Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45

Вложенные файлы: 1 файл

Тема КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

       В основе этих проблем лежит сложное  взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а главным механизмом формирования самих проблем в подавляющем  большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к  ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка  относят следующие:

       - несоответствие школьного режима  санитарно-гигиеническим условиям  обучения, ориентированным на средневозрастные  нормы, психофизиологическим особенностям  физически и психически ослабленных  детей;

       - несоответствие этим особенностям  темпа учебной работы в гетерогенном  классе;

       - экстенсивный характер учебных  нагрузок;

       - преобладание отрицательной оценочной  ситуации и, возникающие на  этой почве «смысловые барьеры»  в отношениях ребенка и педагогами;

       - повышенный уровень внимания  родителей в отношении своего  ребенка, невозможность ребенка  оправдать их ожидания и надежды  и, в связи с этим возникающая  психотравмирующая ситуация в  семье.

       На  базе СШ №2 была проведен сравнительный  анализ психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в первых классах, были использованы следующие  методики: методика Д. Векслера (адаптированный вариант методики А.Ю. Онасюк); социометрический опрос; методика изучения самооценки Дембо-Рубенштейн (модификация В.Г. Шур); исследование мотивационной готовности к школьному  обучению (модифицированный вариант  беседы Н.Г. Лусканова).

       В результате сравнительного анализа  комплексной многомерной диагностики  выдвинутая гипотеза была подтверждена. Нами было выявлено:

       1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности.

       2) у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но в двух классах  выявлены дети с «дошкольной позицией»;

       3) выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры, отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование отдельных групп  в двух классах;

       4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;

       5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.

       В выделенных нами группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ²дошкольную позицию². У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они испытывают тревогу по отношению к школе.

       Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась нашего исследования является предположение о том, что  школьная дезадаптация обусловлена  определенным рядом социально-психологических  факторов, среди которых значительное место занимают такие, как уровень  интеллектуального развития; состояние  эмоционально-волевой сферы; а также  микро социальные условия, в частности, особенности семейного воспитания и психологический климат семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте /                  Л.М. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 379с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике /         Л.Ф. Бурлачук, С.М.  Морозов.  – Киев: Наукова думка, 1989. – 200с.
  3. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова [и др.]; под ред. К.М. Гуревича,                      Е.М. Борисовой. –    3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 192с.
  4. Гуревич, К.М. Индивидуально психологические особенности школьников /  К.М.  Гуревич. – М.:, 1988.
  5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.  Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 3-е изд. перер. и дополн. – 184с.
  6. Детская практическая психология: учебник; под ред. проф.                                    Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255с.
  7. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников /  Н.В. Елфимова. – М.: 1991.
  8. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося /                   В.А.  Зобков. – Казань, 1992.
  9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Из-во УРАО, 1997. – 176 с.
  10. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. – М.: 1989.
  11. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 352с.
  12. Немов, Р.С. Психология: учебн. для студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн. /          Р.С.  Немов.– 3-е изд. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
  13. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник /                                    Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство,1996. – 374 с.
  14. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе /                       Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
  15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебн. пособие.:          в 2 кн. / Е.И. Рогов. – 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.  – 384с.
  16. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы: метод. Пособие / И.В. Дубровина [и др.]; под ред.                    И.В. Дубровиной, 5-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 96с.
  17. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста// Вопросы психологии /  Е.Е.  Сапогова. – 1968, №4 – с. 36-43.
  18. Токарева,  С. Н.  Социальные   и   психологические   аспекты   семейного   воспитания / С. Н.  Токарева. – М.:  МГУ, 1989 . – 97 с.
  19. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе // материалы симпозиума. – Москва, 1977.
  20. Школа и психическое здоровье / Под ред. С.М. Громбаха. – М., 1988.

Информация о работе Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации