снижение уровня  школьной тревожности.

       Эти задачи должны рассматриваться в  совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие  на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

       Данная  программа ориентирована на групповую  форму работы. Численность группы 4 – 8 человек (это эффективно с точки  зрения психологических результатов). В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.

       Динамика  развития детей отслеживается посредством  проведения контрольных срезов через  каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей  детей, занимающихся в группе. На консультациях  родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

       Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях

Для разработки занятий использован элемент  сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное  содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно - развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом ( почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу. 

Тематический  план занятий 

№ п/п Содержание  темы Кол-во часов Примечание
Груп.

работа

Индив.

работа

1 Создание условий  для более близкого знакомства детей  в микрогруппе; развитие памяти, внимания, образного мышления, воображения. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение  за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
2 Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. 35-50 мин. 40 мин.  
3 Стимулирование  общения; развитие памяти, внимания, логического  мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля. 35-50 мин. 40 мин. -
4 Формирование  коммуникативных качеств; работа с  эмоцией радости; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-мотор-ной  координации, умения управлять собственным  телом. 35-50 мин. 40 мин. -
5 Развитие коммуникативных  навыков, снятие тревожности; развитие памяти, внимания, моторики, зрительно-моторной координации, развитие навыков самоконтроля. 35-50 мин. 40 мин. Консультация

родителей по развитию детей в домашних условиях.

6 Формирование  правильного представления о  себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно  моторной координации, умения ориентироваться  в пространстве, концентрировать  своё внимание, расслабляться. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение  за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
7 Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть  собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. 35-50 мин. 40 мин. -
8 Развитие коммуникативных  навыков, тактильных ощущений; повышение  самооценки; развитие эмоциональной  сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. 35-50 мин. 40 мин. -
9 Эмоционально-экспрессивное  развитие, овладение элементами саморегуляции; развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно моторной координации; формирование коммуникативных качеств. 35-50 мин. 40 мин. -
10 Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического  мышления, внимания, временной ориентации. 35-50 мин. 40 мин. 1)Проведение  контрольного среза.

2)Консультация  родителей по развитию детей  в домашних условиях.

11 Развитие умения различать и понимать эмоциональные  состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение  за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
12 Развитие эмоциональной  сферы, фантазии; развитие памяти, внимания, логики, моторики и зрительно моторной координации; профилактика нарушения  зрения. 35-50 мин. 40 мин. -
13 Формирование  самооценки; развитие умения разбираться  в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности  в себе; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания. 35-50 мин. 40 мин. -
14 Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые  черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться. 35-50 мин. 40 мин. -
15 Развитие навыков  совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. 35-50 мин. 40 мин. Консультация

родителей по развитию детей в домашних условиях.

16 Развитие воображения, внимания, мышления, моторики и зрительно  моторной координации, умения снимать  психо-эмоциональное напряжение. 35-50 мин. 40 мин. Наблюдение  за деятельностью детей в группе, анализ выполне-

ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17 Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние  и освобождаться от негативных эмоций; развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки. 35-50 мин. 40 мин. -
18 Установление  тёплой атмосферы в отношениях между  детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать  напряжение. 35-50 мин. 40 мин. -
19 Развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами  других детей; развитие умения снимать  напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации; формирование уверенности  в правильности воспроизведения. 35-50 мин. 40 мин. -
20 Формирование  чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. 35-50 мин. 40 мин. 1)Проведение  контрольного среза.

2)Консультация  родителей по развитию детей  в домашних условиях.

  ИТОГО: 17 часов 13    часов  

Полное  содержание занятий представлено в  Приложении Б. 

 

Выводы по 2 главе 

       Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических  особенностей процесса школьной дезадаптации в двух классах СОШ № 2

       В рабочей гипотезе мы предполагали выявить  то, что процесс адаптации в  1 «А» и 1 «Б» не имеет различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.

       В результате сравнительного анализа  комплексной многомерной диагностики  выдвинутая гипотеза была подтверждена. Нами было выявлено:

  1. особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности.
  2. у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но в двух классах выявлены дети с ²дошкольной позицией²;
  3. выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры, отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование отдельных групп в двух классах;
  4. выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
  5. у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.

       В выделенных нами группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ²дошкольную позицию². У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они испытывают тревогу по отношению к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Информация о работе Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации