Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Наиболее уязвимыми по отношению к вовлечению в наркотизацию (приобщению к злоупотреблению алкоголем и токсикоманиям) исследователи [9; 21] считают подростков неустойчивого, эпилептоидно-неустойчивого, истероидно-неустойчивого типа: «Высокая частота алкоголизации подростков неустойчивого типа вполне понятна – страсть к бездумным развлечениям и удовольствию составляет одну из главных черт этого типа. В качестве мотива алкоголизации приводится желание испытать веселое настроение... И именно у неустойчивых и эпилептоидных подростков алкоголизация более всего грозит достичь такой степени, что уже в подростковом возрасте может развиться алкоголизм...» [21, c. 78]
Различные варианты асоциальной направленности личности. Под направленностью понимается своеобразно переживаемое человеком избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. «Направленность определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствие с которыми он действует» [35, с.26].
В зависимости от различных вариантов направленности личности выделяются несколько моделей наркотизации [9]:
Успокаивающая модель. В основе этой модели поведения лежит стремление снять психологическое напряжение. Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим образом: «Чтобы было спокойнее»
Коммуникативная модель отражает стремление наладить контакт с окружающими. Прием ПАВ создает субъективное ощущения легкости в общении с окружающими, уверенности в себе.
Гедонистическая модель, которая основана на стремлении к получению удовольствия с помощью химических средств. Употребление психоактивных веществ используется для получения удовольствия, создания приятных ощущений психического и физического комфорта. Если наркотическое опьянение даст желаемое наслаждение, то это довольно быстро приведет к формированию болезненного пристрастия.
Конформная модель. В ее основе лежит такой фактор риска наркотизации как стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой.
Манипулятивная модель предполагает использование ПАВ с целью манипулирования другими.
Активирующая модель. Применение психоактивных веществ, обусловлено стремлением к усилению активности, подъема жизненных сил, бодрости.
Компенсаторная модель. В основе употребления ПАВ лежит стремление к «компенсации» какой-то дисгармонии личности.
Дисфункциональные копинг-стратегии. Под копинг-стратегией (копинг-поведением) понимается «преодоление стресса, совладание с ним», то есть «деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды ресурсами личности, удовлетворяющими эти требования, постоянно изменяющиеся попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как превышающие ресурсы личности» [49, с. 77]
Для копинг-поведения, способствующих формированию наркозависимости, согласно экспериментальным данным ряда исследователей [48; 49], характерно следующее:
замена стратегии разрешения проблем стратегией избегания;
преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успехов;
преимущественная ориентация копинг-поведения не на стрессор (изменение внешних условий), а на уменьшение психоэмоционального напряжения, связанного со стрессором;
низкая
эффективность функционирования блока
личностно-средовых ресурсов – негативная,
слабосформированная Я-
Таким образом, на возможность вовлечения в наркотизацию и формирования наркозависимости влияет целый комплекс биологических, социальных и психологических факторов.
Работа по профилактике наркозависимости предполагает разработку и реализацию системы мер по снижению влияния факторов риска наркотизации, с опорой на защитные факторы, под которыми понимаются условия, препятствующие возникновению наркозависимости. Следует отметить, что ряд специалистов [31; 50] отмечает, что защитных факторов от наркотизации гораздо меньше, чем факторов риска, и их перечень с точки зрения социального, биологического и психологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определен так четко и однозначно, как перечень факторов риска.
Обобщая данные отечественных [1; 10; 25; 31; 34; 37] и зарубежных [27; 38; 50] специалистов, рассмотрим защитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболее значимых общностей, в которые входит ребенок:
При рассмотрении защитных факторов, проявляющихся на уровне личности, исследователи сосредотачивают внимание в основном на следующих условиях, препятствующих приобщению к ПАВ и формированию наркозависимости:
Гармоничное развитие личности. Согласно современному каузальному подходу, гармоничная, развитая личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Уходу в наркотизацию противопоставляется самореализация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможностей в социально-приемлемом русле.
Социальная компетентность ребенка. На теории социальной компетенции опирается большинство зарубежных программ профилактики наркозависимости [39; 45]. Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится.
В отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста, социальной компетентностью может считаться способность эффективно решать конкретные возрастные задачи, для решения которых им необходимо:
Уметь
считаться с другими –
Стать более независимыми по отношению к родителям и воспитателям (умение занять себя, развитие самостоятельности в игровой деятельности (4-6 лет); иметь собственное мнение (6-8 лет); самостоятельно справляться со своими делами, обраться за помощью к взрослому в случае затруднения (8-10 лет))
Овладеть в рамках образовательного процесса умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе (работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет); приобретать знания, умения и навыки учения в начальных классах (6-8 лет); старательно учиться, прикладывать силы, уметь учиться самостоятельно (8-10 лет))
Уметь устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками (находить товарища для игр среди сверстников своего и противоположного пола (4-6 лет); поддерживать дружеские отношения, уметь считаться с мнением другого, делиться с ним своими переживаниями, сочувствовать другого (6-8- лет); самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного «лучшего друга» (8-10 лет))
Научиться брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам (убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет); помогать по хозяйству дома, заботиться о младших и других членах семьи (6-8 лет); выделение постоянных обязанностей у детей, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т.д.) (8-10 лет)).
Уметь самостоятельно пользоваться основными средствами социальной инфраструктуры: общественным транспортом, денежной системой, средствами коммуникации и тому подобного (включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель и т.д. (4-6 лет); пользоваться деньгами, телефоном, общественным транспортом, знать ценность денег(6-8 лет); самостоятельное пользование инфраструктурой (8-10 лет)).
Уметь делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность, сохранение и укрепление здоровья (быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблюдать осторожность в контактах с взрослыми (4-6 лет); уметь делать выбор (6-8 лет); предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (8-10 лет)).
Наличие прочных внутриличностных антинаркотических барьеров. Внутриличностный антинаркотический барьер предполагает наличие антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
В
структуре антинаркогенных
Рассмотрим теперь факторы защиты от наркотизации, связанные с общностями, в которые входит ребенок.
Специалисты NIDA (National Institute on Drug Abuse) рассматривают факторы защиты, характеризующие такие значимые общности, как семья, образовательное учреждение, группа сверстников и микросоциальное окружение по месту проживания (с опорой на эти факторы ведется профилактическая работа в США) [50].
Защитными факторами, характеризующими отношения в семье, являются следующие:
крепкие семейные узы;
активная роль родителей в жизни детей;
понимание проблем и личных забот детей;
ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
В образовательном учреждении наиболее значимы такие факторы защиты, как:
повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой;
успешное участие в общественных мероприятиях;
поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях;
негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления;
сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками.
Теперь рассмотрим защитные факторы, проявляющиеся в среде сверстников:
улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками);
устойчивая способность отказываться в ответ на предложения употреблять ПАВ;
негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками;
эффективность в игре, работе, отношениях;
Факторами защиты от наркотизации, связанными с социальными условиями проживания, являются следующие:
усиление общественных антинаркотических норм;
требования к законодательству об изменении законов о рекламе ПАВ в СМИ. (рекламные щиты);
создание безнаркотических зон в школе;
При этом, в условиях, влияющих на приобщение ребенка к ПАВ, можно выделить «объективную» и «субъективную» стороны. «Объективная» сторона факторов риска наркотизации поддается внешнему наблюдению и представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование наркозависимости, не зависящих от воли и желания ребенка. «Субъективной» стороной считается ОТНОШЕНИЕ ребенка к условиям жизни и, в первую очередь, к себе и тем общностям, в которые входит, и их субъективная ОЦЕНКА. Исследователи[31; 43] подчеркивают, что именно субъективная сторона имеет основное значение. Это положение позволяет считать диагностику отношения ребенка к самому себе и значимому окружению, одним из важных критериев выявления детей группы риска, а также оценки эффективности проведенной профилактической работы
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста