Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика наркозависимости.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

     Алкоголизмтермин обычно применяется по отношению к хроническому постоянному пьянству или периодическому потреблению алкоголя, которое характеризуется нарушением контроля над количеством выпитого, частыми эпизодами опьянения, сужением интересов на алкоголе и употреблением алкоголя, не смотря на неблагополучные последствия.

     Арттерапия терапия средствами искусства; Основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве.

     Восприятие  социальной поддержки субъективная оценка информации, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, он включен в определенные социальные связи и имеет в них взаимные обязательства. Уверенность личности в том, что ее потребность в поддержке, информации и обратной связи осуществляется.

     Группа  риска наркотизациигруппа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

     экспериментировавшие  с первыми пробами различных  психоактивных веществ;

     имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической  неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.

     Групповая дискуссия такой способ организации совместной деятельности с целью решения групповые задачи, обсуждения общей темы в группе.

     Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиоллогического статуса ребёнка новой социальной ситуации.

     Зависимостьневозможность прекратить употребление ПАВ даже в соответствии с собственным желанием или требованиям значимого окружения. Выделяют психическую и физическую зависимость: Психическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к ПАВ, своеобразной «влюбленностью» в это вещество.

     Формирование  физической зависимости связывают с появлением абстинентного синдрома (болевые ощущения и болезненное состоянием, связанным с отсутствием ПАВ, от которого сформировалась зависимость), т.е. прием ПАВ становится необходимым для «нормального» самочувствия

     Защитные  факторы - условия, снижающие риск вовлечения в наркотизацию.

     Злоупотребление психоактивными веществаминеоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

     Каузальный  подход в профилактике  - профилактика, ориентированная на причины приобщения к психоактивным веществам (ПАВ)

     Копинг-стратегия (копинг-поведение) – от англ. to cope – справиться, овладеть, совладать – поведение, имеющее целью устранить или уменьшить интенсивность стрессора (активное копинг-поведение) или внутриличностные формы преодоления стресса, защитные механизмы личности, предназначенные для обеспечения снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится стрессовая ситуация (пассивное копинг-поведение)

     лишенные  родительского попечения, ведущие  безнадзорный образ жизни, не имеющие  постоянного места жительства;

     Мозговой штурмметод стимуляции активности детей и развития гибкости мышления и креативности, как правило, используется в процессе группового принятия решений. Предполагает первоначально высказывания участников группы по определенной теме без обсуждения или оценки, и их письменная фиксация. Затем обсуждение предложенных вариантов.

     Наркоманияповторное использование психоактивного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый наркоманом) периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стремление принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.

     Наркотики психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (т.е. прием, хранение, транспортировка и т.д. этих веществ влечет за собой юридическую ответственность)

     Негативно – ориентированная  профилактика злоупотребления ПАВпрофилактические мероприятия проводятся в рамках проблемно-ориентированного подхода, акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.

     Новообразования возрастановый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Л.С. Выготский считал новообразования критерием для определения конкретных эпох детского развития.

     Образовательная среда совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей, выполняющих подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды.

     Обучающие группытакая форма групповой работы, конечная цель которой обучение конкретным психологическим и социальным навыкам, направленных на профилактику возможных психологических проблем и нарушений. Участникам группы предоставляется информация  по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения. Фактически – это тематический семинар с элементами тренинга. Такие группы могут проводится с достаточно большим количеством участников (15-20 человек), и обычно формируются в учреждениях системы образования или молодежных и детских центрах. Вести обучающие группы могут педагоги, социальные работники, психологи.

     Позитивная (позитивно направленная) профилактикапрофилактика, ориентированная не на проблему употребления ПАВ и его последствия, а на защищающий от возникновения проблемы потенциал – освоение и раскрытие ресурсов личности, предоставлении благоприятных условий для ее самореализации. Цель позитивно направленной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в употреблении ПАВ.

     Потребители наркотиковлица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

     Профилактика  наркозависимости - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)

     Профилактика  наркозависимости первичная - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость

     Профилактика  наркозависимости вторичная - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ у лиц, их употребляющих эпизодически

     Профилактика  наркозависимости третичная (реабилитация) - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, способствующий восстановлению личного и социального статуса больных наркоманиями и токсикоманиями и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности

     Психоактивные вещества (ПАВ) химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь

     Психогимнастикаметод, основанный на использховании невербальных средств экспрессии, направленный на развитие у детей различных рсихических функций, обучение элементам саморегуляции (психомышечноая тренировка) и умения выражать различные эмоциональные состояния.

     Ролевая играэто метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом.

     Роль  социальнаясоциальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса и положения в обществе, в системе межличностных отношений.

     Сказкотерапияметод психолго-педагогического воздействия, в основе которого лежит использование историй, метафор, сказок.

     Социальная  ситуация развитиясистема отношений между ребенком определенного возраста и социальной действительностью. в рамках социальной ситуации развития, сложившейся к началу возрастного периода. формируется центральное новообразование возраста.

     Токсикомания хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенных в официальный список наркотических средств.

     Факторы риска наркотизации - условия, способствующие приобщению к ПАВ.

     Я-концепция  – относительно устойчивая и в большей или меньшей степени осознанная, переживаемы как неповторимая, система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе

 

     Библиография

     1.Белогуров  С.Б. Популярно о наркотиках  и наркоманах. – СПб., 1998.

     2.Божович  Л.И. Проблема формирования личности. – М., Воронеж. 1995.

     3.Бурно  М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.:, 1989.

     4.Вендрова  Т. Пластическое интонирование  музыки в методике Вероники  Коэн // Искусство в школе, 1997, №2, с.19 – 27.

     5.Вопросы  психологии ребенка дошкольного  возраста: Сб. ст./ под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М., 1995.

     6.Выготский  Л.С. Избранные психологические  труды. – М., 1983.

     7.Гудзовская  А.А., Сураева Г.З. Уроки самоопределения.  Методическое пособие для учителей  по курсу «Основы жизненного  самоопределения». – Самара, 1996.

Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста