Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Профилактика наркозависимости
у
детей младшего школьного
возраста
Содержание
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список
литературы.
Введение.
Профилактика наркозависимости у детей связана с современным состоянием проблемы наркозависимости в стране. Употребление детьми и подростками ПАВ, представляющее серьезную угрозу нации, приобрело характер эпидемии. Так, за последние пять лет число детей и подростков, обратившихся за помощью по поводу наркотической зависимости, увеличилось в 6 раз, а по существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением ПАВ детьми и подростками, может продолжаться до 2005-2010 гг.[13]
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. По последним данным 97% первых проб ПАВ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса – на 14-15 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет (отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет). Чаще всего первые пробы наркотических веществ приходятся на возраст 15-17 лет (51%), и 11 - 14 лет (41%) [44].
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ.
Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, ведение которой должно начинаться до наступления «критического возраста» - т.е. основным объектом профилактической работы становятся дети дошкольного и младшего школьного возраста, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы. В частности, имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками), способными обеспечить ведение в образовательном учреждении эффективной работы по профилактике наркозависимости.
Объектом исследования является профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования процесс формирования устойчивых представлений о последствиях употребления ПАВ.
Целью
исследования
является рассмотрение возможных
вариантов профилактической работы
по предупреждению наркозависимости
у младших школьников.
Задачи
исследования
является ранняя диагностика
и выявление наркозависимости
у детей. Предупредить возникновение
установки на наркотизацию – желания
попробовать дурман.
Прежде чем переходить к конкретным вопросам организации и методики проведения работы по профилактике наркозависимости среди детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения, необходимо рассмотреть основные понятия и концепции профилактики наркозависимости.
Понятие профилактики наркозависимости.
Под профилактикой наркозависимости понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)
Уже исходя из определения, можно отметить наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых выделяют три ее этапа:
Первичная профилактика, направленная на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика наркозависимости приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам, является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табакокурения.
Вторичная профилактика наркозависимости направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, эпизодически употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение срывов и рецидивов заболевания. Иными словами, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями и токсикоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности.
Наполнение
каждого из этапов профилактики наркозависимости
(объект и предмет воздействия, стратегия
и тактика профилактической работы)
за период ее существования претерпевали
существенные изменения.
История развития представлений о содержании профилактики.
В истории профилактической работы условно можно выделить три этапа:
I этап - Профилактика, ориентированная на патогенную основу факторов риска.
Основная стратегия профилактики сводилась к запугиванию – то есть преувеличенно эмоционально насыщенным призывам не употреблять ПАВ со ссылкой на те или иные негативные последствия, неминуемо подстерегающие всякого, употребляющего наркотики. Классический пример такого подхода – знаменитая «капля никотина, убивающая лошадь».
II этап - Профилактика, ориентированная на личность.
В
рамках этого подхода сформировались
следующие стратегии
Информирование – до сих пор наиболее распространенная стратегия профилактики, суть которой сводится к предоставлению максимально объективных фактических данных о природе, фармакологических свойствах и негативных последствиях употребления алкоголя, табака и других ПАВ. Эта стратегия основывается на убеждении, что ребенок или подросток, получив информацию, сделает вывод о вреде и опасности ПАВ, выработает отрицательное отношение к их употреблению и примет рациональное решение их никогда не употреблять. Эффективность этой стратегии недостаточно высока. Более того, – ее некорректное использование (в частности, игнорирование принципа «запретной информации») стимулирует любопытство детей и подстегивает желание на собственном опыте убедиться в достоверности фактов.
Стимуляция личностного роста и социального развития детей. Эта стратегия активно применяется с середины 70-х годов. Она базируется на убеждении, что осознание ребенком или подростком собственных ценностей, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей будут препятствовать употреблению ПАВ, т.к. успешность в социальном взаимодействии, возросшая уверенность в себе заполнят ту пустоту, в которую чаще всего и приходит наркотик. В нашей стране эта стратегия чаще всего реализовывалась в форме организации досуга детей и подростков. К сожалению, изолированное применение данной стратегии также не принесло ожидаемых результатов.
III. Современный этап - Каузальный подход к профилактике наркозависимости.
На современном этапе развития системы профилактической работы в медицине и превентивном обучении преобладает каузальный подход. Т.е. профилактика ориентирована на выявление и устранение причин возникновения наркозависимости, и, более широко, причин употребления различных психоактивных веществ.
Прием ПАВ занимает главенствующее место в иерархии мотивов, а само психоактивное вещество как бы становится центром личности наркомана. Если воспользоваться метафорой, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и ее коллегами [8, с.11], то ядро личности, центр Я можно представить в качестве Короля, управляющего Волшебной страной внутри нас (нашими поступками, реакциями, определяющего отношение к действительности). В случае возникновения зависимости от ПАВ, это вещество занимает «трон Короля», а последний либо находится в изгнании (патологические изменения личности), либо вынужден прислуживать новоявленному властелину.
Такое метафорическое представление механизма действия ПАВ и, соответственно, их опасности, может быть использовано в профилактической работе с детьми. Так, как это сделано, например, в курсе педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников А.Г. Макеевой и И.В. Лысенко [23]:
«С давних пор злые чародеи Алкоголь и Никотин пытаются завоевать людей, чтобы сделать их своими рабами… Помогает им в этом их третий брат – Наркотик…»
Исследования, проведенные отечественными [1; 9; 13; 31; 43] зарубежными специалистами по профилактике [27; 50], показали, что приобщение к психоактивным веществам - многофакторный процесс.
При
этом выделяют факторы
риска вовлечения в наркотизацию и формирования
наркозависимости и защитные
факторы. Как выяснилось, факторы
инициации первой пробы ПАВ и условия,
способствующие трансформации разовых
проб в зависимое поведения, зачастую
совпадают.
Факторы риска наркотизации и защитные факторы. Стратегии ведения работы по профилактике наркозависимости в образовательной среде.
Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании.
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста