Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Системный подход к профилактике наркозависимости, который предполагает следующее:
Человек рассматривается как единство телесного и духовного, то есть работа должна быть направлена на формирование ценности и навыков укрепления здоровья телесного и нравственного, а также на развитие эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов личности.
Учет при проведении профилактической работы воздействия всех внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов, как способных влиять на готовность детей к реализации поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни, так и детерминировать возможную наркотизацию.
Для успешного проведения профилактики аддиктивного поведения младших школьников необходимо консолидированное взаимодействие педагогов, школьных психологов, родителей и, конечно, самих детей.
Деятельностный подход к профилактике. Формирование ценности здорового образа жизни и навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском наркотизации должно происходить в совместной деятельности ребенка и учителя.
Когнитивная адекватность – максимальное соответствие форм, методов организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития конкретных групп детей. Поэтому в работе с младшими школьниками должны преобладать игровые формы организации.
Проблемная адекватность – в нашем случае при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста особое внимание уделяется профилактике табакокурения и употребления алкоголя, а также приобщения к ингалянтной токсикомании (вдыхания паров бензина и другой бытовой химии), и злоупотребления некоторыми лекарственными препаратами.
Исключение «запретной информации». Соблюдение этого принципа предполагает, что полностью исключается даже упоминание сведений, способных спровоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к табаку, алкоголю и другим психоактивным веществам (информация о специфических свойствах различных веществ, способах их приготовления и применения).
Опережающий характер обучения – целевая подготовка детей должна быть организована заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения и должна учитывать факторы, способствующие наркотизации, более актуальные для последующего возраста. Так, в работе с 5-7-летними детьми необходимо уделять внимание снижению влияния факторов, способствующих наркотизации подростков. Такой подход возможно реализовать с помощью механизма «психологической прививки».
Адресность - профилактическая работа с детьми должна учитывать индивидуальные особенности детей. Особенно ярко этот принцип проявляется в отношении выбора содержания и формы проведения профилактической работы в зависимости от степени вовлеченности детей в проблему наркотизации. На этом основании в профилактической работе выделяют два блока:
Первый блок - Общая воспитательная работа с детьми
Ее основная цель заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
Второй блок - Работа с группой риска по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию, или с точки зрения угрозы благополучию ребенка из-за употребления ПАВ в ближайшем окружении ребенка.
Работа предполагает выявление детей наиболее подверженных негативному влиянию среды (в том числе с точки зрения наркогенного заражения) и направлена на коррекцию и нивелирование личностных деструктов, способных обусловливать приобщение к одурманивающим веществам. Она предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации – развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе.
Перейдем
теперь к рассмотрению организации
непосредственной профилактической работы.
Организация процесса обучения
Согласно
современной концепции
Вариант А. - Специализированные учебные модули в рамках преподавания дисциплин общеобразовательного цикла.
Данная
форма организации
Так, например, на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, основ экологического воспитания, ОБЖ и других воспитатель или учитель могут отработать следующий алгоритм принятия решений:
Остановись и подумай,
Какие варианты решения существуют?
Каковы последствия каждого из вариантов?
Взвесь «за» и «против» каждого из вариантов
Выбери один из них
Сделай то, что решил
Посмотри, что получилось
Похвали себя.
На занятиях по физическому воспитанию учащиеся могут отработать навыки психомышечного расслабления, гигиенические дыхательные упражнения, которые позволяют быстро очистить легкие после пребывания в прокуренном помещении.
Вариант В. - Специализированные занятия психолого-педагогической профилактики наркозависимости.
Для специализированных психолого-педагогических занятий либо отводится время в учебном плане (в рамках вариативной части учебных программ), либо перестраивается содержание таких учебных дисциплин инвариантной части учебного плана как ОБЖ, ознакомление с окружающим миром, физическая культура. Также профилактические занятия могут проводиться в дополнительное время.
Как правило, такие занятия организуются не для всей группы/класса, а для части детей, наиболее нуждающихся в специальной поддержке.
Необходимо отметить, что проведение занятий с детьми группы риска требует от ведущего специальных знаний и профессиональных навыков. Поэтому такие занятия должны проводить психологи и социальные педагоги, прошедшие специальную подготовку по направлению «профилактика зависимого поведения».
Таким образом, выбор формы организации превентивного обучения во многом зависит от желания и подготовленности педагога.
Кроме
того, форма организации профилактической
работы напрямую зависит от объекта воздействия:
Если общая воспитательная работа с детьми
позволяет ограничиться вкраплением в
общеобразовательный цикл элементов,
связанных с проблемой профилактики наркоманий,
то работа с детьми из группы риска должна
вестись более интенсивно и в данном случае
больший потенциал, безусловно, у специализированных
занятий по профилактике.
Форма проведения занятий по профилактике наркозависимости младшго школьного возраста
Форма проведения занятий по профилактике наркозависимости может быть:
индивидуальной (в форме индивидуальных консультаций или коррекционных занятий с детьми из группы риска, имеющими противопоказания к участию в групповой работе)
групповой (занятия могут проводиться в обучающих группах).
Работа
в обучающей группе направлена на
развитие личностного потенциала детей.
Кроме того, участникам группы предоставляется
информация по конкретным проблемам,
связанным с наркотизацией, и
оказывается помощь в принятии эффективных
решений и выработке
В отличие от терапевтических групп, такие группы могут проводиться с достаточно большим количеством участников (15-20 человек).
Вести обучающие группы могут воспитатели, учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах повышения квалификации по направлению «профилактика зависимого поведения»
Для повышения эффективности работы рекомендуется привлекать помощника ведущего. Им может быть воспитатель/учитель, проводящий с детьми занятия общеобразовательного курса, или кто-то из родителей, прошедших специальную подготовку.
Функции помощника:
поддержание общего ритма работы группы;
поддержка групповой сплоченности;
утверждение правил групповой работы и контроль за их соблюдением на занятии;
индивидуальная помощь участникам (разъяснение инструкции и т.п.);
помощь в организации работы малых групп;
участие в обсуждении и подведении итогов.
Свои функции помощник реализует посредством активного участия в занятии. Помощник показывает пример, соблюдая и озвучивая в случае необходимости правила групповой работы, проявляя заботу и интетерес к участникам, поддерживая и их результаты их деятельности.
Методы психолого – педагогического воздействия в профилактике наркозависимости.
Вопрос о
выборе методов и конкретных приемов психолого--педагогического
воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике наркозависимости с детьми младшего возраста.
Необходимо отметить тот факт, что профилактическая работа с данной возрастной группой в настоящее время находится в стадии становления и нельзя говорить о «классических», отработанных методах ведения профилактики наркоманий. Тем не менее, в литературе, посвященной профилактике наркозависимости среди детей и подростков [23; 31; 33], отмечается высокий потенциал использования адаптированных для нужд профилактики общих психокоррекционных методов.
В работе с детьми младшего возраста наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия – арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики, «классических» дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т. д., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд профилактической работы.
Дадим
краткую характеристику методам
психолого-педагогического
Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. «затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру» [8, с. 17]. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических барьеров», наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.
В частности, в доступной и ненавязчивой сказочной форме детям можно объяснить «механизм» действия психоактивных веществ и соответственно их опасности. Так, например, как это делали мы на специализированных профилактических занятиях с младшими школьниками, одно из которых предполагало «знакомство» с символическими образами ПАВ:
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста