Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика наркозависимости.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

     Роль  педагога в превентивном обучении.

     Роль  педагога в превентивном обучении независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей, отличающих превентивную педагогику от «классической».

     Во-первых, поскольку основной целью превентивного  обучения является развитие личностного  потенциала ребенка, перед педагогом встают в первую очередь задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе. Для решения этих задач педагог:

     создает и поддерживает доверительную атмосферу на занятиях;

     побуждает детей делиться своими знаниями и  мнениями;

     задает  «открытые» вопросы (т.е. вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и  признает за ребенком право  на собственное  мнение;

     ведет групповую дискуссию;

     обобщает  и комментирует высказывания детей.

     Во-вторых, необходимо помнить, что в превентивном обучении особенно важно не только, и не столько то, что говорит  педагог, сколько то, как он поступает. Педагог предоставляет детям  определенную ролевую модель не только в отношении проблемы употребления ПАВ, но и в отношении построения взаимоотношения с окружающими. Так, если на занятиях дети могут задавать любые вопросы и будут не только выслушаны, но и услышаны, просить помощи и получать ее, открыто говорить о том, что они думают и знают, то в будущем они скорее попросят помощи в трудной ситуации, сформируют реалистичное представление о себе и научатся уважать свои права и права других людей.

           В-третьих, специфика  предмета превентивного обучения не позволяет педагогу чувствовать себя экспертом, таким, каковым он является на предметах общеобразовательного цикла. Учитель может гораздо лучше своих учеников знать орфографические правила, но он не может разбираться в чувствах ребенка, ежедневно испытывающего на себе все «прелести» опьянения родителей, лучше ребенка из алкоголизированной семьи.

           В-четвертых, педагогу необходимо помнить, что некоторые  темы могут оказаться сложными и  вызывающими болезненные переживания  у части учащихся. Дети очень непосредственны и импульсивны, самораскрытие у них зачастую идет «без оглядки», поэтому, проводя профилактические занятия с детьми, учитель или воспитатель должны быть готовы получить очень откровенную информацию, обсуждение которой не входит сферу их профессиональной компетенции. Чтобы по возможности избежать этого, можно взять за правило не задавать лобовых «закрытых» вопросов о семье ребенка, не обсуждать поведение или взаимоотношения родителей.

     3.2. Работа с семьей.

     Согласно  Концепции профилактики злоупотребления  ПАВ в образовательной среде, работа с семьей ребенка в рамках первичной профилактики наркозависимости направлена на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков «законопослушного, успешного и ответственного поведения».

     Работа  с семьями детей по вопросам профилактики наркозависимости ведется в нескольких направлениях:

     Общая информационно-просветительская работа с родителями и заменяющими  их лицами.

     Это направление работы предполагает проведение лекций по проблеме влияния семейного  воспитания на формирование предпосылок аддиктивного поведения, или наоборот, способствующих формированию устойчивости по отношению к наркотическому заражению. Также возможна организация круглых столов, семинаров и дискуссий по данной проблеме. Следует отметить высокий потенциал создания инициативных групп родителей, члены которых будут заниматься созданием и поддержанием антинаркотической атмосферы в образовательном учреждении, районе и городе. 

     Индивидуальное  консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с употреблением ПАВ.

     Консультационная  деятельность педагога образовательного учреждения в профилактике наркозависимости ограничена рамками его профессиональной компетенции и реализуется, как  правило, в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социальноодобряемых интересов, или увлеченности ребенка каким то видом деятельности как альтернативны наркотизации. В качестве рекомендаций по практическому решению задачи развития разносторонней личности педагог может посоветовать родителям разнообразить деятельность ребенка засчет посещения им кружков, спортивных секций и занятий в других организациях системы дополнительного образования. Необходимо помнить при этом, что дополнительная занятость ребенка не должна стать для него непосильной нагрузкой. Кроме того, целесообразно выбирать такие виды дополнительного образования, которые позволят ребенку реализовать те потенциальные возможности, которые остались невостребованными в основном учебном процессе. Так, если в школе акцент делается на развитии вербального интеллекта, логического мышления и других «левополушарных» процессов, то лучше, если на занятиях в системе дополнительного образования, акцент будет сделан на развитии образного мышления, эмоциональной сферы ребенка, интуиции и эстетических чувств, а также на возможности реализации двигательной активности ребенка. 

     Работа  с семьями «группы  риска»

     В связи с тем, что реализация данного направления в работе с семьей требует от специалиста знания теорий семейной терапии и умений применять их на практике, деятельность педагога зачастую сводится к выполнению «диспетчерской функции», т. е. к предоставлению родителям ребенка информации о тех учреждениях и специалистах, в помощи которых нуждается семья.

     Таким образом, основным направлением работы с семьями учителя начальных  классов является общая информационно-просветительской деятельность.  
 

     Создание  антинаркотической среды в образовательном учреждении

     Работа  по профилактике наркозависимости на уровне школы предполагает:

     Внедрение в образовательной среде инновационных  педагогических технологий, обеспечивающих формирование и развитие у воспитанников  ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» наркотиков.

     Расширение  спектра досуговых мероприятий (кружки, спортивные секции и т.д.) за счет совершенствования  системы дополнительного образования.

     Создание  и внедрение технологий раннего  обнаружения случаев употребления психоактивных веществ учащимися.

     При обсуждении вопроса о создании антнаркотического  климата в школе, необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени  в рамках этого направления профилактической деятельности проводятся только разовые мероприятия. Например, такие как: Выставки-конкурсы детского рисунка по теме «Дети и наркотики», «Нет наркотикам!», оформление стендов с информацией о принципах ведения здорового образа жизни, рекомендации родителям и т.д.

     Ни  в коей мере не преуменьшая значение проводимой работы, необходимо отметить, что более эффективным является создание системы антинаркотических  мероприятий как «определенного образа жизни» в школе. По сути, это  означает разработку и ежедневную реализацию правил пребывания в образовательном учреждении, основанных на ценностях здорового образа жизни и гуманистических ценностях (уважение к личности, конструктивное взаимодействие)

     Конкретный  набор правил устанавливает образовательное  учреждение самостоятельно, на основе договоренности детей, педагогов, администрации ОУ и родителей. При разработке правил необходимо учитывать следующее:

     Правила должны быть едиными  для всех, и их исполнение должно быть обязательным не только для детей, но и для педагогов, работников администрации и родителей.

     Если  установлен запрет на употребление психоактивных  веществ на территории ОУ (включая  табакокурение и употребление слабых алкогольных напитков), то этот запрет распространяется на каждого, кто попадает на территорию школы. Для этого очень важно провести подготовительную работу с родителями детей, членами их семей, всеми работниками образовательного учреждения, с тем, чтобы донести до их сознания необходимость соблюдения этого принципа.

     Правила должны быть не просто декларированными, но и реально действующими в повседневной жизни. То есть необходимо включение этих правил в практическую деятельность детей.

     Должна  быть разработана четкая система поощрений за соблюдение правил и меры ответственности за их нарушение. При этом необходимо соблюсти баланс между универсальностью и адресностью средств стимуляции.

     Иными словами, должны быть выработаны как  общие, так и ориентированные  на особенности возраста и статуса  участников воспитательного процесса стимулы (очевидно, что поощрения детей и педагогов должны быть несколько различными). В качестве стимулов соблюдения правил могут быть использованы предоставление или лишение каких-либо привелегий. Например, при нарушении какого-то правила детьми младшего возраста можно использовать «тайм-аут» (несколько минут – не более 3, бездеятельности и изоляции) Важно, чтобы при применении системы поощрений-наказаний, четко и доступно было объяснено, за ЧТО и НА КАКИХ ОСНОВАНИЯХ применяется этот стимул.

     Вывод 

     Современное понимание причин употребления психоактивных веществ исходит из того, что прием наркотиков и других ПАВ выступает как способ удовлетворения присущих человеку, важных жизненных потребностей. При этом в поисках этиологических факторов наркомании, значение нужно придавать не только, и не столько химическим эффектам наркотиков, а больше обращать внимание на символическое значение, которое наркотик приобретает для зависимого. С этой точки зрения, наркомания является своеобразным выражением неупорядоченности личности и неприспособленности ее к окружающему миру. Опасность наркотиков состоит в том, что при неоднократном, а в некоторых случаях и однократном употреблении, эти вещества оказывают такое влияние на организм человека, что из средства суррогатного удовлетворения потребностей превращаются в наиболее субъективно важную потребность, удовлетворению которой подчиняется вся жизнедеятельность наркомана. Так возникает психическая, а затем и физическая зависимость Таким образом, современное понимание сущности профилактики наркозависимости исходит из того, что ее основой является снижение влияния факторов риска и усиление защитных факторов.

     Таким образом, стратегия профилактической работы с младшими школьниками с  целью предотвращения их вовлечения в наркотизацию в дальнейшем предполагает целенаправленную работу по комплексному развитию личности детей с учетом их возрастных особенностей. 

 

Заключение

  Усугубление наркологической ситуации в стране, в частности тенденция к неуклонному  омоложению потребителей психоактивных  веществ, требует создания целостной системы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях. При этом ведение профилактической работы с детьми должно начинаться до наступления в младшем школьном возрасте.

  Система профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов. Приоритетной является позитивная профилактика злоупотребления ПАВ, опирающаяся на возрастные особенности детей. Особая роль в ведении такой комплексной профилактической работы, затрагивающей личность ребенка и младшего школьного возраста, его семейное окружение и условия обучения и воспитания в образовательном учреждении, принадлежит учителям начальных классов.

 

      Глоссарий

     Адаптацияприспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. Различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

     Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка) – форма девиантного (нарушающего социальные нормы) поведения, характеризующаяся употреблением ПАВ без формирования наркозависимости.

     Акцентуация личностипонятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. В настоящее время в отечественной психологии и психиатрии большее признание получило предложенное А.Е. Личко понимание акцентуаций характера, как крайних вариантов его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста